Полпред в ДФО Виктор Ишаев прогнозирует экономический подъем Дальнего Востока в связи со строительством моста на Сахалин. Ориентировочная стоимость железнодорожного перехода длиной 580 км на остров составляет порядка 400 млрд рублей. Проектирование инженерного сооружения должно начаться уже в этом году.
Полпред Виктор Ишаев заявил, что строительство моста на Сахалин с учетом модернизации Транссиба и БАМа принесет 15-20 млрд долл. в год дополнительных доходов за счет увеличения объемов транзитных перевозок. Министр отметил, что объединение транспортных центров Дальнего Востока с международными азиатскими магистралями сократит сроки доставки грузов в три раза.
Если мы переориентируем экономику в сторону АТР, чем мы сейчас и занимаемся, то Дальний Восток обречен на развитие.
Ранее премьер Дмитрий Медведев поручил правительству России проработать предложения по срокам строительства моста и его стоимости.
Минтрансу России (М.Ю. Соколову), Минвостокразвития России (В.И. Ишаеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и правительством Сахалинской области рассмотреть вопрос о строительстве моста на остров Сахалин и представить в Правительство Российской Федерации предложения об объемах и источниках финансирования, а также о сроках его строительства.
Вопрос о возведении моста поднимался совсем недавно. Осенью 2012 года комитет Госдумы по транспорту по просьбе правительства Сахалинской области перенес подготовительные строительные работы с 2015 на 2013 год. Но проект застопорился: к 2013 году на строительство не нашлось ни инвесторов, ни областных денег.
Тем более что речь идет о неподъемных для любого регионального бюджета суммах: эксперты сошлись на цифре в 400 млрд рублей. Длина железнодорожного перехода составит, предположительно, 580 км. По предварительным оценкам, он позволит сократить транспортные расходы при доставке грузов с Сахалина в 1,5 раза и повысит эффективность сахалинских инвестпроектов. Напомним, на острове находятся в разработке крупные проекты по добыче газа, который сейчас отгружается танкерами.
Магистраль предполагается построить через пролив Невельского на месте самого узкого водного перешейка, разделяющего остров и большую землю — 7-8 километров. Мост соединит село Селихино близ Николаевска-на-Амуре и поселок Ныш на северо-востоке Сахалина. Сама идея возведения моста через Татарский пролив не нова, ранее уже предпринимались попытки строительства.
— Использовать мост для доставки грузов на Сахалин планировал еще граф Николай Муравьев-Амурский в XIX веке, однако его планы сорвались, и вместо моста использовали морской транспорт. Далее Сахалин долгое время был в подчинении Приморского края, а для них этот вопрос никогда не был существенным. При Сталине проблема строительства встала вновь. Иосиф Виссарионович смотрел на подобный проект с точки зрения геополитики и экономических выгод. Поэтому в самой узкой части Татарского пролива в послевоенные годы силами ГУЛАГа и министерства путей сообщения СССР по инициативе вождя начали строить однопутный железнодорожный туннель. После смерти Сталина проект похоронили. Остались лишь инженерные разработки. Контора строителей находилась около мыса Погиби, оттуда вывезли несколько грузовиков инженерной документации, настолько проект был масштабен. Сейчас можно перенять опыт строителей 50-х годов, но не больше: тот тоннель строился для паровозов, к тому же он был рассчитан на однопутную дорогу и потому очень узок. Сама идея была адекватна, однако вход в подземное сооружение завалили камнями, разрушили вместе с культом личности.
Сейчас инициатива строительства моста входит в федеральную целевую программу (ФЦП) развития транспортной системы России на 2012-2015 годы. Транспортный проект моста, возможно, не ограничится Сахалином. В 2001 году представители Японии заявляли, что готовы взять на себя расходы по строительству перехода Хоккайдо — Сахалин.
Этот мост может стать звеном трансъяпонского пути сообщения. Существует проект, согласно которому с Сахалина можно будет построить туннель или мост на Японию. Эта идея возникла в 90-е годы. В Японии обсуждается, что именно положить в основу транспортного канала: мост или подводный туннель? Трудно сказать, и то, и то сопряжено с риском обрушения инженерных конструкций. Япония, как и Сахалин, находятся в сейсмоопасной зоне, и поэтому нужно семь раз отмерить и только потом начать масштабную стройку.
Ранее полпред Виктор Ишаев уже неоднократно поддерживал проект сооружения моста. Что неудивительно: высокопоставленные чиновники традиционно испытывают слабость к грандиозным градостроительным проектам. В том числе и потому, что свое пребывание в должности хочется отметить значительной постройкой.
Ванино — Холмск, паромная переправа, которая должна решить все проблемы, себя уже изжила. Потом: даже если будут новые паромы, там 30% времени из-за метеоусловий мы не ходим. Я всё-таки настаиваю на строительстве мостового перехода на Сахалин.
Хабаровские эксперты не сходятся во мнениях с полпредом и премьером. Они полагают, что постройка такого инженерного сооружения в нынешних условиях экономически не оправдана. Хотя и может стать трамплином для невиданного подъема экономики региона. Но не сейчас, а в отдаленном будущем.
Видео
В мостах всегда есть потребность, но что возить по этому мосту? Уголь? Металл? Газ, как и нефть, сейчас идут по трубе. Мост требует индустриальных грузопотоков. Затраты на его строительство могут окупиться в совершенно других экономических условиях — когда объем грузов оправдывает такие гигантские вложения. 400 млрд рублей — огромная сумма. Даже если мост построят в течение 5-6 лет, этим деньгам можно найти применение получше. Не повторится ли попытка строительства туннеля во времена Сталина — ямку выкопали, а на большее не хватило. Может быть, через 20 лет эта затея была бы уместней. В том случае, если мы проложим мосты на Сахалин и дальше на Японию, то Сахалин, как и Хабаровский край, может стать индустриальным центром. Но не в ближайшем будущем.
А что, на Сахалине что-то изменилось за последние 20 лет?… Почему вдруг такая необходимость встала в наличии моста?… Может там жителей прибавилось или множество новых успешных предприятий запустилось?… Или это очередная «сколковщина» Медведева, для открытия «оффшорных зон»?…
не могу понять, почему они остановились на том, чтобы возвести мост, а не на том, чтобы проложить тоннель под проливом…
Затраты на строительство моста через залив Цзяочжоу составили 700 млн долларов, это не больше 25 млрд руб. Его длина 42,5 км.
Голоса против уже построенного моста звучат до сих пор, да и обвинения в распиле средств — тоже.
Предполагается, что наше чудо инженерной мысли будет построено от мыса Лазарева, омываемого проливом Невельского, здесь самое узкое место (7–12 км), разделяющее материк и остров — 7-12 км. Правда, надо ещё построить железную дорогу к мысу Лазарева. И мост, кстати, тоже будет железнодорожным.
Но китайцы построили свой 42-километровый с инфраструктурой за 700 миллионов долларов, а мы — 12-километровый за 400, но рублей и миллиардов.
Не слишком ли круто?
Проект, безусловно, фантастический и вероятно необходим, с учетом развития региона в целом. Смущает то, что строительство придется вести в сейсмически опасной зоне, что значительно удорожает стоимость проекта.Да и изыскательские работы займут немало времени, что приведет к увеличению сроков строительства.Кроме того в данном районе потребуется, развивать индустрию производства строительных материалов и подготовки специалистов из местного населения.Что касается самого проекта, то в свое время,необходимость строительства Транс-Сибирской магистрали тоже ставилась под сомнение.
Мост необходим — это однозначно, не будет моста не будет и денег, их так растащат, а так хоть замаячит перспектива.
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе