В Екатеринбургском музее изобразительных искусств обнаружена уникальная находка. В музейном хранилище оказалась гравюра, принадлежащая великому итальянскому художнику XVIII века Джованни Баттисте Пиранези. Долгое время считалось, что это гравюра работы сына легендарного итальянца, и только недавно специалистам удалось установить ее подлинное авторство.
В фондах Екатеринбургского музея изобразительных искусств найдена гравюра знаменитого итальянского мастера XVIII века Джованни Баттисты Пиранези. Работа относится к одной из наиболее популярных серий «Виды Рима», над которой автор работал на протяжении всей жизни. Находка стала неожиданным дополнением к выставке Пиранези, которую впервые привезли в Екатеринбург из Санкт-Петербурга. Оказалось, что и на Урале есть работы знаменитого и влиятельного итальянского художника.
Справка SmartNews
Джованни Баттиста Пиранези — знаменитый итальянский художник, скульптор, архитектор и археолог XVIII века. По праву считается мастером архитектурных пейзажей. Увлекался археологическими раскопками и римскими древностями. Изображенный им храм Канопуса — одна из построек на вилле императора Адриана в Тиволи недалеко от Рима. За свою жизнь Пиранези сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвел мало зданий. Именно с его именем связывают выражение «бумажная архитектура». Произведения Пиранези служили вдохновением для представителей такого стилевого направления, как романтизм.
Один из самых любимых моих художников, архитектор неосуществимых замыслов… Сто лет тому назад у моего учителя увидела гравюру Пиранези «Пьяцца делла Монте-кавалло» («площадь высоких коней»). Будучи в Риме, в страшную жару попыталась отыскать эти скульптуры, они оказались на Квиринальском холме, и в натуре гораздо меньше, чем их изобразил Пиранези. Еще у него потрясающе воссоздан вид Аппиевой дороги, вдоль которой стояли гробницы римской знати. Сейчас от них остались одни камни, да и во времена Пиранези было не лучше, а он представил всю их неимоверную пышность.
На офорте изображен интерьер заброшенного античного храма. Работа называется «Внутренний вид храма Канопуса на вилле Адриана» и относится к серии «Виды Рима», над которой мастер работал практически всю свою жизнь.
Внутренний вид храма Канопуса на вилле Адриана. Лист из серии «Виды Рима» Фото: Наталья Гребнева
Гравюра попала в наш музей в шестидесятых годах прошлого века. Офорт был выкуплен у частного лица. Долгое время мы считали, что автором данной работы является Франческо Пиранези, сын Джованни. Однако при детальном рассмотрении нам удалось установить, что авторская подпись принадлежит отцу, а не сыну. Специалисты из Государственного Эрмитажа отметили высокое художественное качество гравюры и подтвердили, что автором является Джованни Пиранези.
Гравюра уже включена в экспозицию выставки Эрмитажа «Дворцы, руины и темницы», посвященной творчеству Пиранези, которая в эти дни проходит в уральском музее. После окончания выставки офорт останется на Урале и займет достойное место в богатой коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Это действительно достойно внимания! В коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится более 200 гравюр Пиранези. В рамках Года Италии в России проходили выставки его работ! Считаю это огромной удачей — ознакомиться с творчеством этого талантливейшего человека.
Радует, что такой шедевр будет храниться на Урале, а не уедет в какой-нибудь Петербург.
Видео
Это действительно интересная находка. Картины Пиранези обладают особым наполнением благодаря богатой фантазии художника. Думаю, что картина попала к нам, все-таки, из рук фронтовика. При втором варианте, она вряд ли бы избежала зоркий глаз большевиков и оказалась в музее гораздо раньше.
А если вспомнить, сколько было утрачено в революцию действительно великих произведений искусства? Ведь никто не разбирался. Откуда у простых рабочих и крестьян осознание истинных ценностей произведений искусства?
12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе