Соленая каша для молодого отца, монеты в масло, курицу под печь — так в Удмуртии стараются возродить забытые ритуалы, отводящие беду от детей, призывников, молодоженов. SmartNews решил узнать подробнее о забытых и возрожденных необычных обрядах удмуртов.
В каждом российском регионе возвращение и восприятие собственных корней проходит по-своему. Где-то ограничиваются только дополнительными часами родного языка, а где-то возродившаяся национальная идентичность оборачивается уголовными делами или скандалами на федеральном уровне. Самая приятная для всех и безобидная часть роста национального самосознания — возврат в ежедневный быт старинных обрядов.
Так, например, в Удмуртии в этом году впервые отправляли молодых людей в армию в соответствии с древними традициями. Юноши под звуки обрядовой песни прибивали цветные ленточки монетами к деревянной перекладине, которые по возвращении из армии должны будут достать.
У древних удмуртов был и такой обычай прощания юного воина с домом: перед отправлением из дома рекрут в последний раз обходил родительский дом и все строения. Интересно, что из дома призывник выходил пятясь, а мать бросала ему под ноги какую-нибудь материю. Так, по мнению удмуртов, вероятность возвращения домой со службы возрастала.
Несомненно, это прекрасно, что память о предках по-прежнему жива в любом народе. Удмуртские обряды, фольклор очень поэтичны. Вообще, как мне кажется, жизнь простого человека полна поэзии, на первый взгляд не сразу заметной. Удмурты изначально жили и живут очень близко к природе — большинство являются сельскими и деревенскими жителями, поэтому традиции, гармония с миром предков, их душами для них остались важны. Иначе бы не возродились многие из ныне существующих обрядов — такое просто невозможно по указке сверху. И значит, народ жив. И еще мне нравится, что современная городская молодежь перестает стесняться того, что они удмурты, как это было еще не так давно.
Безусловно, народная обрядовая фантазия не могла обойти стороной главное действо в жизни средневекового крестьянина — создание новой семьи. Представители всех народностей готовились к свадьбе не менее ответственно, чем к собственной смерти. Обряд бракосочетания у удмуртов («ярашон») сопровождался двумя свадебными пирами: в доме невесты и жениха. Они могли состояться как друг за другом, так и с интервалом до нескольких месяцев. Когда родители приходили к окончательному согласию, мать невесты клала на стол каравай хлеба и масло, а отец жениха подтверждал свой выбор, втыкая в масло несколько серебряных монет.
Причем все эти действия производились родственниками новобрачных, а вот они сами не выделялись активностью. Жених, например, приезжал на свадьбу лишь на второй день. Естественно, существовал и особый чин прощания невесты с родителями: встав перед ними на колени, невеста должна была причитать и плакать. Но все же праздник был достаточно веселым и шутливым: очень распространено подшучивание над уснувшими и «сдавшимися» раньше всех гостями: их могли пришить к постели, к подушке, связать ноги уснувшим соседям и т. д.
Во время свадьбы невеста сдавала и «экзамен»: поутру ее проверяли на способности к готовке и рукоделию. С самого утра она начинала печь национальное удмуртское блюдо табани. Родственники же со стороны жениха всячески мешали этому процессу, даже могли опустить в трубу живого петуха (или курицу). А гости следили, как будет вести себя курица после того, как выскочит из дымохода. Если бросится под печку, значит, невеста надолго в доме останется, а если к двери, то скоро покинет этот дом.
Видео
Видео взято у пользователя Paolo Felipe
Традиции, конечно, частично сохранились. Из личного опыта: свататься в нашу семью родственники жениха приходили со стихами и песнями на удмуртском языке. На следующий день после современной свадьбы мы устроили испытания для невесты: с коромыслом принести воду с речки, для гостей она должны была испечь блины и приготовить кашу. Жених же в это время колол дрова. Но одно из поленьев было непростым: гости втыкали в полено монеты, вставляли бумажные купюры — в общем, оно полностью состояло из денег. Задачей жениха было аккуратно наколоть дров, собрав все деньги.
К детям у удмуртов всегда было особое и трепетное отношение, утверждают краеведы. И тут, конечно, имеются свои необычные, несвойственные другим народам традиции и ритуалы. Например, у удмуртов считалось, что, если беременная женщина увидит человека, который ей понравился своей внешностью, она могла зафиксировать этот образ в памяти и «передать» его красоту своему ребенку. А отцу новорожденного женщины готовили тарелку сильно пересоленной каши, и это делалось с одной целью — «чтобы знал, как солоно приходится роженице».
Ранее традиционными удмуртскими свадьбами интересовались в основном иностранные женихи, сейчас же этнические торжества все больше интересуют и жителей Удмуртии. Проходят свадьбы по-удмуртски шумно и весело… Молодая пара попадет в мир удмуртской деревни начала XX века. Здесь новобрачные знакомятся с удмуртским свадебным обрядом. В игровой форме невесте и ее подругам предлагают приготовить приданое. Невеста одевает женский головной убор южных удмуртов — айшон — подруге. А это не так просто — вся конструкция весит почти 5 килограммов. После свадебных испытаний все танцуют удмуртский тыпыртон (общественный танец). На память жених и невеста получают оберег с пожеланиями счастливой семейной жизни.
Необычным получился обряд «жаг вылэ куштон», который символизирует снятие сглаза и болезней с маленького ребенка. После того как малыш побывал в руках знахарки, его укутывали в новое полотенце и давали новое имя.
До сих пор в селах Удмуртии бытует обряд «ныл кураськон», который символизирует взросление. Девушки с ведрами в руках ходят из дома в дом за подношениями для приготовления ритуальной каши. После обхода всех домов они направляются к месту проведения обряда, которое находится на окраине деревни. В приготовлении ритуальной каши — жук пзьтон — девушкам помогают юноши, которые уже несколько ранее прошли подобный обряд посвящения — «урай всь».
Традиции уже не восстановить и не сохранить такими, какими они были раньше. Время, безусловно, забирает некоторые элементы. Я вот как считаю: язык — одна из основ жизни народа, его культуры, забыть язык — значит забыть, потерять культуру. А сегодня как раз наступает момент того, что забывается основа, утрачивается как язык, так и обычаи. Идет, так скажем, не процесс возрождения, а пока что сохранения. Вот зачем у нас так много ресторанов японской или итальянской кухни и только одно кафе удмуртской национальной кухни? Надо объединяться, надо передавать традиции, обмениваться опытом и сохранять традиции наших предков.
Из обрядовых календарных праздников сегодня сохранилась традиция праздника Гербер. Он проводится в день летнего солнцестояния и отмечает окончание посевных работ. Сегодня этот день широко отмечается ежегодно в музее-заповеднике «Лудорвай».