В Хабаровском крае открылся первый мониторинговый центр по оказанию психологической помощи детям. Для экстренных случаев в центре оборудовали комнаты с «прозрачным зеркалом»: следователи будут наблюдать за опросом пострадавших детей, оставаясь для них невидимыми.
Новая структура, которая впервые будет оказывать помощь пострадавшим детям и подросткам, открылась в Хабаровске на базе краевого психолого-медико-социального центра. Впрочем, готовить проект начали еще в апреле — именно тогда руководители СУ СКР по региону и местного Минобразования подписали договор о сотрудничестве. Одним из поводов открытия центра послужила необходимость помощи психологов в работе следователей.
Одним из основных залогов успешной работы является становление эффективной системы обмена информацией. Кроме того, дети, ставшие жертвами насилия, нуждаются в помощи психологов вне зависимости от времени суток. Следовательно, есть повод подумать о создании круглосуточной службы психологического сопровождения. По словам министра образования Андрея Базилевского, на территории Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре возможно открытие экспериментальных центров социального сопровождения детей. Зачастую в процессе работы сотрудников правоохранительных органов с детьми, ставшими жертвой преступления, возникает необходимость в услугах квалифицированного психолога. Основной функцией данных учреждений и будет психологическая работа.
Свой вклад в развитие центра внесут также специалисты по защите прав ребенка. На открытии центра омбудсмены выступали за объединение следственных и психологических структур в оказании помощи детям.
Важность мониторингового центра велика. Сложно назвать конкретные причины его появления, опираясь на статистику происшествий. Мы не отталкивались от количества случаев, для нас один погибший ребенок — уже причина для создания определенной помощи. Нами, в свою очередь, оказывается методическая поддержка, мы принимаем активное участие в установлении взаимоотношений между следственными органами и органами образования.
По статистике правительства Хабаровского края, только за 2012 год против жизни и здоровья детей было совершено 34 преступления, а 120 детей пострадали от насильственных действий сексуального характера. Стоит учитывать, что домашнее насилие — один из самых латентных видов преступлений. По оценкам специалистов, обращаются за помощью только 5-10% пострадавших. Следователи признаются в недостатке своей работы — невозможности оказания психологической помощи самим пострадавшим. Следственный комитет считает это первопричиной открытия учреждения.
На Дальнем Востоке центр такой помощи открывается впервые. Перед следственным комитетом стоит задача — расследовать особо тяжкие дела в отношении детей. Но в ходе дела к ребенку требуется особый подход, которому наши специалисты не обучены. Для этого нам и нужны психологи. Поэтому мы выступили с предложением, и в министерстве образования нашу инициативу одобрили и выделили рабочие места и средства.
Так как мониторинговый центр открывается в здании уже существующего учреждения, для нового ведомства правительство выделило свой штат специалистов и оборудование.
Краевой мониторинговый центр состоит из 2 секторов. Первый — это телефон доверия, который работает круглосуточно. Помимо оказания экстренной помощи, телефонисты проводят анализ и сбор ситуаций, например — пропажа ребенка, и передают информацию в Следственный комитет. Ко второму сектору относятся специалисты, которые оказывают помощь очно. Они работают 24 часа в сутки, выезжают со следователем, помогают вести опрос. Сейчас у нас в штате 12 специалистов — психологи, социальные педагоги, юрист, 2 руководителя и телефонисты. Помимо выездов со специалистами, у нас проводится работа на базе учреждения.
В центре специально установлено так называемое зеркало Гизелла для работы с особо травмируемыми детьми. Ребенок заходит в комнату с психологом, по другую сторону за ними наблюдает следователь. У педагога в ухе маленький микрофон, и он слышит вопросы, которые необходимо задавать. Спрашивает он намного мягче и с меньшим риском травмировать ребенка, нежели сотрудник СКР.
Видео
После проделанной работы мы забираем детей к себе в центр для реабилитации и дальнейшего сопровождения. Психологам и следователям выгодно такое сотрудничество: мы следим за эмоциональным состоянием маленького потерпевшего, а комитет получает нужную информацию намного быстрее. Пока что с первого июня в центр поступило 7 детей, и у нас уже было 10 совместных выездов на места происшествий.
И что это за родители такие, которые своим детям наносят такие травмы? Ведь психологическая травма намного больнее и опаснее, чем физическая. Хорошо, что сдетьми работают психологи, а не только следователи.
Такой центр проблему не решит, она лежит гораздо глубже. Это основы осознанного родительства, способность брать ответствнность за свои поступки и за своего ребёнка.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе