Строительство моста из Клайпеды на Куршскую косу грозит раздором между литовцами и россиянами — этого опасается литовский представитель в ЮНЕСКО. Согласно документам организации, коса — общий объект России и Литвы. И если запланированное литовцами строительство нарушит Конвенцию о мировом наследии, то есть нанесет вред природе заповедника, может развиться международный скандал.
Планируемое Литовской Республикой строительство моста через Куршский залив может привести к конфликту с Россией. С недавних пор литовские власти намерены построить мост, соединяющий Куршскую косу с основной территорией сопредельной республики. Такие проекты уже неоднократно рассматривались в прибалтийском государстве на самом высоком уровне. Дело в том, что постоянно действующая паромная переправа близ Неринги всегда приносила убытки.
Паромная переправа сделана у соседей очень толково. На въезде с автомобиля покупается билет в обе стороны. Паром ходит каждые 15 минут. Машины въезжают на паром в несколько рядов, паркуются при помощи специального регулировщика. Тем не менее всем понятно, судя по копеечной цене, — такое предприятие наверняка дотируется из бюджета. Ведь нужно тратиться не только на топливо для паромов, но и на зарплату экипажа, и, что самое главное, на ремонт и поддержание судов в надлежащем состоянии. А это большие деньги.
С созданием стационарной переправы местные литовские власти планируют залатать изрядно надоевшую экономическую проблему раз и навсегда. Однако такой шаг может стать поводом для исключения национального парка из объектов мирового наследия.
Не хотелось бы для Куршской косы такой судьбы, чтобы нас склоняли как плохой пример. К тому же, Куршская коса попала в списки ЮНЕСКО как общий объект Литвы и России — я думаю, что это даст России возможность тыкать в нас пальцем и говорить, что мы нарушители. И теперь станет вполне возможным, что по особо охраняемой земле ЮНЕСКО будут беспрепятственно ездить грузовые машины.
Намек посла понятен. Куршская коса как уникальный уголок природы попала в список ЮНЕСКО тоже уникально — сразу как территория двух граничащих государств — России и Литвы. А значит, и любая угроза нарушению экологического баланса — дело межгосударственное. Паром же осуществляет не только перевозочные функции, но и выполняет роль своеобразного водного шлагбаума, не позволяющего шальным дальнобойщикам срезать расстояния через территорию заповедника. Местные власти упорствуют и приводят в ответ свои аргументы.
Давайте откровенно говорить, что Куршская коса не просто красивое место, но и край, привлекающий к себе миллионы туристов. Поэтому даже обсуждать проекты, способные хоть на йоту уменьшить ее привлекательность никто бы не стал. Ход осуществления проекта мы, конечно же, не собираемся скрывать от наших российских коллег.
Между тем соседи по косе считают намёки на вмешательство России в сугубо литовский проект явно преувеличенными.
Даже не думаем, что наши партнеры, прежде чем возьмутся за проект, не взвесят все за и против тысячу раз. Уверен, что при любой форме переправы соседи смогут сохранить свою часть территории такой же заповедной и красивой.
Такого же мнения придерживаются и российские общественники.
Нам есть чему поучиться в этом отношении у литовцев. Они занимаются природоохранной деятельностью не от случая к случаю, а регулярно. И на эти цели в бюджетах всех уровней предусматриваются солидные суммы. Что касается беспрепятственного проезда большегрузных авто, это легко отрегулировать при помощи высокого экологического сбора, как это делает дирекция российского парка. Так что ничего страшного в этом проекте мы не видим.
Как сообщают литовские СМИ, несмотря на роптание противников проекта, в минувшие выходные в Клайпеде прошло заседание рабочей группы по вопросу возведения стационарной переправы, где участники обсудили вероятные места строительства моста.
Видео
Куршская коса
Видео: grad3939 на YouTube
Смотря кому это будет выгодно. Если по стратегическим соображениям это будет нужно – думаю, дело пойдет в международный суд.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе