В Удмуртии работают над первым рельсовым автобусом собственного производства. Чудо современной техники будет выпущено на Камбарском машиностроительном заводе. Испытания собственного рельсового автобуса в Ижевске запланированы на август.
Нельзя сказать, что удмуртские специалисты вовсе не знакомы с рельсовыми автобусами: опыт использования такой техники в республике есть. Несколько лет назад подобную технику закупали, а сам проект оказался убыточным. Теперь местные перевозчики решили наладить производство этого транспорта на месте и при этом внести в него свои усовершенствования. Они полагают, что теперь проект станет более успешным.
У рельсовых автобусов много преимуществ перед электричками, которые обычно используются на пригородных направлениях. Например, экономичность. Но самым главным считается то, что подобные автобусы можно использовать на путях без электросети, поскольку на них установлен мощный дизель.
Такой тип состава позволяет сократить издержки перевозки пассажиров на небольшие расстояния. Либо транспортники отправляют на маршрут тепловоз, который везет всего один-два вагона при возможности с такой тягой везти по 24 вагона, либо ставят современный дизель-электровоз, существенно экономя на топливе.
У нас сейчас очень много направлений, по которым вынужден ездить тепловоз с одним вагоном. Притом что тепловоз предназначен возить 24 вагона, вместимость каждого — 62 человека. В автобусе же стоит двигатель, подобный автомобильному, что, конечно, более экономично.
Рельсовые автобусы, произведенные в Удмуртии, будут на базе, подобной РА-1 производства «Метровагонмаш» из подмосковных Мытищ, однако их сделают более морозостойкими. Транспорт сможет работать даже при 45 градусах мороза, обещают инженеры. Предыдущие модели с «фордовскими» двигателями не выдерживали наших морозов. Скорость рельсового автобуса близка к 100 км/ч. Главным преимуществом конструкции удмуртского локобуса должна стать его износостойкость. К тому же транспорт обещают оснастить биотуалетами.
Рельсовый автобус РА-2. Фото: metrowagonmash.ru
При этом качество продукта предположительно увеличится и уменьшится цена. Возможно, в будущем рельсовые автобусы смогут разгрузить транспортный поток муниципального транспорта и маршруток.
Сегодня разработан проект автобуса вместимостью около 30 мест. На базе первой версии рельсового автобуса конструкторы уже разрабатывают более вместительный, рассчитанный на 50 мест. Планируется также создать собственную сервисную сеть в Удмуртии для периодического осмотра вагонов.
Справка SmartNews
Рельсовый автобус — моторный самоходный железнодорожный вагон малой составности от одного до четырех вагонов, используемый обычно самостоятельно (без прицепляемых вагонов). Рельсовые автобусы относятся к дизельному подвижному составу и предназначены для обеспечения пригородных пассажирских перевозок. Использование термина «рельсовый автобус» не одобряется большинством специалистов. Более корректный термин — «автомотриса». Однако в документах пассажирской дирекции ОАО «РЖД» дизельные автомотрисы классифицируются именно как «рельсовые автобусы».
В тестовом режиме автомотриса будет перевозить пассажиров на участке Амзя – Нефтекамск, однако точный маршрут пока не утвержден. Сейчас техника проходит сертификацию. Всего компания-перевозчик намеревается запустить шесть таких автобусов.
Видео
Есть населенные пункты, где без пригородных железнодорожных перевозок пока просто не обойтись. Именно поэтому мы работаем с Камбарским машиностроительным заводом по созданию рельсовых автобусов — это позволит снизить стоимость билетов. У нас есть направление Ижевск – Уфа. Здесь не так много пассажиров, чтобы заряжать энергоемкий локомотив. Один вагон нужен будет туда, летом — два, может быть… Они дешевле в обслуживании, дешевле по себестоимости, быстрее набирают скорость. За счет этого время в пути для пассажиров сократится.
Так, как я понял, задействуются уже имеющиеся ж/д пути, ничего прокладывать не надо. А трамваю еще свои столбы, провода и подстанции нужны. А тут (грубо говоря) — выгнал на рельсы такой дизель — и поехал. Накидал бетонных плит на насыпь у путей, поставил крышу и скамейки — готова платформа. Садись-езжай, колхозник/дачник!
Идея конечно хорошая. Надеюсь, это не очередная утка для привлечения внимания к своим проблемам региона или способ привлечь средства из государственной казны. Когда нет смысла ждать помощи и продвижения инноваций из центра, нужно уметь обходится своими силами.
Есть огромные проблемы с дорогами и с сообщением различных регионов между собой, еще ничего не сделано для обеспечения целостности страны в плане дорог – молодцы удмурты, стараются. Очень хорошо когда подобные инициативы исходит из регионов, видно что люди над актуальной проблемой работают.
Рельсовый автобус пригодится во многих местах, особенно на БАМе, Транссибирской магистрали, где местный пассажиропоток небольшой и использовать пригородный поезд невыгодно, а пассажирским, можно сократить количество остановок.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе