NATISK 3000 KS. Фото: завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника»
Уральские машиностроители отправили в Москву инновационный автомобиль для тушения пожаров. Новая техника, которую в начале мая продемонстрируют главе МЧС Владимиру Пучкову, тушит огонь специальной пеной, которая позволяет в разы уменьшить расход воды и повысить эффективность работы пожарных расчетов в 5–7 раз.
От пожаров иногда тоже бывает польза. Так, благодаря им свердловские пожарные за несколько лет полностью обновили арсенал своей техники. Это случилось после памятного лета 2010 года, когда леса полыхали по всей Свердловской области.
Напомним, тогда печальную известность приобрел уральский поселок Вижай, отстоять который пожарные так и не смогли — целое поселение сгорело дотла. Тогда и чиновникам, и пожарным, и профильным инженерам стало очевидно, что подразделения МЧС не могут справиться с огнем при всем своем желании.
Пожар, тем более лесной, что верховой, что низовой — быстр, страшен и беспощаден. После пожаров в лесу только выжженая земля и черные стволы деревьев, запах гари и рыжие, от жара, кроны. Даже болота горят, а казалось бы — вода со мхом. Горит за милую душу, поверьте мне.
NATISK 3000 KS. Фото: завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника»
Свердловские власти поставили задачу в кратчайшие сроки разработать новые технические средства, которые должны были помочь пожарным. К выполнению этой задачи тогда подключились сразу несколько местных заводов.
Свердловские конструкторы предложили целый ряд решений — от дешевых переносных пожарных ранцев, массовый выпуск которых можно было освоить в кратчайшие сроки, до новых пожарных автомобилей и вездеходов. Не остался в стороне и главный профильный завод — уральский завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника».
За последние годы на нем разработали сразу несколько новых моделей на базе самых разных машин — от отечественных «Газелей» до французского Peugeot. Инженеры хвастаются, что в линейке завода есть даже пожарные системы, которые устанавливаются на автомобильном прицепе.
Справка SmartNews
Уральский завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» создан в 1998 году, находится в Екатеринбурге. Специализируется на выпуске пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Выпускает около 50 моделей техники на базе различных автомобилей: КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, «Урал», ПАЗ, Fiat, Peugeot, Ford и др. Каждый год разрабатывается от трех до шести новых моделей. География поставок: Россия, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия.
Главная особенность новых автомобилей — в системе пожаротушения NATISK, разработанной здесь же, на предприятии. Огонь в новой системе тушится не водой, а компрессионной пеной, которая, по словам специалистов, позволяет практически сразу сбить пламя и понизить температуру. Кроме того, время тушения пожара и расход воды уменьшаются в 5–7 раз.
— Одна из главных особенностей техники, оснащенной «Натиском», — пониженный расход воды. А это в условиях, когда машинам приходится работать вдалеке от источников воды (например, при тушении лесного пожара), может иметь решающее значение. Если раньше в разгар сильного пожара огнеборцы вынуждены были бросать работу и ехать за новой порцией воды, то теперь необходимость в таких частых дозаправках отпала. Судите сами: объем цистерны с водой у NATISK 3000 KS (5557) — это одна из наших новинок — 3 тыс. л. При этом автомобиль способен подать около 60 тыс. л готовой пены.
Система пожаротушения NATISK. Фото: завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника»
В отличие от распространенного сегодня генератора пены ГПС-600, в NATISK пена подается по рукаву уже готовой. Она образуется в специальной установке пожаротушения с помощью принудительного вспенивания сжатым воздухом раствора воды и пенообразователя. Благодаря этому, утверждают специалисты, заметно снижается расход компонентов, а также резко, в 10 раз (с 3 до 30 м), увеличивается расстояние, с которого пожарные могут тушить огонь.
Каждая капля воды в «Натиске» преобразуется в 5–15 пузырьков компрессионной пены. Преимущество этого метода в том, что такая пена хорошо изолирует горючий материал, лишает его доступа кислорода и прекращает горение. Кроме того, у нее достаточно низкая теплопроводность. Соответственно, уменьшается риск повторного (или первичного, если поверхность обрабатывается специально) возгорания. Даже та часть пены, которая уничтожается огнем, продолжает с ним бороться: она сначала превращается в пар, а затем в воду. Ну и наконец, у «Натиска» есть еще одна особенность, на первый взгляд не очень важная, но достаточно существенная для тех, кому придется работать с этой системой. Если при тушении используется вода, вес пожарного рукава может достигать 50 кг, а при работе с такой пеной он в пять раз меньше.
Уральская новинка уже заинтересовала столичных специалистов. Через несколько дней автомобиль NATISK 3000 KS (5557) представят главе МЧС России Владимиру Пучкову. Произойдет это на выставке «День инноваций и передовых технологий» в подмосковной Балашихе. А в мае уральскую машину можно будет увидеть на международной выставке «Комплексная безопасность — 2013», где соберутся специалисты в области пожарной безопасности.
Этот автомобиль может тушить любой объект от многоквартирных домов до лесов!
Видео
Демонстрационный ролик системы NATISK
«Если при тушении используется вода, вес пожарного рукава может достигать 50 кг, а при работе с такой пеной он в пять раз меньше».
50 кг — это как мешок цемента с собой постоянно таскать. Даже если б польза была только в этом, уже было бы много. А если и дальность действия увеличен, и расход воды снижен — подспорье большое, если не сказать огромное!
Главное, что такая машина многофункциональная, и лесные пожары можно тушить, и пожары в жилых домах.
Новая техника — это всегда хорошо, главное, чтобы она использовалась, а не в гараже стояла.
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе