В Хабаровске впервые прошла «Библионочь-2013». Участвовали в модном проекте три культурных заведения: библиотеки им. Гайдара и Петра Комарова, а также Дальневосточная научная библиотека. Мнения людей о формате проведения ночи кардинально разошлись.
Корреспондент SmartNews побывал в двух библиотеках Хабаровска, участвовавших в проекте «Библионочь-2013». Первое книгохранилище, начавшее свою работу раньше на два часа — библиотека им. Петра Комарова. Здесь гости могли увидеть средневековые танцы, поучаствовать в мастер-классе по шахматам, нарисовать портрет и просто поговорить с любителями литературы.
У нас мало площадей, но большие планы. Наши цели — привлечь читателей, но не только школьников, которых водят в библиотеки учителя, ни даже студентов, посещающих библиотеку перед экзаменами, когда они пишут курсовые, а просто любых людей, идущих мимо. В советское время библиотека была очень популярна. 90-е — время провала, и вот опять нам кажется, что люди стали больше ходить в библиотеку.
По словам организаторов, осуществить проект библионочи — нелегкая задача: у подобного мероприятия очень специфический формат.
В городе уже были ночи в театрах и музеях. Но музеи и театры — это всегда нечто зрительное. А наша задача сложнее — привнести интерес к книгам, не визуальному образу. Первоначально библионочь называлась «ночь интеллектуального досуга», ведь всё так или иначе крутится вокруг конкурсных программ, головоломок, творческих заданий; люди пришли не просто кофе попить, но и что-то узнать. Все наши станции сопровождены книжными материалами. Например, мастер-класс по чаю. Люди заваривают чай, а рядом на столах лежат книги о чайных церемониях, о видах чаев, и много другого: от диеты до истории чая. Везде прежде всего книга.
Интерес гостей привлек мастер-класс по шахматам.
Я люблю читать книги, и у меня есть теория: от шахмат я стараюсь привлечь детей к чтению книг. Если человек часто играет в шахматы, то он сможет усидеть за книгой и не растерять внимания. А если ты умеешь долго и усидчиво читать книгу, то ты будешь успешно играть в шахматы. Шахматы объединяют многих. Они тренируют ум, сплачивают людей, молодежь готовят к экзаменам. На библионочи я научил расставлять фигуры четырехлетнего мальчика Степана, а также комбинации-дебюту «Итальянская партия».
Гвоздем ночи в библиотеке Петра Комарова стала «Литературная лужайка» — чтение стихов поэтами и исполнение авторских песен бардами. На «лужайку» собрались известные поэты Хабаровска.
Видео
Автор видео Алексей Петрук, SmartNews
Были на вечере и эпатажные поэты. При нецензурных словах в стихотворении Алексей Черкасова зрители поделились на две категории: тех, кто морщился, и тех, кто смеялся.
Существуют слова на грани фола. Если их говорить повсеместно, то они теряют свою силу. Эти слова плохие только тогда, когда они играют роль мусора. Но любое слово, не только мат, употребляющееся как постоянная связка, умирает. Говорят: «Не упоминай имя Господа всуе». Выходит, что имя Господа в цензуре так же как и мат. Слова — как одежда. У нас в шкафу висит смокинг, который мы надеваем раз в году. Если мы станем носить часто, ничего хорошего из этого не выйдет. Пожарный надевает свой костюм только на пожар. Если возвышенные слова говорить постоянно, они потеряют значение.
Ведь я, дурак, закончил всуе
Один лишь университет.
Вы научите, что рифмует
С Европой истинный поэт?
Я каждый звук ловил за вами
И все записывал при том,
И вот я кушаю «устами»,
А не простым, вульгарным «ртом»!
Мнением об эпатаже в поэзии и искусстве поделился еще один поэт — Артем Иванов.
Радикальность в искусстве — не просто эпатаж, когда плевать на всех, а умение писать иначе, нежели другой. Это и есть сила творческого духа. И в этом — проявление характера личности, ведь человеку не прикажешь: «Тебе нужно быть таким, а тебе таким…». В жизни должно быть что-то поэтичное, мне всегда приятно слышать, что в городе проходят поэтические и писательские вечера. Неважно, высокий будет слог или сниженный. Сама по себе задумка таких вечеров хороша. А ночь — это особое свойство человека, особый мир, в котором вступают в силу иные, удивительные законы.
Другая ночь — в Дальневосточной научной библиотеке — началась позже и длилась дольше. На открытии в холле «научки» люди теснились, отдавливали ноги друг другу, стоял невыносимый гул: помещения были переполнены. И так по всей площади старейшей библиотеки города: многие вскоре покинули тесные залы из-за духоты.
Однако программа здесь была очень насыщенной. Люди могли познакомиться с искусством боди-арта, посмотреть файр-шоу — крайне необычное мероприятие для подобных заведений — и принять участие в экскурсии по историческому зданию, дому Плюсниных. А в фойе гостей встречали барды. Первой исполненной песней стала «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Прелесть, сколько здесь молодежи. Библиотека десятки лет не видела такого обилия молодых людей, которые пришли узнать сюда что-то новое, почитать книги и пообщаться с другими людьми. А вообще, если не считать этой ночи, то молодежь гораздо меньше ходит в библиотеки. С советскими годами несравнимо. Ведь сейчас совершенно иной уровень получения информации: всё доступно в интернете. И нам нужно вновь прививать культуру чтения и эстетику библиотеки.
В Хабаровске уже не первый год проходит акция «Книга против деградации» — что-то вроде флешмоба. Люди, молодежь, инициативная, не связанная ни с филфаком, ни с гуманитарными вузами, выходит на улицы и рассказывает прохожим о том, как интересно читать. Поскольку они делают это увлекательно, эмоционально — никто из них не брюзжит, не бьет книгой по голове — то это находит отклик у людей.
Однако молодежь во многом оказалась недовольной форматом проведения ночей.
По форме проведения ночи в музее\кинотеатре\библиотеке\магазине\заводе итд по всей стране одинаковы. Несколько приглашенных гостей, сценки и мобы.
Именно от библиотечной ночи я увидел мало. В ДВГНБ огромные площади — три этажа, удивительные исторические экспонаты. Однако на заявленную экскурсию по дому Плюсниных (здание старейшей библиотеки, первые книги, хранящиеся в ней, были вручены самим Николаем II) 80% желающих попасть не смогло: были невероятные очереди, не протолкнуться. Поэты читали стихи — сама специфика ночи — только в одной аудитории, все остальные занимались хендмейдом, рисовали что-то, был боди-арт, в общем, вещи, не имеющие к библиотеке ровным счетом никакого отношения.
Также библионочь в Хабаровске прошла в детских домах.
Когда мы читаем благодарному, неизбалованному вниманием слушателю, тем более ребенку, подростку, книгу, которая нам самим дорога и близка, — совсем другой отклик, связь образуются между двумя нашими мирами.
1 комментарий к материалу.