Дом, где жил дед-прорицатель, не сохранился. Он сгорел. На его месте семья правнучки поставила новый дом, похожий на прадедовский. Фото: othereal.ru
Потомки бурятского предсказателя Барнашхэ Балтаханова и местные активисты собираются создать дом-музей своего знаменитого земляка. Средства для строительства собирают среди местных жителей. Посетители музея смогут ознакомиться с историей жизни бурятского Нострадамуса, поучаствовать в религиозных обрядах по шаманским обычаям. Местные власти рассчитывают, что это поспособствует привлечению в местность туристов.
Барнашхэ Балтаханов, бурятский предсказатель, в народе был известен как дед Барнашка. Он был родом из местности Шулут, родился в крестьянской семье, в школу не ходил и был абсолютно неграмотным. Жена его происходила из среднезажиточной семьи, и у них были дети — дочь и сын.
Как осталось в памяти односельчан, пророчествовать Балтаханов начал после того, как ему исполнилось 20 лет. Он ходил по домам и вещал — говорил много, временами безостановочно, обычно с закрытыми глазами. Пророчества свои он давал в довольно цветистой форме, то есть суть предсказаний, как и у его предшественника Нострадамуса, следовало еще расшифровать. Именно поэтому дед Барнашка также получил прозвище «бурятский Нострадамус».
Современники к его пророчествам относились по-разному. Однако знают о бурятском Нострадамусе в любом уголке республики. По преданию, деду Барнашке удалось предсказать очень разные события и явления. Среди сбывшихся пророчеств — практически стандартный набор любого предсказателя, жившего до начала ХХ века: изобретение радио, телевидения и самолетов, свержение самодержца и убийство царской семьи, приход к власти коммунистов, репрессии 1930-х годов, падение советской власти и взрыв на Чернобыльской АЭС.
Из предсказаний, которые пока еще не сбылись, жители Еланцов называют такие события, как грядущая миграция бурятского народа с берегов Байкала в соседнюю Монголию. Началом великого бурятского переселения должно стать строительство моста через Сарму. Говорил Барнашка и о Байкале — пророчил, что воды озера перекачают в искусственный водоем, а на дне станут добывать черное золото (нефть).
Одна из коренных жительниц поселка еще 50 лет назад обсуждала предсказания деда Барнашки с историком, который вел раскопки на бурятской стороне Байкала. По ее словам, ученый весьма скептически отнесся к пророческому дару селянина. Он считал, что дедушка просто общался с более грамотными современниками и полученные от них сведения пересказывал землякам, а уж они сами перевели его рассказы в разряд пророчеств. Вероятнее всего, он беседовал с каторжанами — в те годы их на озере было много. И действительно, в то время (а жил Барнашхэ Балтаханов с 1830 по 1924 год) в Европе уже использовали электрическое освещение, слушали радио, а самые смелые даже летали на первых самолетах.
Я больше склоняюсь к версии своего коллеги-историка. Балтаханов действительно мог слышать все это от каторжан, которые в то время как раз с избытком появились на Байкале. Ведь даже сам дед не подавал эту информацию под соусом пророчеств, просто «вещал». Уже сами односельчане интерпретировали его рассказы как предсказания, которые станут явью только в грядущем. Кстати, в беседах с каторжанами, приехавшими с запада России, изобретение радио или телевидения могло обсуждаться не как открытие, которое сами пересказчики видели вживую. Эти разговоры даже столичные обыватели долго вели на уровне слухов, пока изобретения не вошли в повседневный обиход.
Сейчас потомки бурятского Нострадамуса ведут сбор средств на создание дома-музея Барнашхэ Балтаханова. Деньги инициативные граждане собирают довольно быстро. Меньше чем за неделю сельчанам удалось собрать пожертвования от 15 спонсоров, сумма набралась внушительная — порядка 50 тыс. рублей. Нужную сумму потомки предсказателя планируют собрать уже к началу следующего, 2014 года.
Новый дом будет полностью копировать прежнее жилище Барнашки. Его построят по эскизам жилых построек конца XIX — начала XX веков, которые стояли в этом же районе. Восстановим и надворные постройки, и внутреннее убранство дома — найдем мебель и утварь тех времен, когда жил Барнашка.
Единственная дискуссия разгорелась по вопросу выбора места, где расположится будущий дом-музей. Дело в том, что в том месте, где когда-то стоял дом деда Барнашки, — на въезде в Еланцы — сейчас расположены частные огороды и владельцы земли не собираются отдавать или продавать участки.
Есть и альтернативный вариант — построить дом на другом участке, также принадлежавшем предсказателю. Территория расположена буквально в нескольких метрах от старого дома. Родственники не против, но односельчане Барнашки настаивают на том, чтобы построить дом на его прежнем месте.
Как оказалось, после смерти Барнашхэ невеста его сына, вопреки воле усопшего, перевезла его дом в местность Анга. Женщина вскоре ослепла, а сам дом после переезда сгорел. Таким образом, после смерти Барнашки не осталось никаких его личных вещей.
Кстати, вопрос с последним участком тоже потребует длительных согласований: необходимо договориться с Прибайкальским национальным парком, в управлении которого находится территория. Понадобится изменить ее целевое назначение под дом-музей.
Здание музея активисты готовы построить за год. Планируется, что дом-музей станет достопримечательностью района, в котором посетители ближе познакомятся с историей жизни бурятского Нострадамуса и его предсказаниями. Кроме того, в музее собираются проводить религиозные обряды, во время которых посетители смогут помолиться по шаманским обычаям. Местные жители и власти рассчитывают на то, что это поспособствует и привлечению в местность туристов из других регионов.
Участники экспедиции в Агинский Бурятский АО летом 2002 года сняли фильм, который рассказывает об обряде посвящения в шаманы у агинских бурят, до сих пор сохранивших в живом виде традиции шаманизма.
Видео
Видео: ethnokino