Пришьют к постели. В Удмуртии возрождают народные обряды

1
голос

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Олег Иванов/РИА Новости

Соленая каша для молодого отца, монеты в масло, курицу под печь — так в Удмуртии стараются возродить забытые ритуалы, отводящие беду от детей, призывников, молодоженов. SmartNews решил узнать подробнее о забытых и возрожденных необычных обрядах удмуртов.

В каждом российском регионе возвращение и восприятие собственных корней проходит по-своему. Где-то ограничиваются только дополнительными часами родного языка, а где-то возродившаяся национальная идентичность оборачивается уголовными делами или скандалами на федеральном уровне. Самая приятная для всех и безобидная часть роста национального самосознания — возврат в ежедневный быт старинных обрядов.

Так, например, в Удмуртии в этом году впервые отправляли молодых людей в армию в соответствии с древними традициями. Юноши под звуки обрядовой песни прибивали цветные ленточки монетами к деревянной перекладине, которые по возвращении из армии должны будут достать.

У древних удмуртов был и такой обычай прощания юного воина с домом: перед отправлением из дома рекрут в последний раз обходил родительский дом и все строения. Интересно, что из дома призывник выходил пятясь, а мать бросала ему под ноги какую-нибудь материю. Так, по мнению удмуртов, вероятность возвращения домой со службы возрастала.

Несомненно, это прекрасно, что память о предках по-прежнему жива в любом народе. Удмуртские обряды, фольклор очень поэтичны. Вообще, как мне кажется, жизнь простого человека полна поэзии, на первый взгляд не сразу заметной. Удмурты изначально жили и живут очень близко к природе — большинство являются сельскими и деревенскими жителями, поэтому традиции, гармония с миром предков, их душами для них остались важны. Иначе бы не возродились многие из ныне существующих обрядов — такое просто невозможно по указке сверху. И значит, народ жив. И еще мне нравится, что современная городская молодежь перестает стесняться того, что они удмурты, как это было еще не так давно.

Сергей Жилин, краевед, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Безусловно, народная обрядовая фантазия не могла обойти стороной главное действо в жизни средневекового крестьянина — создание новой семьи. Представители всех народностей готовились к свадьбе не менее ответственно, чем к собственной смерти. Обряд бракосочетания у удмуртов («ярашон») сопровождался двумя свадебными пирами: в доме невесты и жениха. Они могли состояться как друг за другом, так и с интервалом до нескольких месяцев. Когда родители приходили к окончательному согласию, мать невесты клала на стол каравай хлеба и масло, а отец жениха подтверждал свой выбор, втыкая в масло несколько серебряных монет.

Причем все эти действия производились родственниками новобрачных, а вот они сами не выделялись активностью. Жених, например, приезжал на свадьбу лишь на второй день. Естественно, существовал и особый чин прощания невесты с родителями: встав перед ними на колени, невеста должна была причитать и плакать. Но все же праздник был достаточно веселым и шутливым: очень распространено подшучивание над уснувшими и «сдавшимися» раньше всех гостями: их могли пришить к постели, к подушке, связать ноги уснувшим соседям и т. д.

Во время свадьбы невеста сдавала и «экзамен»: поутру ее проверяли на способности к готовке и рукоделию. С самого утра она начинала печь национальное удмуртское блюдо табани. Родственники же со стороны жениха всячески мешали этому процессу, даже могли опустить в трубу живого петуха (или курицу). А гости следили, как будет вести себя курица после того, как выскочит из дымохода. Если бросится под печку, значит, невеста надолго в доме останется, а если к двери, то скоро покинет этот дом.

Видео

Видео взято у пользователя Paolo Felipe

Традиции, конечно, частично сохранились. Из личного опыта: свататься в нашу семью родственники жениха приходили со стихами и песнями на удмуртском языке. На следующий день после современной свадьбы мы устроили испытания для невесты: с коромыслом принести воду с речки, для гостей она должны была испечь блины и приготовить кашу. Жених же в это время колол дрова. Но одно из поленьев было непростым: гости втыкали в полено монеты, вставляли бумажные купюры — в общем, оно полностью состояло из денег. Задачей жениха было аккуратно наколоть дров, собрав все деньги.

Татьяна Сапарова, удмуртка, SmartNews

К детям у удмуртов всегда было особое и трепетное отношение, утверждают краеведы. И тут, конечно, имеются свои необычные, несвойственные другим народам традиции и ритуалы. Например, у удмуртов считалось, что, если беременная женщина увидит человека, который ей понравился своей внешностью, она могла зафиксировать этот образ в памяти и «передать» его красоту своему ребенку. А отцу новорожденного женщины готовили тарелку сильно пересоленной каши, и это делалось с одной целью — «чтобы знал, как солоно приходится роженице».

Ранее традиционными удмуртскими свадьбами интересовались в основном иностранные женихи, сейчас же этнические торжества все больше интересуют и жителей Удмуртии. Проходят свадьбы по-удмуртски шумно и весело… Молодая пара попадет в мир удмуртской деревни начала XX века. Здесь новобрачные знакомятся с удмуртским свадебным обрядом. В игровой форме невесте и ее подругам предлагают приготовить приданое. Невеста одевает женский головной убор южных удмуртов — айшон — подруге. А это не так просто — вся конструкция весит почти 5 килограммов. После свадебных испытаний все танцуют удмуртский тыпыртон (общественный танец). На память жених и невеста получают оберег с пожеланиями счастливой семейной жизни.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Юрий Стрелец/РИА Новости

Необычным получился обряд «жаг вылэ куштон», который символизирует снятие сглаза и болезней с маленького ребенка. После того как малыш побывал в руках знахарки, его укутывали в новое полотенце и давали новое имя.

До сих пор в селах Удмуртии бытует обряд «ныл кураськон», который символизирует взросление. Девушки с ведрами в руках ходят из дома в дом за подношениями для приготовления ритуальной каши. После обхода всех домов они направляются к месту проведения обряда, которое находится на окраине деревни. В приготовлении ритуальной каши — жук пзьтон — девушкам помогают юноши, которые уже несколько ранее прошли подобный обряд посвящения — «урай всь».

Традиции уже не восстановить и не сохранить такими, какими они были раньше. Время, безусловно, забирает некоторые элементы. Я вот как считаю: язык — одна из основ жизни народа, его культуры, забыть язык — значит забыть, потерять культуру. А сегодня как раз наступает момент того, что забывается основа, утрачивается как язык, так и обычаи. Идет, так скажем, не процесс возрождения, а пока что сохранения. Вот зачем у нас так много ресторанов японской или итальянской кухни и только одно кафе удмуртской национальной кухни? Надо объединяться, надо передавать традиции, обмениваться опытом и сохранять традиции наших предков.

Геннадий Лекомцев, активист Удмуртской молодежной общественной организации «Шунды», SmartNews

Из обрядовых календарных праздников сегодня сохранилась традиция праздника Гербер. Он проводится в день летнего солнцестояния и отмечает окончание посевных работ. Сегодня этот день широко отмечается ежегодно в музее-заповеднике «Лудорвай».

Автор

Азалия Салахова

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Михаил Виноградов

Новое на сайте