Минприроды нашло, чем занять жителей Байкальска после закрытия знаменитого на всю страну целлюлозно-бумажного комбината. Чиновники предлагают заняться разливом воды озера в промышленных масштабах, а также собирать грибы, ягоды и орехи. Сами байкальцы не против добычи воды, но видят будущее своего города в обслуживании туристов, приезжающих на Байкал.
Наладить разлив питьевой байкальской воды в промышленных масштабах предлагают чиновники Минприроды России. Для этого ведомству пришлось внести ряд поправок в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ).
Чиновники полагают, что добыча воды из Байкала в промышленных масштабах должна стать одним из вариантов реорганизации экономики Байкальска. После закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) многие жители этого моногорода остались без работы. И вопрос открытия новых рабочих мест в Байкальске стоит очень остро.
Конечно, местным жителям необходима работа, иначе город рискует обезлюдеть. Но многих жителей Прибайкалья беспокоит столь масштабное освоение байкальских ресурсов.
Не нужно там ничего делать, хоть Байкал сохраните!
Ученые, однако, успокаивают: ни озеру, ни окружающей природе добыча воды в промышленных масштабах не повредит. Главное — продумать все нюансы будущего производства.
Предварительно должна быть проведена экспертиза на предмет того, допустимо или нет добывать байкальскую воду в промышленных масштабах. Очевидно, что всю страну Байкал не сможет обеспечить чистой и полезной водой. Я в принципе не сторонник больших проектов. Лучше много маленьких. Ведь, если в большом начинании что-то пойдет не так, последствия могут быть серьезными.
Бутилирование байкальской воды в промышленных масштабах — это только плюс для нашего региона. Создание соответствующих экологически чистых производств положительно скажется на имидже области, привлечет туристов на Байкал. Кроме того, огромная польза для населения, которое проживает на берегах Байкала, в виде рабочих мест. Добывать воду из Байкала в промышленных масштабах вполне реально и возможно. Объемы позволяют напоить далеко не только наш регион и нашу страну. Вот только действующие в настоящее время местные заводы не способны обеспечить такую добычу. На сегодняшний день я знаю только два реально действующих предприятия, которые занимаются добычей и разливом глубинной воды из озера. Оба не имеют больших масштабов производства и не связаны напрямую с железнодорожными ветками.
По словам ученых, уникальность глубинной байкальской воды (с глубины 300 метров. — Ред.) в том, что она обогащена кислородом, слабоминерализована и содержит малое количество примесей и микроорганизмов.
На закатке воды, впрочем, планы Минприроды не заканчиваются. Чиновники также предлагают жителям Байкальска заняться переработкой дикорастущих растений, овощей, орехов и ягод. Кроме того, в экологической зоне есть все возможности для производства лекарственных средств на основе природного сырья. Чиновники даже посчитали, что ежегодно жители Байкальска могут заготавливать более 16 тыс. тонн ягод, 7–8 тыс. тонн грибов и от 10 до 30 тыс. тонн кедрового ореха.
Травы, ягоды, грибы под чистую соберут, ни черта не оставят… сейчас-то глядишь на этих «травников» и ужасаешься: тот же чабрец, у которого должны собираться только верхушки с цветами, выдирают чуть ли не с корнем! А ведь растение потом очень долго отрастать и восстанавливаться будет. А если этот ужас начнется в промышленном масштабе, то пиши пропало.
«…разрешить переработку дикорастущих растений, овощей, ягод и производство лекарственных средств на основе кедрового ореха и древесины лиственницы» — по секрету, вообще-то это немного странно. Примитивно как-то, не высокотехнологично, не нанотехнологично. Что-то вроде собирательства, — это было модно на заре человечества, в каменном веке. Можно построить на Байкале кластеры для любования природой. Японцы вот ездят любоваться цветением сакуры. так у нас можно организовать туры — поездки для любования Байкалом. Можно закатывать в банки воздух Байкала и продавать его. Воздух с запахом брусники, воздух с запахом горного ледника, воздух с запахом омуля и так далее. Банки, разумеется, ничего такого не содержат, они пустые — но красивая легенда — вот, что главное. Можно организовать развлекательные мероприятия на воде: кто переплывёт Байкал на время, кто глубже нырнёт, и т.д. Какие-либо парусные регаты, гонки на яхтах и весёлых лодках. Поиск амфор, золота Колчака.
Местные ученые и экологи выступают на стороне Минприроды. Вот только, по их мнению, Байкальск не так уж богат дикоросами и коренному населению стоило бы сосредоточиться на клубнике, которую здесь выращивают чуть ли не на каждом приусадебном участке. Зато если рассматривать регион в целом, то и здесь у Прибайкалья есть возможности для масштабирования производств.
В Байкальске в связи с определенными климатическими условиями очень хорошо развита культура выращивания клубники. Но дикоросов там не так уж и много. Зато если рассматривать весь наш регион и особенно севера Иркутской области, то это настоящий клондайк. И мы вполне можем обеспечить лесными ягодами и кедровыми орехами всю страну.
Промышленная переработка дикорастущих растений с прибайкальских территорий — хорошее начинание. Но все зависит от того, как будут контролировать сбор. Важно, чтобы в процессе заготовки дикоросов не наносился вред природе, а контролировать это будет сложно. Местным жителям стоит подумать над окультуриванием некоторых видов растений.
Видео
Видео: MrYaryck/youtube.com
Что касается сбора грибов, ягод и трав, то этот вид промысла развит в лесной и таёжной зонах России повсеместно. У меня вопрос к бутилированию Байкальской воды в промышленных масштабах. Что в ней необычного кроме высокой чистоты? Ответ очевиден — ничего. А раз так, то проще использовать родниковую воду на месте, чем тащить за тридевять земель Байкальскую воду в бутылках. А то Байкальская вода станет «золотой».
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе