Страховые компании Камчатки ограничивают выдачу полисов ОСАГО, объясняя это тем, что тарифы на этот вид страхования устарели и приносят одни убытки. Из-за этого люди вынуждены стоять в огромных очередях или заказывать полисы в других города Дальнего Востока. Краевые чиновники уверены в том, что необходимо менять схему страхования, однако этот вопрос находится в федеральной компетенции.
Чтобы получить полис ОСАГО в Камчатском крае, нужно записываться в гигантскую очередь, занимать место в ней ночью или заказывать бумаги в других регионах страны. Кроме того, страховщики могут предложить водителю дополнительные услуги в довесок к полису ОСАГО в качестве обязательного сопровождения автостраховки.
Приходя в местные страховые компании, люди получают ответ: «Мы легко выдадим вам ОСАГО, если вы застрахуете свою квартиру, другое ценное имущество или жизнь». Были случаи коррупции, которые выявлялись прокуратурой, однако в большинстве случаев невозможно доказать факт навязывания дополнительных платных услуг. Некоторые офисы вообще закрыты. Так, местный «Ингосстрах» после новогодних каникул был «закрыт на инвентаризацию» до 20 января. Однако 20 января они продлили инвентаризацию до 17 февраля. Другие компании номинально функционируют, но очень медленно: выдают в день по 5–8 полисов. А на очереди у них по 200 человек, и работают страховщики с 10:00 до 16:00–17:00 с перерывом на обед. Люди вынуждены приходить ночью, записываться в график очереди, периодически отмечаться. Лично я уже четыре месяца езжу без полиса.
Представители страховых компаний объясняют ограничения в выдаче полисов убыточностью ОСАГО. К тому же на Камчатке долгая зима, на нее приходится очень много аварий.
СПРАВКА SMARTNEWS
В случае аварии водителю автомобиля по ОСАГО компенсируют не более 120 тыс. рублей. Если в ДТП пострадали люди, то сумма выплаты ограничится 160 тыс. рублей на каждого раненого человека.
Краевые чиновники считают, что схема автострахования ОСАГО нуждается в изменениях.
Заместитель председателя правительства края Валерий Карпенко неоднократно высказывал свою позицию по этому вопросу. Он уверен, что автостраховщики должны работать по схеме, которая действует при обязательном медицинском страховании: страховые компании должны получать квоты на выдачу полисов автострахования и обслуживать отдельный регион страны полностью. Еще одна проблема состоит в том, что тарифы на ОСАГО не менялись с 2003 года и не соответствуют нынешним реалиям, однако этот вопрос решается не на краевом, а на федеральном уровне.
Юристы-правозащитники убеждены в том, что страховые компании нацелены только на извлечение прибыли.
— Часто страховщики ведут себя в рамках правового поля, но безответственно по отношению к автолюбителям, ведь страховые компании — коммерческие предприятия, направленные на получение прибыли. Например, при обращении к страховщикам автолюбителя, который попал в ДТП, страховая компания назначает осмотр на очень далекую дату, например через месяц, полтора или два месяца, что ведет к еще большему нарушению прав хозяина автомобиля, потому что в течение долгого периода времени машина будет либо стоять поломанной, либо ее придется ремонтировать за свой счет. Второй вариант: отдел по урегулированию убытков, то есть специалисты, которые занимаются тем, что организовывают, определяют порядок выплаты, принимают документы, переносятся в труднодоступные районы. Допустим, вы живете и ездите на своей машине в Хабаровске, попадаете в аварию, затем обращаетесь в страховую компанию, а они направляют вас в Комсомольск-на-Амуре, чтобы там оформить документы, осмотреть автомобиль и выплатить деньги. В юриспруденции это называется «злоупотребление правом». При малейших признаках нежелания страховыми компания выплачивать вам деньги, рекомендую сразу обращаться к юристам — экспертам в области авто.
А пока жителям полуострова пока приходится самим искать пути решения этих проблем.
Мы являемся заложниками сложившейся ситуации. Например, я пользуюсь добрыми связями своих друзей из Хабаровска, которые меня застраховали там и сегодня-завтра пришлют мне полис. Мои коллеги точно так же связываются со своими друзьями из других городов. Я готова страховаться хоть через Чукотку, лишь бы у меня там были друзья, которые придут в страховую компанию и подадут копии моих документов. По ОСАГО я страхую свою гражданскую ответственность как водитель. Если я в кого-то въехала, то пострадавший должен будет обратиться в мою страховую компанию. Если честно, то мне совершенно все равно, куда он будет обращаться: в Москву или в Петропавловск. В результате этот рынок может войти в серую схему: многим людям приходится делать так, как я, другие просто вынуждены ездить без полиса, ведь получить его невозможно.
Видео
Убытки страховщиков по ОСАГО
Видео: VestiKhabarovsk/YouTube
2 комментария к материалу.