На три буквы. В школьную программу включили уроки русского мата

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Чабаненко Игорь/РИА Новости

Екатеринбургские педагоги нашли необычное средство, как отучить школьников от сквернословия. В лицее № 180 мат изучается и разбирается на уроках. Методика оказалась очень эффективной, но городское управление образования не спешит ее внедрять — чиновники опасаются гнева родителей школьников.

«Клин клином вышибают», «врага надо знать в лицо» — этим житейским мудростям последовали педагоги из Екатеринбурга. И в ответ на матерщину старшеклассников организовали занятия по изучению обсценной лексики. Это, убеждены учителя, гораздо эффективнее отобьет у ребят охоту сквернословить, чем прямые запреты или нравоучения.

Идея, как рассказали учителя екатеринбургского лицея № 180, пришла им в голову случайно — когда они услышали, как их любимые ученики на переменах и после занятий кроют друг друга трехэтажным матом. При этом крепкие словечки проскальзывали в речи подростков безо всякого повода.

бывает в школе, меня так все бесят, что хочется встать в середине урока, посреди класса и крикнуть жесточайший мат ЭТО КАК БЫ, ПАР ВЫПУСТИТЬ.

Учителя пробовали ругать своих подопечных, вводить прямой запрет на подобные выражения в школьных стенах, но, как показала практика, такие меры малоэффективны. На уроках школьники, конечно, не позволяли себе лишнего, но в общении старшеклассников между собой мат оставался привычным и даже нормальным языком общения.

Поэтому педагоги решили попробовать другую практику — лечить подобное подобным. В лицее организовали специальные занятия, на которых начали изучать «русский матерный».

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Большинство ребят ругаются вовсе не из-за того, что являются такими уж закоренелыми матерщинниками. Для них это просто способ повысить свой социальный статус в молодежной среде, показать свою крутость и взрослость, подчеркнуть, что они уже не дети, которым можно что-то запрещать и диктовать, как им жить. Ненормативная лексика для них — это тот самый запретный плод, который сладок именно в силу своей запретности. И потому бороться с ним ограничительными методами бесполезно. Мы решили убрать у мата этот ореол героизма и таинственности, поближе познакомить тех ребят, что постарше, с этим феноменом, показать, что ничего особо привлекательного в нем нет. Это яркая, экспрессивная — но всё равно неприличная и грязная лексика. Не более того.

Елена Иванова, преподаватель екатеринбургского лицея, SmartNews

За последние недели в школе прошло уже несколько подобных семинаров. На них обсуждаются причины и истоки возникновения мата, происхождение и значение тех или иных слов, перед старшеклассниками выступают учителя и приглашенные специалисты (психологи, филологи, другие), школьники сами готовят и выступают с научными докладами, посвященными мату. Разворачиваются даже настоящие дискуссии, где одни подростки защищают обсценную лексику и право ее употреблять в речи, а другие стремятся опровергнуть их точку зрения.

И учителя, и сами ученики утверждают, что такой необычный научный подход в изучении ненормативной лексики приносит свои плоды. Привлекательность мата для ребят снизилась, а отношение к его употреблению стало более негативным. Благодаря этому ругаться старшеклассники (и даже некоторые педагоги-мужчины — в нерабочее, разумеется, время) стали явно меньше.

Все они, все матерятся похуже сапожников, а еще что-то говорят про то, как не надо этого делать. Лицемеры!

В школе готовы поделиться опытом со всеми желающими — однако в Управлении образования Екатеринбурга не спешат поддержать новую методику. О массовом внедрении «матерных» семинаров в школах города речи не идет.

Причем дело здесь, как признаются чиновники, даже не в сомнительной эффективности этого метода. Чиновники от образования опасаются реакции родителей школьников. Кто-то из них, возмутившись тем, чему сына или дочь учат в школе, может подать жалобу на педагогов. Ведь большинство пап и мам твердо убеждены: уж их-то чадо если и знает крепкие выражения, то уж точно никогда не станет само их употреблять.

Прислал
Видео взято у пользователя Школа Практика

Видео

Представители культурного класса уверяют нас, что обсценная лексика — часть богатого наследия русского языка.

Всё таки мат сохраняет нервные клетки. Также мат — это часть российской культуры, и искоренять его нельзя. Согласен, школьники матерятся очень много, что изрядно выбешивает, но изредка употреБля*ь их в разговорной речи не так уж плохо, как я считаю.

Да молодцы они. А то от детей ведь такоооое услышать можно, что хоть записывай. На тему мата пишут и дипломы, и диссертации, почитать это весьма интересно. И не один семинар был на эту тему у нас. Если это просто эмоциональное, то это нормально. Но иногда же это просто идет в потоке речи, и уже не замечаешь, что говоришь. К тому же то, чего нельзя, хочется больше всего. А теперь вот детям будут о мате рассказывать взрослые, и им уже неинтересно станет ругаться, весь смысл мата пропадет. Так что хорошо придумали. Ну и еще. Ежели вы будете материться, у вас язык почернеет и отпадет к е…ням:))

Прислал
Анатолий Губарев

Вольный стрелок

Всему должно быть своё место и время. Бранное слово хорошо для брани, то есть для войны, для боя, для выражения ненависти, а не для нормального мирного общения. В тюрьме и на зоне не услышишь того, что слышишь от молодёжи, причём чаще всего мат используется вместо междометий и, если честно, мешает. Но для иных это единственная возможность сказать что-то более-менее связное.

Прислала
Марина Вепренцева

Подросткам свойственно воспринимать любые правила, а особенно запреты, как попытку ограничить их свободу и право на самовыражение.Они прекрасно понимают, что материться нельзя, что это осуждается и общественным мнением и законодательством. Ведь в разговоре с родителями, учителями, просто со взрослыми они обходятся без него, не прилагая усилий. А в своей среде материться — это признак крутизны, лихости, взрослости. А что если в какой-нибудь школе, в качестве эксперимента ввести эдакую обязательную форму общения: сударь, сударыня, соблаговолите выслушать, не откажите в любезности. Провести уроки галантности, рыцарский турнир за прекрасную даму. В такое общение не только мат, но и такие гнусности как *телка* и *козел* не впишутся. А бороться с площадной бранью нужно любыми способами, лишь бы результаты были. А вы замечали, что подростки никогда не ругаются матом в разговоре с малышами. Интересно, почему?

Прислал
Владимир Доценко

инженер

Лично, я не знаю как относится к таким нововедениям и семинарам. Вспоминая свою далекую молодость и не забываемые курсантские деньки, где здоровые парни матерились на каждом шагу. Вот и стали мы собирать по пяточку за каждый мат с каждого матерившего (для достоверности записывая все разговоры на магнитофон) Первое место занял курсант попросивший полотенце с семью матерными выражениями. После этого многие из нас стали следить за своей речью.

Прислал
Анатолий Кульбацкий

Сколько копей сломано при обсуждении этой темы,прав А. Губарев, что бранному слову место на поле брани. Почему ругаются дети, да потому, что они копируют взрослых, которые употребляют ненормативную лексику везде и всюду не глядя на окружение и смело называют эти действия культурной составляющей бытия.Глупости, это культура люмпенов,и необразованных людей (наличие диплома еще не значит, что человек образован), это свидетельство психологической неуравновешенности и неуверенности в себе.Екатиренбургский эксперимент считаю провалом педагогической деятельности.Учить культуре, нужно на лучших образцах литературных, художественных и музыкальных произведений, а не на мате полуобразованных уличных хамов.

Автор

Антон Слепицин

Над статьей работали

Марина Вепренцева, Владимир Доценко, Наталья Гребнева, Анатолий Губарев, Михаил Виноградов, Анатолий Кульбацкий

Добавить комментарий

11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Анатолий Губарев 20 марта 2013, 23:15, Изменено: 21 марта 2013, 08:23

Всему должно быть своё место и время. Бранное слово хорошо для брани, то есть для войны, для боя, для выражения ненависти, а не для нормального мирного общения. В тюрьме и на зоне не услышишь того, что слышишь от молодёжи, причём чаще всего мат используется вместо междометий и, если честно, мешает. Но для иных это единственная возможность сказать что-то более-менее связное.

Отмечено
редакцией

Марина Вепренцева 20 марта 2013, 23:57, Изменено: 21 марта 2013, 08:23

Подросткам свойственно воспринимать любые правила, а особенно запреты, как попытку ограничить их свободу и право на самовыражение.Они прекрасно понимают, что материться нельзя, что это осуждается и общественным мнением и законодательством. Ведь в разговоре с родителями, учителями, просто со взрослыми они обходятся без него, не прилагая усилий. А в своей среде материться - это признак крутизны, лихости, взрослости. А что если в какой-нибудь школе, в качестве эксперимента ввести эдакую обязательную форму общения: сударь, сударыня, соблаговолите выслушать, не откажите в любезности. Провести уроки галантности, рыцарский турнир за прекрасную даму. В такое общение не только мат, но и такие гнусности как *телка* и *козел* не впишутся. А бороться с площадной бранью нужно любыми способами, лишь бы результаты были. А вы замечали, что подростки никогда не ругаются матом в разговоре с малышами. Интересно, почему?

Сергей Антонов 21 марта 2013, 00:11

Что за ерунда? Неужли теперь дети будут материться? Разве этому должны учить в школе? Идиотизм

Ринат Мартынов 21 марта 2013, 12:18, Изменено: 21 марта 2013, 12:20

Статью надо читать вдумчиво, а не скакать с фразы на запятую! Тогда и глупых вопросов не возникнет...

Кирилл Каганцев 21 марта 2013, 01:35

А что, если это позволит сократить количество сквернословия, то я только за. Уже надоело смотреть на молодежь, которая пьет, курит и ругается матом.

Денис Дедов 21 марта 2013, 02:29

Не проще ли оставить все так, как есть? Ведь это не самое лучшее, что может быть. Но и если это действительно поможет людям, то почему нет?!

Отмечено
редакцией

Анатолий Кульбацкий 21 марта 2013, 03:27, Изменено: 21 марта 2013, 13:58

Сколько копей сломано при обсуждении этой темы,прав А. Губарев, что бранному слову место на поле брани. Почему ругаются дети, да потому , что они копируют взрослых, которые употребляют ненормативную лексику везде и всюду не глядя на окружение и смело называют эти действия культурной составляющей бытия.Глупости, это культура люмпенов,и необразованных людей ( наличие диплома еще не значит , что человек образован), это свидетельство психологической неуравновешенности и неуверенности в себе .Екатиренбургский эксперимент считаю провалом педагогической деятельности.Учить культуре, нужно на лучших образцах литературных , художественных и музыкальных произведений, а не на мате полуобразованных уличных хамов.

...Пришло им ( учителям) в голову случайно!!!!... А что-то хорошее в Эти головы не могло придти? Только призервативы с 1 класса и мат как отработанная методика?Такой ужас просто не знаешь как коментировать...только матом...В такия случаях только говорю:
" Россию жалко!!!"

Отмечено
редакцией

Владимир Доценко 21 марта 2013, 09:08, Изменено: 21 марта 2013, 13:57

Лично, я не знаю как относится к таким нововедениям и семинарам. Вспоминая свою далекую молодость и не забываемые курсантские деньки, где здоровые парни матерились на каждом шагу. Вот и стали мы собирать по пяточку за каждый мат с каждого матерившего (для достоверности записывая все разговоры на магнитофон) Первое место занял курсант попросивший полотенце с семью матерными выражениями. После этого многие из нас стали следить за своей речью.

Тамара Медведева 21 марта 2013, 14:05

Возможно, это начинание и может поиметь успех... кто знает?! Но только проводить такие занятия, думаю, можно только с учениками самых старших классов. Малышам - всё равно не дойдёт..

Михаил Хохин 21 марта 2013, 21:00

Спорно, но доля здравого смысла есть. Как известно, самый сладкий плод - запретный? Но тут нужная грань, деликатность, педагогический талант, чтобы подобные уроки не превратились...Ну, понятно, во что.
С другой стороны, повсеместное употребление не нормативной лексики имеет причины, исправить которые не под силу даже самому опытному педагогу. Не причины сами, конечно (это дело многих лет), а степень влияния на наших детей. И нам, в значительно большей степени, надо об этом думать, а не пенять на школу и двор. Сами-то за базаром следим, в присутствии отроков? То-то, проскакивает!
Например, когда дети еще не умеют говорить, именно с этого момента они усваивают выражения, столь звучные. А потом и выдают, не понимая смысла.
Опять же, культура. Допускается, иногда, крайне редко и по теме. Но если жаргон - лишь единственный язык общения, без альтернативы, тогда никакие уроки не помогут. С ним же, словарным запасом, беда. Те же "руководители" дают неплохие примеры косноязычности, густо перемешивая перлы междометиями. Послушаешь иной раз выступления, и диву даешься: а учился ли товарищ, вообще? Или аттестат купил, как и депутатское кресло?

Добавить комментарий

Новое на сайте