Фото: info.irk.ru
Жители Иркутска обеспокоены судьбой самого старого российского ледокола «Ангара». Судно, которое переделали в музей и своеобразный культурный центр на средства самих горожан, власти решили отправить на капитальный ремонт. Жители опасаются, что это только повод для того, чтобы передать судно в частные руки, и тогда уникальному историческому объекту придет конец — скорее всего, его переоборудуют под ресторан.
На данный момент ледокол «Ангара» — старейший ледокол Сибири, 1900 года постройки, — принадлежит Иркутской области. Еще в 1970-х годах Восточно-Сибирское пароходство отдало судно под школу ДОСААФ. Но общество не сумело его содержать. Впервые на этот ледокол как на исторический объект обратил внимание тогдашний председатель горисполкома Николай Салацкий. Но и ему только через несколько лет удалось собрать комиссию, которая подтвердила, что корпус «Ангары» сохранился, английская сталь в хорошем состоянии, а все остальное подлежит восстановлению.
Последние 23 года ледокол находится на балансе Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ИРО ВООПИиК ).
В 1989 году Общество охраны памятников заявило, что гарантирует финансирование ремонтно-восстановительных работ. 25 наших отделений, разбросанных по региону, собирали средства из членских взносов и по подписным листам. Провели благотворительную денежно-вещевую лотерею, выпустив полмиллиона билетов стоимостью в 1 рубль, которые полностью реализовали. На восстановление старейшего судна наше общество собрало и потратило более 900 тыс. рублей (все это — в ценах 1989 года!!!).
В восстановление музея-ледокола вложились жители 25 городов Иркутской области. А в 1990 году по решению Иркутского горисполкома его поставили нам на баланс. Все это время судно выживало исключительно на деньги общества.
Замечу, что за 20 лет ни разу власти — ни муниципальные, ни региональные — не участвовали в финансовой поддержке музея. Его даже не пытались включить в специальные программы. Поэтому часть денег музей зарабатывает сам, часть нам переводят благотворители.
Сейчас, в разгар туристического сезона, «Ангара» принимает на борт 20–30 посетителей ежедневно. В музее на постоянной основе работают две экспозиции: «История ледокола “Ангара”» и «История судоходства на озере Байкал», а также краеведческие клубы. Кроме этого, на базе памятника не раз организовывали разовые программы, такие как «Иркутск — морской город», «Ворота на Байкал», «Встреча поколений» и многие другие. Но даже без всех мероприятий и выставок ледокол интересен туристам и горожанам, ведь они могут ступить на борт древнейшего судна ледокольного типа не только в России, но и во всем мире: «Ангаре» 113 лет.
Видео
Видео: tokatstudio
Замечу, что это не пропахший нафталином музей, каких, не скрою, много в нашем городе. Сюда часто приходит молодежь и дети, что в первую очередь говорит о том, что музей живой и востребованный. Мой пятилетний сын, может, и не очень внимательно прослушал историю судоходства, зато с удовольствием покрутил штурвал и полазил вокруг корабельной пушки. Да я и сам слазил разок в трюм. Еще с удовольствием вспоминаю один киносеанс на борту ледокола: тогда всем известный фильм «Титаник» показали в тематическом интерьере «Ангары». Очень атмосферно получилось!
Хотя посетителей у нас действительно много, нужно понимать, что заработать деньги, необходимые на все нужды ледокола, невозможно. Так, на отопление в зимние месяцы требуется порядка 250 тыс. рублей ежемесячно — просто неподъемная сумма для общественной организации. Однако на экспозиционные расходы — обновление выставок, краеведческие клубы, проведение тематических вечеров — заработать музей может. Проблема в том, что с 2011 года интерес к состоянию «Ангары» настолько обострился, что многочисленные проверки мешают нам организовывать и проводить все запланированные мероприятия. К примеру, мы договорились проводить с областной филармонией музыкальные вчера (из-за проверок их число пришлось сократить), ежегодно организуем и день рождения Байкала, и рождественскую елку, и Масленницу. Но даже без всех мероприятий и выставок ледокол интересен туристам и горожанам — ведь «Ангаре» 113 лет! Я искала в Сети аналоги — не нашла, поэтому утверждаю, что наш ледокол — старейший не только в России, но и в мире!
За последние два года министерство имущественных отношений региона сделало уже несколько попыток вывести музей из-под управления Общества охраны памятников истории и культуры.
Например, в результате недавней проверки Восточно-Сибирское УГРН Ространснадзора предписало Обществу охраны памятников исполнить предписания, которые касаются ходящих по воде судов. Для «Ангары» предлагалось набрать обученный экипаж, завести судовой журнал и оформить свидетельство о праве плавания под российским флагом. И все это для судна, которое не ходит по Ангаре с 1975 года. Эти требования музейным работникам через суд удалось признать необоснованными.
В этом году на «Ангару» обратило внимание областное министерство имущественных отношений. Чиновники настаивают на том, чтобы Общество охраны памятников провело капремонт ледокола за счет собственных средств. В противном же случае министерство угрожает расторгнуть договор между общественной организацией и областной администрацией.
Мы долго переписывались, получили из министерства не менее трех строгих предупреждений. Понимая, что не сможем отыскать миллионы рублей на ремонт в кратчайшие сроки, подробно объясняли свою ситуацию. Но так и не дождались в ответ адекватной реакции.
20 февраля Антон Протасов, министр имущественных отношений Иркутской области, даже подписал документ, предписывающий музею через месяц освободить ледокол. Привезли бумагу нам только 18 марта, и в конце апреля мы обреченно ждали уже приставов, поскольку необходимую на ремонт сумму за месяц собрать просто нереально. Но пока обошлось — ждем, когда они нас в арбитражный суд позовут.
В конце весны и в начале лета иркутяне провели несколько митингов в защиту музея на ледоколе. Возможно, под их влиянием министерство перестало слать музею угрожающие письма. Но сегодня интерес к старому ледоколу вновь проснулся — на этот раз встал вопрос о его перегоне на Байкал для реконструкции. Общественники считают, это лишь маневр для того, чтобы отобрать корабль у них.
Мы уверены, что это очередная попытка выселить с ледокола общественную организацию. Этот маневр, кстати, был нами ожидаем в преддверии выборов в заксобрание области. Кому-то просто нужно помещение ледокола, как некий ликвидный объект.
Машинный отсек. Фото: irkipedia.ru
К слову, специалисты корабельного дела подтверждают, что судну не требуется ни капитальный ремонт, ни реконструкция, ни даже текущий ремонт. Все его механизмы, узлы и приспособления находятся в исправном состоянии.
У нас даже есть справка о том, что ледокол не нуждается в доковом ремонте. Именно в этом случае ледокол понадобится отправить на Байкал. Сейчас вполне достаточно рейдового ремонта. Дело в том, что округлый корпус ледокола позволяет проводить ремонт в акватории залива Солнечный — «Ангару» для этого не нужно поднимать, можно переворачивать с борта на борт почти до уровня ватерлинии. Таким образом, водолазы смогут провести ремонт, погружаясь на необходимые 1,5 метра. И вывозить судно не придется. Осталось собрать деньги на ремонт. Но это уже к следующему летнему сезону. Тогда же я смогу подогнать баржу и собрать группу водолазов для обновления справки о том, что доковый ремонт «Ангаре» не нужен. Жалко только, что эта длительная и дорогостоящая процедура, по сути, нужна только как защита от чиновников. И средства на нее будут оторваны от денег, которые можно было бы направить сразу на рейдовый ремонт судна.
Ледокол неоднократно ремонтировали. Последний раз капитальный ремонт провели в 1989 году. Некапитальный ремонт проводился намного чаще: последний был в прошлом году, когда заменили огнетушители и пожарные рукава. На данный момент судно не нуждается в реконструкции — все механизмы ледокола находятся в исправном состоянии.
Сейчас жители Иркутска вполне обоснованно опасаются, что под вывеской капитальной реконструкции музей перейдет в частные руки. И памятником быть окончательно перестанет. Худшее, что ожидает ледокол и чего так боятся иркутяне, — это его переоборудование в какой-нибудь элитный ресторан.
На ледокол сейчас пускают за символические 50 рублей. Открыто до девяти вечера. Если музей перейдет к частному собственнику, сомневаюсь, что нынешние условия сохранятся. В лучшем случае новый владелец байкальской «Авроры» сделает евроремонт и поднимет в разы стоимость входного билета. А в худшем — на старейший ледокол Сибири 1900 года постройки нас пустят только как посетителей пафосного ресторана.
Если имеет смысл это сделать – то не вижу никаких причин для того чтобы не осуществить передачу судна в частные руки. Просто спрос с нового владельца судна тоже должен быть. Например если его эксплуатация будет неэффективной.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе