Несколько небольших курортных поселков возле Байкала объединят в туристическую агломерацию. Уникальность места дает возможность развивать сразу несколько направлений туризма на одной площадке: от семейного и спортивного до экологического и экстремального. Причем не только летом, но и в зимний сезон.
Участники совещания, прошедшего на днях в Прибайкалье, предложили администрации района изменить стратегию местных поселений и развивать Листвянку, Николу, Большие Коты и Порт Байкал комплексно как курортно-туристическую агломерацию. При этом мэр Ольхонского района Сергей Копылов предложил считать инициативу «единым байкальским турпродуктом».
Идея объединить прибайкальские поселки и маршруты, связав их в туристический кластер или агломерацию, выдвигалась и раньше. Но сейчас впервые у проекта появились четкие задачи и примерные сроки. Главная сложность, по мнению инициаторов «Большой Листвянки», заключается в кардинальных изменениях генпланов поселков, которые войдут в единый курортный центр, — Листвянки, Больших Котов, Николы и Порта Байкал.
Мы уже выделили идеи самых перспективных туристических продуктов в Прибайкалье, в основном в гостиничном и развлекательном сегментах. Теперь нужно сосредоточиться на том, чтобы сделать эти продукты привлекательными для туристов даже в низкий сезон. Таким образом, поток туристов на озеро можно будет увеличивать безболезненно. Поскольку для того, чтобы просто прибавить еще 20–30% к числу путешественников в и без того насыщенные приезжими июнь — август, много ума не надо. Сделать это для пустого периода с сентября по май — наша задача.
Участники проекта, к слову, разрабатывали тематику не только оздоровительного и экотуризма — в проект включили туризм событийный, религиозно-этнический и даже деловой. Инициаторы идеи, а среди них заместитель мэра Иркутского района Игорь Жук, топ-менеджеры проектов особой экономической зоны (ОЭЗ) «Байкальская гавань» и ряд иркутских и бурятских бизнесменов, отдельно разработали проект делового форума, который, по их задумке, привлечет на Байкал не только российских предпринимателей, но и бизнесменов из Японии, Китая и Кореи.
На многочисленных мозговых штурмах мы последовательно отвечали на вопросы, кто целевая аудитория проекта, где живут эти люди и чего они ждут от путешествия на Байкал. Так логично родился продукт, который следует предложить. Стало понятно, с какими туристическими направлениями всего мира наше озеро конкурирует.
На выходе властями района было предложено для развития бизнес-туризма построить пирс и вокзал в деревне Большое Голоустное, чтобы параллельно использовать объект и в качестве пункта для дозаправки байкальских теплоходов и яхт. По замыслу разработчиков проекта, это выстроит транзитные пути, к примеру, из Турки на Ольхон или из поселка Листвянка в Баргузинский и Чивыркуйский заливы.
На склонах торцов хребтов к Байкалу можно сделать замечательные смотровые площадки, для того чтобы туристы любовались на Байкал: ширь воды в 40 километров летом и ледяная гладь зимой, с оторочкой гор Хамар-Дабана. Незамерзающий исток Ангары (за редким исключением в самые лютые морозы) с торчащим из воды Шаман-камнем и тысячами ныряющих уток — где еще увидишь подобное? А зимой нетрудно проехать автомобилем, а лучше пройти пешком, огибая по вешкам безопасности полынью Ангары, на левый берег ее истока — там в Порту Байкал зимуют, как и в Листвянке, разнообразные суда озерного флота и кончается Кругобайкальская железная дорога от Слюдянки. Летом между Листвянкой и Портом Байкал ходит теплоход-паром. Можно сделать и ресторан-паром.
Многие опытные туристы и путешественники из Приангарья поддерживают эту идею, предлагая усилить проект присоединением к Листвянке еще и участка Кругобайкальской железной дороги (КБЖД).
— Если к Листвянке добавить часть полосы КБЖД от Порта Байкал, нанизав на рельсы туристические объекты в устьях речек, где сохранились остатки железнодорожных поселков, то получится естественная агломерация. Можно сказать, полнокровная бизнес-зона при умном использовании того, что дала нам природа и что оставили строители железной дороги. В последнее время туристическое использование КБЖД как действующего музея российского железнодорожного зодчества конца XIX — начала XX века только усиливается. А это ведь потенциально тоже объект ОЭЗ. Посудите сами, терренкур от санатория «Байкал» на увенчанную скалой вершинку над истоком Ангары: оттуда открывается эндемичная панорама и летом, и зимой — тоже готовый элемент курортного центра. Нужно всего лишь соорудить павильон для охлаждения летом и обогрева туристов зимой, ну и надежными поручнями оборудовать. А замечательный и логично достраиваемый Байкальский музей, единственный в мире на проточной воде, уже является готовым объектом ОЭЗ. Серебристые купола телескопов Института солнечно-земной физики над Листвянкой, оживляющие пейзаж неподалеку, тоже уникальны. Мы просто перестали это замечать!
Инициаторы проекта намерены провести совместную рекламную кампанию летнего отдыха на Байкале в наиболее посещаемых туристических местах Бурятии и Приангарья. Плюсом к этому активисты призывают создать единый туристический сайт и площадку в социальных сетях.
Согласно статистике, в этом году на Байкале побывал примерно миллион туристов. Но из них платежеспособны от силы 90–100 тыс. человек. А ведь именно на них ориентированы обе ОЭЗ по разные стороны озера. Замечу, для того, чтобы получить запланированные доходы, нужна загрузка в 10–20 раз больше.
Чтобы создать успешный бренд, надо знать, как смотрят и что говорят местные. Потому нужно общаться между собой и инвесторам, и туристическим операторам, и местным жителям, и туристам, и СМИ — всем, кто может продвинуть бренд Байкала. Только в этом случае можно рассчитывать на выполнение плана.
В итоге, кроме проекта туристической агломерации, властям предложили в первую очередь в ближайшие месяцы заняться созданием туристско-информационного сайта, на котором была бы собрана вся информация по объектам, маршрутам и событиям в Иркутске и Прибайкалье.
Прежде всего на портале следует разместить данные о поселках Голоустное, Большая Речка, Никола и Листвянка. Что касается комплексной стратегии развития туризма в Приангарье с центром в Листвянке — сроки реализации замысла обозначили 2030 годом.
Туристическая отрасль развивается вслед за инфраструктурой. Сейчас нет времени ждать, но есть желание действовать, и в наличии опыт организационный. Поэтому уже сегодня нужно выработать понятные механизмы, чтобы реализовать проект. Мы четко осознаем, что туризм может и должен приносить нашему региону пользу совершенно иного, более высокого уровня.
Видео
Порт поселка Листвянка — центра будущей агломерации
Видео: Константин Артов/youtube.com
Курорты Байкала — прекрасная перспектива (и альтернатива промышленному производству вокруг этого великого озера). Но всё упирается в билеты на самолёт до места отдыха и обратно (точнее — в цены на билеты). Дешевле попасть в Австрию или Финляндию. Надеюсь, что этот «пустяк» будет решён.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе