Предприниматели Бурятии охотятся за товарным знаком «Байкал», что вызывает беспокойство у иркутян, живущих на другом берегу озера. Пока что Роспатент отказал бизнесменам, сославшись на решение ЮНЕСКО о признании озера объектом всемирного наследия, а значит, для использования его названия требуется отдельное разрешение. Но охота за столь привлекательным брендом далека от завершения.
Власти Республики Бурятии прорабатывают вопрос о получении разрешения на использование слова «Байкал» и изображение озера в товарных знаках. С запросом о том, насколько легко или сложно зарегистрировать товарный знак «Байкал», в приангарское отделение Росстандартизации обратились иркутяне. Выяснилось, что в Приангарье с таким запросом в принципе еще не сталкивались.
Мы действительно регистрируем товарные знаки, однако ни одной заявки со словом или символом «Байкал» пока к нам не поступало. Главный критерий при принятии решения, регистрировать товарный знак или нет, — база данных Института промышленной собственности РФ. Если при сверке с базой мы находим наименование, на которое претендует предприниматель, уже зарегистрированным, бизнесмену отказывают в регистрации товарного знака. В другом случае оснований для отказа, как правило, нет. Кстати, по поводу регистрации слова или символа «Байкал» в наш центр обращений до сих пор не поступало. По этой причине о каких-либо нюансах их регистрации мы не знаем.
Как выяснил SmartNews, аналогичному ведомству на другом берегу Байкала о деталях регистрации символа великого озера известно больше — туда предприниматели с такой заявкой уже обращались. Притом что Бурятский региональный центр стандартизации метрологии и испытаний вопросами интеллектуальной собственности занимается намного меньше иркутского коллеги — всего шесть лет.
О серьезной статистике говорить мы пока не рискуем — мы еще только накапливаем опыт. На сегодня наш центр зарегистрировал девять товарных знаков, еще двенадцать в данный момент находятся в процессе делопроизводства в Роспатенте, еще одиннадцать пришлось вернуть заявителям на доработку. К настоящему времени предприниматели Бурятии успели зарегистрировать такие знаки, как «Ларикс», «Постулат», «Забайкальский», «Гурман», «Славия Тех», «100 тысяч мелочей», «Дельта», а также два слогана: «Обеспечиваем беспечность» и «БМП Катюша». Что касается графических символов, центр стандартизации в соседней республике оформил авторские права пока только на изображение по международной классификации товаров и услуг на логотипы двух местных предприятий — ООО «ЧОП “Дельта”» и Бурятского мясоперерабатывающего предприятия «Катюша».
Несмотря на небольшой опыт, вопросы патентования слова «Байкал» бурятским специалистам хорошо известны. Но пока вести с регистрационных полей неутешительны.
Согласно действующей с начала 2008 года статьи 1483 четвертой части Гражданского кодекса России, «не допускается госрегистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах». Уточню, что это правило работает, если о регистрации заявляют не прямые собственники объекта или заявители делают это без согласия собственников. Переведу на простой язык: шансов крайне мало.
Тем не менее в центре стандартизации и метрологии Бурятии, несмотря на отказ Роспатента и авторитет ЮНЕСКО, продолжают активно прорабатывать вопрос о разрешительных документах на использование символа и слова «Байкал» в товарных знаках местных производителей.
Многие предприниматели, живущие около озера, хотят использовать в своих брендах символику озера и само слово «Байкал» для узнаваемости товаров. И в этом, по моему мнению, нет ничего странного или плохого. Для разрешения этого вопроса наш центр сейчас плотно сотрудничает с департаментом Минприроды России и с Байкальским государственным природным биосферным заповедником. Вполне определенные надежды на благополучный исход дела у нас есть.
Между тем сами предприниматели с обеих сторон озера в ожидании ответа сильно волнуются.
Не понимаю отказа Роспатента — озеро ведь наше, мы живем на его берегу. Неужто тот факт, что для производства своего товара мы используем его воду, не дает нам конкурентного перевеса, допустим, перед московскими производителями. Издревле мы в названиях используем имя Байкала. Должны же быть у нас преимущества перед другими заезжими производителями.
Примечательно, что иркутские предприниматели больше обеспокоены не отказом ведомств, а вероятностью, что восточные соседи успеют раньше их получить эксклюзивное право на регистрацию имени Байкала.
Вечно наши госструктуры вошкаются и медлят. Не первый раз нас предприимчивые буряты обходят. Взять хотя бы особую экономическую зону — вошли в программу вместе, а в итоге в Бурятии большая часть инфраструктуры уже готова и дороги новые проложены. А у нас воз и ныне там — всё не могут с местом определиться. Так и тут будет, чувствую. Ведь тоже живем на берегу Байкала, а прав на то, чтобы поместить его имя или виды на свой товар, видимо, лишат.
Видео
Видео: gobaikalru
Байкал — прежде всего самое крупное и глубокое пресноводное озеро в мире. Но вот что интересно. В нашей стране легче зарегистрировать торговую марку «Килиманджаро», чем «Байкал». Хотя в СССР был газированный напиток «Байкал», папиросы «Казбек», плавленный сыр «Москва» да и много подобных товаров. Давайте уточним, что мы не решаем вопрос о передаче в частные руки озера Байкал. Поэтому плохого в том, что какой-то качественный товар станет называться «Байкал» и будет нести изображение озера, ничего плохого нет. Главное, чтобы товар был достоин наименоваться именем озера, и чтобы два одинаковых товара от разных производителей не назывались одинаково.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе