Екатеринбургские педагоги нашли необычное средство, как отучить школьников от сквернословия. В лицее № 180 мат изучается и разбирается на уроках. Методика оказалась очень эффективной, но городское управление образования не спешит ее внедрять — чиновники опасаются гнева родителей школьников.
«Клин клином вышибают», «врага надо знать в лицо» — этим житейским мудростям последовали педагоги из Екатеринбурга. И в ответ на матерщину старшеклассников организовали занятия по изучению обсценной лексики. Это, убеждены учителя, гораздо эффективнее отобьет у ребят охоту сквернословить, чем прямые запреты или нравоучения.
Идея, как рассказали учителя екатеринбургского лицея № 180, пришла им в голову случайно — когда они услышали, как их любимые ученики на переменах и после занятий кроют друг друга трехэтажным матом. При этом крепкие словечки проскальзывали в речи подростков безо всякого повода.
бывает в школе, меня так все бесят, что хочется встать в середине урока, посреди класса и крикнуть жесточайший мат ЭТО КАК БЫ, ПАР ВЫПУСТИТЬ.
Учителя пробовали ругать своих подопечных, вводить прямой запрет на подобные выражения в школьных стенах, но, как показала практика, такие меры малоэффективны. На уроках школьники, конечно, не позволяли себе лишнего, но в общении старшеклассников между собой мат оставался привычным и даже нормальным языком общения.
Поэтому педагоги решили попробовать другую практику — лечить подобное подобным. В лицее организовали специальные занятия, на которых начали изучать «русский матерный».
Большинство ребят ругаются вовсе не из-за того, что являются такими уж закоренелыми матерщинниками. Для них это просто способ повысить свой социальный статус в молодежной среде, показать свою крутость и взрослость, подчеркнуть, что они уже не дети, которым можно что-то запрещать и диктовать, как им жить. Ненормативная лексика для них — это тот самый запретный плод, который сладок именно в силу своей запретности. И потому бороться с ним ограничительными методами бесполезно. Мы решили убрать у мата этот ореол героизма и таинственности, поближе познакомить тех ребят, что постарше, с этим феноменом, показать, что ничего особо привлекательного в нем нет. Это яркая, экспрессивная — но всё равно неприличная и грязная лексика. Не более того.
За последние недели в школе прошло уже несколько подобных семинаров. На них обсуждаются причины и истоки возникновения мата, происхождение и значение тех или иных слов, перед старшеклассниками выступают учителя и приглашенные специалисты (психологи, филологи, другие), школьники сами готовят и выступают с научными докладами, посвященными мату. Разворачиваются даже настоящие дискуссии, где одни подростки защищают обсценную лексику и право ее употреблять в речи, а другие стремятся опровергнуть их точку зрения.
И учителя, и сами ученики утверждают, что такой необычный научный подход в изучении ненормативной лексики приносит свои плоды. Привлекательность мата для ребят снизилась, а отношение к его употреблению стало более негативным. Благодаря этому ругаться старшеклассники (и даже некоторые педагоги-мужчины — в нерабочее, разумеется, время) стали явно меньше.
Все они, все матерятся похуже сапожников, а еще что-то говорят про то, как не надо этого делать. Лицемеры!
В школе готовы поделиться опытом со всеми желающими — однако в Управлении образования Екатеринбурга не спешат поддержать новую методику. О массовом внедрении «матерных» семинаров в школах города речи не идет.
Причем дело здесь, как признаются чиновники, даже не в сомнительной эффективности этого метода. Чиновники от образования опасаются реакции родителей школьников. Кто-то из них, возмутившись тем, чему сына или дочь учат в школе, может подать жалобу на педагогов. Ведь большинство пап и мам твердо убеждены: уж их-то чадо если и знает крепкие выражения, то уж точно никогда не станет само их употреблять.
Видео
Представители культурного класса уверяют нас, что обсценная лексика — часть богатого наследия русского языка.
Всё таки мат сохраняет нервные клетки. Также мат — это часть российской культуры, и искоренять его нельзя. Согласен, школьники матерятся очень много, что изрядно выбешивает, но изредка употреБля*ь их в разговорной речи не так уж плохо, как я считаю.
Да молодцы они. А то от детей ведь такоооое услышать можно, что хоть записывай. На тему мата пишут и дипломы, и диссертации, почитать это весьма интересно. И не один семинар был на эту тему у нас. Если это просто эмоциональное, то это нормально. Но иногда же это просто идет в потоке речи, и уже не замечаешь, что говоришь. К тому же то, чего нельзя, хочется больше всего. А теперь вот детям будут о мате рассказывать взрослые, и им уже неинтересно станет ругаться, весь смысл мата пропадет. Так что хорошо придумали. Ну и еще. Ежели вы будете материться, у вас язык почернеет и отпадет к е…ням:))
Всему должно быть своё место и время. Бранное слово хорошо для брани, то есть для войны, для боя, для выражения ненависти, а не для нормального мирного общения. В тюрьме и на зоне не услышишь того, что слышишь от молодёжи, причём чаще всего мат используется вместо междометий и, если честно, мешает. Но для иных это единственная возможность сказать что-то более-менее связное.
Подросткам свойственно воспринимать любые правила, а особенно запреты, как попытку ограничить их свободу и право на самовыражение.Они прекрасно понимают, что материться нельзя, что это осуждается и общественным мнением и законодательством. Ведь в разговоре с родителями, учителями, просто со взрослыми они обходятся без него, не прилагая усилий. А в своей среде материться — это признак крутизны, лихости, взрослости. А что если в какой-нибудь школе, в качестве эксперимента ввести эдакую обязательную форму общения: сударь, сударыня, соблаговолите выслушать, не откажите в любезности. Провести уроки галантности, рыцарский турнир за прекрасную даму. В такое общение не только мат, но и такие гнусности как *телка* и *козел* не впишутся. А бороться с площадной бранью нужно любыми способами, лишь бы результаты были. А вы замечали, что подростки никогда не ругаются матом в разговоре с малышами. Интересно, почему?
Лично, я не знаю как относится к таким нововедениям и семинарам. Вспоминая свою далекую молодость и не забываемые курсантские деньки, где здоровые парни матерились на каждом шагу. Вот и стали мы собирать по пяточку за каждый мат с каждого матерившего (для достоверности записывая все разговоры на магнитофон) Первое место занял курсант попросивший полотенце с семью матерными выражениями. После этого многие из нас стали следить за своей речью.
Сколько копей сломано при обсуждении этой темы,прав А. Губарев, что бранному слову место на поле брани. Почему ругаются дети, да потому, что они копируют взрослых, которые употребляют ненормативную лексику везде и всюду не глядя на окружение и смело называют эти действия культурной составляющей бытия.Глупости, это культура люмпенов,и необразованных людей (наличие диплома еще не значит, что человек образован), это свидетельство психологической неуравновешенности и неуверенности в себе.Екатиренбургский эксперимент считаю провалом педагогической деятельности.Учить культуре, нужно на лучших образцах литературных, художественных и музыкальных произведений, а не на мате полуобразованных уличных хамов.
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе