Экологический парк вместо цехов и промышленной зоны — такое будущее ждет печально известный БЦБК в Иркутской области. Недавнее закрытие предприятия на Байкале привело к появлению массы творческих проектов. Идеи архитекторов из Москвы уже одобрены на высоком уровне. На берегу Байкала вскоре появится аналог Диснейленда.
Новую идею на тему, что будет на месте Байкальского комбината, обнародовали архитекторы из Московского института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». К реновации комбината специалистов привлекло Минприроды, а разработанный ими проект уже одобрил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Московские специалисты разработали совместно с фондом «Зеленое будущее» особую модель развития депрессивного Байкальска. Согласно их идеям, территория комбината останется почти в первозданном виде, ломать и сносить цеха не будут. Используя уже имеющиеся постройки и инфраструктуру, здесь создадут принципиально новый туристический объект. В него войдут музеи, парки, единственный в стране экспоцентр заповедников, образовательный центр по обучению сотрудников, гостиницы и рестораны. Также в Байкальске создадут экологический парк «Заповедная Россия».
Знакомые с подробностями проекта говорят о нем не иначе как об «отечественном Диснейленде», где каждый сможет найти развлечение и занятие по душе. А для туристов из других стран преобразованный комбинат станет своеобразным имиджевым объектом, где они смогут познакомиться с последними достижениями архитекторов, инженеров и представителей творческой интеллигенции. Сами же представители «Стрелки» детали проекта держат в строжайшей тайне.
Я лично общался с архитекторами «Стрелки» и знаю, что проект у них отличный. Правда, деталей пока разглашать нельзя, все конфиденциально. Но уже точно могу сказать, что этот проект даст мощный толчок развитию не только Байкальска, но и туризма на Байкале в целом. Я убежден, что данный проект станет одним из якорей и поспособствует реализации и развитию более мелких инициатив, в том числе местных. Позволит привлечь инвесторов и туристов.
Иркутских архитекторов, которым на практике знакомы все подводные камни местного климата, ландшафта и инфраструктуры, к обсуждению проекта подключать не стали. Более того, местные чиновники даже не посчитали нужным ознакомиться с их инициативами и концепциями относительно Байкальска.
Мне трудно оценить данный проект архитекторов «Стрелки». Ведь о нем пока ничего толком неизвестно, что там конкретно будет, в каком виде и так далее. Как архитектору мне трудно на основании одной идеи о неком модном пространстве рассуждать, хорошо это будет или плохо. Другое дело, что со своей стороны местные архитекторы не раз пытались предложить собственные проекты по переустройству БЦБК. Но нам даже выступить с этими задумками нигде не дают, никто из власть имущих не хочет слушать наши предложения. На сессии «Школы экологического предпринимательства» мы представляли проект социально-экономического переустройства Байкальска. Говорили о том, что нужно скорее смотреть глубже на инфраструктуру и экономику города, чем просто предлагать разрозненные проекты.
Грандиозные планы однако тормозит процесс рекультивации отходов. В промзонах БЦБК накопилось более 6 млн тонн лигнина. Если это вещество попадет в озеро, серьезной экологической катастрофы не избежать. А значит, речи о создании экологического парка пока быть не может.
Между тем технология по нейтрализации отходов комбината уже существует. Она протестирована и одобрена специалистами предприятия «ВЭБ Инжиниринг», осталось только составить смету и обсудить детали.
Отходы, которые сейчас хранятся на территории промзоны ЦБК, не препятствуют развитию туризма. Полная их рекультивация произойдет примерно через три года. Но это не значит, что все проекты будут заморожены на этот срок. «Стрелка», например, планирует свои работы в рабочих помещениях комбината, где нет никаких вредных веществ.
Жители региона новость о преобразовании комбината восприняли неоднозначно. Что в принципе вполне объяснимо, ведь новые проекты и инициативы относительно будущего Байкальска озвучиваются местными чиновниками и общественными организациями в количестве одна идея в месяц.
Удивляет мелкомыслие местного руководства. Сейчас появилась возможность создать основу для региональной рекреационной базы всего региона. Надо собрать всех заинтересованных людей с проектами такого уровня и начать работу. Хотя бы конкурс объявили. Какая-то не то беспомощность, не то узость кругозора. Время-то идет, и его потеря недопустима.
Поможет ли проект «Стрелки» привлечь туристов в Байкальск, сейчас сказать сложно. После многолетнего отравления озера и окружающей среды выбросами комбината воспринимать территорию южного Байкала как экологически чистую отдыхающим не так просто. Но, помимо изменения восприятия, не помешает позаботиться и об инфраструктурных решениях как в самом Иркутске, так и на туристических объектах вблизи озера. И если летом туристы на Байкал все-таки едут, то зимой на местных курортах наступает мертвый сезон. Многие турбазы стоят заброшенные.
— Туризм — это комплекс, состоящий из многих элементов, и недоразвитие одного элемента пагубно отражается на всем комплексе. Например, начнем с того, как добраться. Местный автовокзал в нынешнем его виде далек от совершенства, по-английски не говорит никто из перевозчиков и кассиров (я регулярно выслушиваю грустные истории на эту тему). Зимой набор развлечений на Байкале невелик. Кататься на собаках и снегоходах многим дорого, а что еще делать? Где пообщаться, собраться, где можно узнать что-то новое, интересное? Ешь, гуляй да сиди в номере, читай книжку — на это не все согласны. Питание — это тоже отдельная история. Я никогда не ем в закусочных по дороге на Ольхон, а тут знакомые остановились пообедать, и я за компанию. Им стало плохо через полчаса, меня спасло то, что съела мало. А что с иностранцем будет? И в каком виде он вывалится из маршрутки, в которой на 14-ти посадочных местах сидит 15 человек с детьми и сумками, а в ногах у них еще стоят коробки с копченой рыбой? В общем, жизнь должна улучшиться, и постепенно все наладится.
Столичный Институт «Стрелка» позиционирует себя как средоточие самых передовых знаний об организации пространств и объемов. Однако байкальский проект, как написано выше, может оказаться не столь успешным, как проекты, ранее реализованные институтом в столице.
Видео
Видео: Москва 24
Жаль, что когда-то кому-то вообще пришло в голову делать такие сомнительные по экологичности предприятия рядом с озером Байкал. Байкал — уникальнейший памятник природы, его беречь нужно, а в огромной России есть много мест, которые могут стать подходящими плацдармами для развития промышленности.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе