Общественные наблюдатели Ивановской области посетили ряд ивановских колоний. Наблюдатели проконтролировали, каковы условия жизни и быта заключенных, выслушали их жалобы, а также выяснили, как изменилось медицинское обслуживание в колониях после запуска реформы системы здравоохранения. В рейд по ивановским колониям отправился и корреспондент SmartNews.
Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) созданы во всех регионах страны. Именно эти комиссии регулярно проверяют места принудительного содержания (колонии различных режимов, колонии-поселения, СИЗО) и выясняют, соблюдаются ли права человека в таких местах. В этот раз общественные наблюдатели посетили мужскую колонию строгого режима, женскую исправительную колонию, следственный изолятор, колонию-поселение, спецприемник и изоляторы временного содержания, расположенные в Кинешме и Кинешемском и Заволжском муниципальных районах.
В каждом учреждении комиссия проверила работу и состояние наиболее важных объектов — жилых помещений, столовых, клубов, храмов, комнат психологической разгрузки, банно-прачечных комбинатов и штрафных изоляторов.
Отзывы о коммунально-бытовых условиях, которые созданы для осужденных во всех проверенных учреждениях, наблюдатели дали весьма положительные. За последний год, уверяют они, изменений произошло множество. Было отмечено качество приготовленной в столовых пищи, разнообразие товаров в магазинах для осужденных и даже наличие курсов психологической реабилитации для заключенных, работающих в одной из колоний.
Я готов отметить положительные изменения в коммунально-бытовых условиях осужденных за последний год. Особое впечатление на нас произвела материально-техническая база, созданная для проведения психологической работы в колонии № 4. Здесь действительно работают с заключенными, а не создают видимость. У них есть возможность беседовать с психологами, посещать курсы психологической реабилитации — все это очень важно. Еще стоит обратить внимание на качественный ремонт, который был сделан в столовой колонии. У нас также была возможность пообщаться с заключенными, выяснить, на что они жалуются. Мы намерены проводить такие проверки по плану, контроль должен быть постоянным.
В этом рейде наблюдатели особое внимание уделяли медчастям и санитарным пунктам колоний. Предполагалось выяснить непосредственно на местах, может ли и в какой мере реформа системы здравоохранения, ведущаяся в исправительных учреждениях, повлиять на самих заключенных. Как отметили наблюдатели в беседе с журналистом SmartNеws, в последнее время пристальное внимание уделяется именно отношениям, которые складываются между сотрудниками исправительной системы и заключенными. И медицинские работники, которые трудятся в колониях и СИЗО, не стали исключением. Отношения между врачом и пациентом всегда особенные. Ведь без определенного доверия пациента к врачу успех лечения не гарантирован. Отношения между тюремным врачом и его пациентами — особые вдвойне.
Очень важно, чтобы между медработником и пациентом, вне зависимости от того, свободный это человек или заключенный, устанавливались нормальные взаимоотношения. Если определенный уровень взаимопонимания не будет достигнут, то все лечение просто-напросто пойдет насмарку. Очень большое количество жалоб заключенных связано именно с качеством медицинской помощи. Должно быть простое понимание ситуации, в этом нет ничего сложного: если человек в погонах — врач, то он в первую очередь именно врач, а лишь во вторую сотрудник исправительной системы. Очень много жалоб и проблем возникает как раз из-за непонимания этого правила. Еще один важный момент — заключенные имеют право на то, чтобы знать состояние своего здоровья, ознакомиться со своей медицинской картой и т. д.
Именно это — одна из причин, по которой тюремную медицину не стали присоединять к системе гражданского здравоохранения, а все же оставили в рамках управления исполнения наказаний. Правда, с изменившимся статусом: пенитенциарное здравоохранение вышло из-под контроля регионального УФСИН и перешло под прямой контроль Федеральной службы исполнения наказаний.
— В реформировании системы сегодня, на мой взгляд, есть положительный результат. Он основан на том, что, во-первых, у тюремной медицины есть четко оформленные и хорошо охраняемые границы, во-вторых, более или менее постоянное и легко контролируемое население, в-третьих, особые взаимоотношения медицинского персонала с населением, на которое серьезное влияние оказывают оперативная обстановка и тюремные традиции. Но все-таки, несмотря на всю своеобразность тюремной медицины, мы должны рассматривать организацию здравоохранения в системе ФСИН как часть государственной политики в области здравоохранения и при этом не забывать о существующих международных стандартах и нормах при оказании медицинской помощи и проведении профилактических мероприятий.
Общественников заинтересовал вопрос, как в колониях Ивановской области обстоят дела с переходом на новую модель здравоохранения и не привела ли она к снижению качества медобслуживания. Сотрудники исправительной системы заверили наблюдателей: внутренние перемены в ведомстве никак не отразились на правах заключенных.
В апреле 2013 года приказом УФСИН России по Ивановской области определено, что с 1 июля в учреждениях УИС Ивановской области сокращаются все должности медицинских работников. В настоящее время проведена работа по согласованию кандидатов из числа медицинских работников УФСИН на замещение должностей медперсонала в медико-санитарной части. Подготовлена вся необходимая документация. Вне зависимости от ведущегося реформирования системы, в медицинских подразделениях учреждений УИС области медицинская помощь оказывается заключенным в полном объеме.
Вместе с тем сами сотрудники исправительной системы отмечают, что проблемы в системе тюремного здравоохранения, с которыми им приходится сталкиваться в ходе своих проверок, довольно разнообразны, а нерешенных проблем — масса. Например, в колониях очень велика потребность в качественном медицинском оборудовании и диагностических приборах. Уровень смертности заключенных от туберкулеза, ВИЧ-инфекции и диабета очень высок, а без необходимого оборудования проводить профилактику этих заболеваний и выявлять их на ранних стадиях довольно сложно, а зачастую и невозможно.
За пять месяцев этого года из ФСИН России поступили денежные средства для медицинского обеспечения спецконтингента — 1,2815 млн рублей. При этом на приобретение медицинского оборудования ничего не было выделено.
Кроме того, очень часто не хватает лекарств, в дефиците медперсонал, финансирования недостаточно. Но все эти проблемы вполне решаемы.
Мы работаем с ивановскими колониями уже долгое время. К сожалению, на проблемы в сфере здравоохранения приходится обращать внимание гораздо чаще, чем хотелось бы.
Но многие из них решаемы. Например, дефицит лекарств могут в какой-то мере восполнить родственники заключенных. Если система сейчас функционирует не в полной мере из-за дефицита штата, дефицита финансирования, необходимо оптимизировать отношения с родственниками заключенных, оптимизировать систему изнутри. И начинать надо с подхода — это главное. В первую очередь применительно к заключенным-пациентам нужно обращать внимание не на соблюдение режима, а на состояние здоровья людей, находящихся в исправительных учреждениях.
Видео
Видео: Анастасия Николаева/SmartNews