Приплыли. Самый старый ледокол Сибири могут передать в частные руки

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Жители Иркутска обеспокоены судьбой самого старого российского ледокола «Ангара». Судно, которое переделали в музей и своеобразный культурный центр на средства самих горожан, власти решили отправить на капитальный ремонт. Жители опасаются, что это только повод для того, чтобы передать судно в частные руки, и тогда уникальному историческому объекту придет конец — скорее всего, его переоборудуют под ресторан.

На данный момент ледокол «Ангара» — старейший ледокол Сибири, 1900 года постройки, — принадлежит Иркутской области. Еще в 1970-х годах Восточно-Сибирское пароходство отдало судно под школу ДОСААФ. Но общество не сумело его содержать. Впервые на этот ледокол как на исторический объект обратил внимание тогдашний председатель горисполкома Николай Салацкий. Но и ему только через несколько лет удалось собрать комиссию, которая подтвердила, что корпус «Ангары» сохранился, английская сталь в хорошем состоянии, а все остальное подлежит восстановлению.

Последние 23 года ледокол находится на балансе Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ИРО ВООПИиК ).

В 1989 году Общество охраны памятников заявило, что гарантирует финансирование ремонтно-восстановительных работ. 25 наших отделений, разбросанных по региону, собирали средства из членских взносов и по подписным листам. Провели благотворительную денежно-вещевую лотерею, выпустив полмиллиона билетов стоимостью в 1 рубль, которые полностью реализовали. На восстановление старейшего судна наше общество собрало и потратило более 900 тыс. рублей (все это — в ценах 1989 года!!!).

В восстановление музея-ледокола вложились жители 25 городов Иркутской области. А в 1990 году по решению Иркутского горисполкома его поставили нам на баланс. Все это время судно выживало исключительно на деньги общества.

Замечу, что за 20 лет ни разу власти — ни муниципальные, ни региональные — не участвовали в финансовой поддержке музея. Его даже не пытались включить в специальные программы. Поэтому часть денег музей зарабатывает сам, часть нам переводят благотворители. 

Светлана Утмелидзе, заместитель председателя ИРО ВООПИиК, SmartNews

Сейчас, в разгар туристического сезона, «Ангара» принимает на борт 20–30 посетителей ежедневно. В музее на постоянной основе работают две экспозиции: «История ледокола “Ангара”» и «История судоходства на озере Байкал», а также краеведческие клубы. Кроме этого, на базе памятника не раз организовывали разовые программы, такие как «Иркутск — морской город», «Ворота на Байкал», «Встреча поколений» и многие другие. Но даже без всех мероприятий и выставок ледокол интересен туристам и горожанам, ведь они могут ступить на борт древнейшего судна ледокольного типа не только в России, но и во всем мире: «Ангаре» 113 лет. 

Видео

Видео: tokatstudio

Замечу, что это не пропахший нафталином музей, каких, не скрою, много в нашем городе. Сюда часто приходит молодежь и дети, что в первую очередь говорит о том, что музей живой и востребованный. Мой пятилетний сын, может, и не очень внимательно прослушал историю судоходства, зато с удовольствием покрутил штурвал и полазил вокруг корабельной пушки. Да я и сам слазил разок в трюм. Еще с удовольствием вспоминаю один киносеанс на борту ледокола: тогда всем известный фильм «Титаник» показали в тематическом интерьере «Ангары». Очень атмосферно получилось!

Руслан Глебов, иркутянин, SmartNews

Хотя посетителей у нас действительно много, нужно понимать, что заработать деньги, необходимые на все нужды ледокола, невозможно. Так, на отопление в зимние месяцы требуется порядка 250 тыс. рублей ежемесячно — просто неподъемная сумма для общественной организации. Однако на экспозиционные расходы — обновление выставок, краеведческие клубы, проведение тематических вечеров — заработать музей может. Проблема в том, что с 2011 года интерес к состоянию «Ангары» настолько обострился, что многочисленные проверки мешают нам организовывать и проводить все запланированные мероприятия. К примеру, мы договорились проводить с областной филармонией музыкальные вчера (из-за проверок их число пришлось сократить), ежегодно организуем и день рождения Байкала, и рождественскую елку, и Масленницу. Но даже без всех мероприятий и выставок ледокол интересен туристам и горожанам — ведь «Ангаре» 113 лет! Я искала в Сети аналоги — не нашла, поэтому утверждаю, что наш ледокол — старейший не только в России, но и в мире! 

Светлана Утмелидзе, заместитель председателя ИРО ВООПИиК, SmartNews

За последние два года министерство имущественных отношений региона сделало уже несколько попыток вывести музей из-под управления Общества охраны памятников истории и культуры.

Например, в результате недавней проверки Восточно-Сибирское УГРН Ространснадзора предписало Обществу охраны памятников исполнить предписания, которые касаются ходящих по воде судов. Для «Ангары» предлагалось набрать обученный экипаж, завести судовой журнал и оформить свидетельство о праве плавания под российским флагом. И все это для судна, которое не ходит по Ангаре с 1975 года. Эти требования музейным работникам через суд удалось признать необоснованными.

В этом году на «Ангару» обратило внимание областное министерство имущественных отношений. Чиновники настаивают на том, чтобы Общество охраны памятников провело капремонт ледокола за счет собственных средств. В противном же случае министерство угрожает расторгнуть договор между общественной организацией и областной администрацией.

Мы долго переписывались, получили из министерства не менее трех строгих предупреждений. Понимая, что не сможем отыскать миллионы рублей на ремонт в кратчайшие сроки, подробно объясняли свою ситуацию. Но так и не дождались в ответ адекватной реакции. 

Светлана Утмелидзе, заместитель председателя ИРО ВООПИиК, SmartNews

20 февраля Антон Протасов, министр имущественных отношений Иркутской области, даже подписал документ, предписывающий музею через месяц освободить ледокол. Привезли бумагу нам только 18 марта, и в конце апреля мы обреченно ждали уже приставов, поскольку необходимую на ремонт сумму за месяц собрать просто нереально. Но пока обошлось — ждем, когда они нас в арбитражный суд позовут. 

Владимир Китаев, председатель ИРО ВООПИиК, SmartNews

В конце весны и в начале лета иркутяне провели несколько митингов в защиту музея на ледоколе. Возможно, под их влиянием министерство перестало слать музею угрожающие письма. Но сегодня интерес к старому ледоколу вновь проснулся — на этот раз встал вопрос о его перегоне на Байкал для реконструкции. Общественники считают, это лишь маневр для того, чтобы отобрать корабль у них.

Мы уверены, что это очередная попытка выселить с ледокола общественную организацию. Этот маневр, кстати, был нами ожидаем в преддверии выборов в заксобрание области. Кому-то просто нужно помещение ледокола, как некий ликвидный объект.

Семен Руденко, иркутянин, член общественного движения «Дети войны», SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

К слову, специалисты корабельного дела подтверждают, что судну не требуется ни капитальный ремонт, ни реконструкция, ни даже текущий ремонт. Все его механизмы, узлы и приспособления находятся в исправном состоянии. 

У нас даже есть справка о том, что ледокол не нуждается в доковом ремонте. Именно в этом случае ледокол понадобится отправить на Байкал. Сейчас вполне достаточно рейдового ремонта. Дело в том, что округлый корпус ледокола позволяет проводить ремонт в акватории залива Солнечный — «Ангару» для этого не нужно поднимать, можно переворачивать с борта на борт почти до уровня ватерлинии. Таким образом, водолазы смогут провести ремонт, погружаясь на необходимые 1,5 метра. И вывозить судно не придется. Осталось собрать деньги на ремонт. Но это уже к следующему летнему сезону. Тогда же я смогу подогнать баржу и собрать группу водолазов для обновления справки о том, что доковый ремонт «Ангаре» не нужен. Жалко только, что эта длительная и дорогостоящая процедура, по сути, нужна только как защита от чиновников. И средства на нее будут оторваны от денег, которые можно было бы направить сразу на рейдовый ремонт судна.

Владимир Китаев, председатель ИРО ВООПИиК, SmartNews

Ледокол неоднократно ремонтировали. Последний раз капитальный ремонт провели в 1989 году. Некапитальный ремонт проводился намного чаще: последний был в прошлом году, когда заменили огнетушители и пожарные рукава. На данный момент судно не нуждается в реконструкции — все механизмы ледокола находятся в исправном состоянии. 

Иван Гмелик, главный корабельный старшина, SmartNews

Сейчас жители Иркутска вполне обоснованно опасаются, что под вывеской капитальной реконструкции музей перейдет в частные руки. И памятником быть окончательно перестанет. Худшее, что ожидает ледокол и чего так боятся иркутяне, — это его переоборудование в какой-нибудь элитный ресторан. 

На ледокол сейчас пускают за символические 50 рублей. Открыто до девяти вечера. Если музей перейдет к частному собственнику, сомневаюсь, что нынешние условия сохранятся. В лучшем случае новый владелец байкальской «Авроры» сделает евроремонт и поднимет в разы стоимость входного билета. А в худшем — на старейший ледокол Сибири 1900 года постройки нас пустят только как посетителей пафосного ресторана. 

Евгения Крейденкова, кандидат исторических наук, SmartNews
Прислал
Дмитрий Игнатьев

Если имеет смысл это сделать – то не вижу никаких причин для того чтобы не осуществить передачу судна в частные руки. Просто спрос с нового владельца судна тоже должен быть. Например если его эксплуатация будет неэффективной.

Автор

Мария Чернова

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Дмитрий Игнатьев, Наталья Соловьева

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Дмитрий Игнатьев 15 августа 2013, 19:23, Изменено: 15 августа 2013, 20:28

Если имеет смысл это сделать – то не вижу никаких причин для того чтобы не осуществить передачу судна в частные руки. Просто спрос с нового владельца судна тоже должен быть. Например если его эксплуатация будет неэффективной.

Артем Карпенко 15 августа 2013, 19:32

ну если ледокол самый старый – можно его продать и рассмотреть вопрос постройки нового судна.

Иван Мотыкин 15 августа 2013, 19:52

Плохо не то что его продают, а то что не продают кому-нибудь 10 новеньких ледоколов)

Марина 18 октября 2013, 17:32

Здесь мои цитаты и мое фото Утмелидзе - статья - плагиат, к сожалению.

Добавить комментарий

Новое на сайте