Новый учебный год на Урале начинается со скандала. Уральский федеральный университет, одно из крупнейших в стране высших учебных заведений, обвинили в махинациях во время вступительной кампании.
Справка SmartNews
Зачисление абитуриентов в вуз проходит в два этапа. Выпускник имеет право подать заявление в пять учебных заведений. Каждый вуз должен составить список тех, кто подал заявление, и обнародовать его. Абитуриенты, чьи результаты намного выше проходного балла в вуз, попадают в список рекомендованных к зачислению. После этого объявляется вторая волна: абитуриенты смотрят, в какие вузы они проходят, и делают окончательный выбор. Попавшие в список «рекомендованных» могут перейти в другой вуз, а на их освободившиеся места зачисляют резервистов.
Основой для обвинений стал ежегодный доклад, который подготовили в Обществе защиты прав потребителей образовательных услуг. Документ оказался настоящей «бомбой». По словам экспертов, многие вузы зачисляли на бюджетные места не лучших из абитуриентов, а «своих» — несмотря на то что балл по ЕГЭ у них был отнюдь не самым высоким.
Почему Минобразования до сих пор не вышло с предложениями по лишению аккредитаций и лицензий большинства коммерческих вузов? Что за промедление? Надо в 10 раз, не меньше, сокращать количество вузов, а остальные жестко контролировать, чтобы была реальная конкуренция результатов абитуриентов, иначе потеряем остатки высшего образования и его авторитета в РФ.
— Есть факты, когда вузы публикуют информацию о каких-то якобы прошедших лицах, а позже решают вопрос, кого на это место взять. Конечно, какие-то вузы могли просто перестраховываться от недобора студентов, но во многих случаях за таким нарушением стоят коррупционные схемы. Сегодня система зачисления по результатам ЕГЭ достаточно сложная — ведь сам вуз не знает, сколько он гарантированно зачислит в первой волне. И здесь открывается целое поле для злоупотреблений.
В подобном подлоге уличили сразу несколько крупных вузов по всей стране — например, Московский технический университет связи и информатики, Тольяттинский, Казанский, Чувашский госуниверситеты и многие другие.
— В этом году количество жалоб от абитуриентов и их родителей увеличилось в разы. Мы считаем, что надо открыть федеральную базу данных свидетельств ЕГЭ. Чтобы вузы на сайтах публиковали списки абитуриентов и все изменения в них в режиме реального времени
Высшее образование становится «все более лучше»: вузы научились принимать «нужных» абитуриентов независимо от результатов ЕГЭ.
В самих вузах информацию или отказываются комментировать (именно так поступили в Уральском федеральном университете) или категорически опровергают. Руководство Казанского госуниверсистета даже заявило, что собирается подать в суд за клевету.
Тем временем Рособрнадзор и Генпрокуратура уже начали совместную проверку по фактам, которые обнародовали Российский студенческий союз и Общество защиты прав потребителей образовательных услуг.
В УРФУ на бюджет приходят целевики с нулевыми знаниями. А умные дети туда не проходят.
Простой пример из сегодняшнего дня. Моя дочь, у которой по 3 экзаменам ЕГЭ 286 баллов, подала документы на международные отношения в УрФУ на бюджет. Это был второй результат. Бюджет 5 мест. На она не проходит, так как весь бюджет заняли целевики. Средний балл у этой категории где-то в районе 130.
Т.е. в УРФУ на бюджет попадают убогие бедолаги и сироты со справками. Умные дети остаются за бортом, или должны пойти платно. Но платить УРФУ после такого — это дурной тон. Видимо придется дочке учиться в другом городе или стране.
И вот вопрос. Что это? Просто коррупция? Дырка в законе? Возможность купить справку для ленивого и обдолбанного чада и через нее пролезть в ВУЗ?
Сама идея ЕГЭ — фуфло. Мировая практика показывает — не отличники делают мировые открытия, а середнички! У них мышление другое — не ординарное, иногда не в какие рамки не входит. Отличники, наоборот, все делают по правилам, по принятым канонам.
Хотелось бы напомнить прошлогоднюю историю со сдачей ЕГЭ старшекурсниками МФТИ. Тогда министр образования публично обратился к ректору вуза с указанием «отчислить студентов так, чтобы их можно было бы потом восстановить». Их, естественно, восстановили. Интересно было бы узнать, кстати, где сейчас учатся те школьники, за которых студенты сдали экзамен.