Фото: Википедия
Калининградский журналист, директор филиала ВГТРК Владимир Шаронов снимает документальный цикл о судьбе русского философа, богослова и поэта Льва Карсавина. Его творчество ценится наравне с наследием знаменитых Николая Бердяева и Ивана Ильина. Фильм основан на уникальных архивных документах и кадрах хроники. Помощь в поисках материалов для картины оказала Литва, где главный герой сериала жил и работал значительную часть своей жизни.
13 декабря, в день 130-летия русского философа, автор представил вторую часть документального проекта «Симфоническая личность». Она посвящена берлинскому и парижскому периодам жизни Льва Карсавина, его отношениям с евразийством. Премьера состоялась в Генеральном консульстве Литвы в Калининграде.
Справка SmartNews
Лев Карсавин родился в 1882 году в Санкт-Петербурге. Окончил историко-филологический факультет университета, защитил две диссертации на тему средневековой итальянской религиозности. В начале 1920-х участвовал в создании Богословского института. В 1922 году Карсавина выслали из страны вместе с видными деятелями науки и культуры Николаем Бердяевым, Семеном Франком, Иваном Ильиным. В эмиграции Карсавин жил в Берлине, затем в Кламаре под Парижем, а в 1928 году переехал в Литву. Здесь он преподавал и написал несколько крупных работ, в том числе «Историю европейской культуры» в пяти томах на литовском языке. В 1949 году философа арестовали органы МГБ. Карсавин умер в 1952 году в спецлагере для инвалидов в поселке Абезь Республики Коми.
Цикл «Симфоническая личность» посвящен жизни и творчеству Льва Карсавина. Это личный проект Шаронова, который он реализует на свои средства. Материал для работы собирался в течение нескольких лет, в ее основу положены тысячи документов, свидетельств и воспоминаний. Для того чтобы проект «Симфоническая личность» состоялся, Шаронову пришлось обращаться к людям из разных уголков земного шара.
Каждый кадр фильма подтвержден документальным свидетельством. За каждым словом, за каждой фразой стоит реальный документ — в фильме нет вымысла. На мои запросы откликнулись люди из Рима, Парижа, Ватикана, Оксфорда, Киева, Екатеринбурга, Лос-Анджелеса, Каунаса и так далее… Одни только титры с упоминанием всех, кто содействовал и помогал, длятся две с половиной минуты. На поиск использованных документов затрачено несколько лет. Это была очень продолжительная и скрупулезная работа.
Например, полгода автор искал фотографии спонсора евразийцев — английского миллионера Генри Сполдинга. В письмах Карсавина нашлось упоминание, что он имел отношение к Оксфорду. Через пятые руки удалось связаться с архивариусом Нового колледжа Оксфорда, который разыскал и прислал отсканированную фотографию Сполдинга. В фильме она появляется всего на шесть секунд.
А вот поиски нигде до фильма не публиковавшейся фотографии Елены Скржинской, историка-медиевиста и филолога, любовь к которой Лев Карсавин пронес через всю жизнь (этому был посвящен первый фильм — «Душа любить осуждена»), привели автора в Киев, где он разыскал дочь Скржинской — Марину Владимировну. Она поделилась с Владимиром Шароновым и уникальными воспоминаниями, и редкими фотографиями Елены Чеславовны.
По словам Владимира Шаронова, проект «Симфоническая личность» возник как бы сам собой. Более четверти века назад Шаронов входил в круг друзей и собеседников ученика Карсавина Анатолия Ванеева, религиозного философа (и, кстати сказать, внука того самого Ванеева, участника революционного движения в России и одного из основателей Союза борьбы за освобождение рабочего класса). Волею судьбы Анатолий Ванеев стал одним из главных собеседников Льва Карсавина вместе с Еленой Скржинской и неотомистом-иезуитом Густавом Веттером, который впоследствии стал одним из основателей советологии. Кстати, в 1989 году, выполняя просьбу Ванеева, Шаронов установил место захоронения Льва Карсавина на чудом уцелевшем лагерном кладбище у поселка Абзель.
К юбилею Карсавина тележурналист планировал сделать всего один фильм, но проект вырос до нескольких работ. Третий фильм, над которым сейчас идет работа, будет посвящен отношениям Карсавина с Литвой, католичеством и с Веттером.
Видео
Проект живет своей жизнью. После истории любви и евразийской истории надеюсь сделать фильм о литовском периоде и работе в лагере. Кроме того, хочу одну часть посвятить Анатолию Ванееву, его друзьям и собеседникам, отцу Сергию (Желудкову), которых уже нет с нами, и моему ныне здравствующему другу религиозному философу из Санкт-Петербурга Константину Иванову.
Как отмечает Шаронов, большую поддержку проекту оказал генеральный консул Литвы в Калининграде Вацлав Станкевич. Благодаря ему автор получил доступ к редким архивным документам, находящимся в Вильнюсе. Одной из самых ценных находок стали кадры кинохроники, на которой запечатлен Лев Карсавин в тот период, когда он возглавлял Вильнюсский художественный музей.
— Мы, дипломаты, привыкли говорить, что благодатная почва для установления добрососедских связей — это культура. Но сегодня мы видим, что это действительно так. Вы высоко подняли эту планку, и нам теперь предстоит соответствовать.
Вообще для литовцев фигура Карсавина имеет большое историческое значение, и в Литве этого деятеля называют «литовским Платоном». Приехав жить в Каунас (а позже в Вильнюс), Карсавин изучил литовский язык и написал на нем много работ.
Карсавин очень много сделал для становления исторического образования в Литве. Так что литовцы его знают в большей степени как литовского историка. Там проводились и проводятся мемориальные мероприятия в честь него, его исследуют и помнят. Он включен, может быть, не как ключевая фигура, но включен в национальную культуру.
Специалисты отмечают, что фильмы Шаронова могут сыграть большую роль в популяризации Карсавина среди массовой аудитории.
Существует проблема восприятия всей философии русского зарубежья. Она в том, что нет перехода от профессиональных исследований к тому, чтобы это знание стало частью массового сознания, чтобы оно перестало быть развлечением для специалистов, а стало фактом национального сознания. В свое время Карсавин был в эмиграции, его не читали, не изучали, очень много времени было просто утрачено. И в этой связи деятельность Шаронова очень важна. Конечно, он не открывает заново Карсавина для специалистов, но тем не менее в его фильмах много редкого материала. Шаронов делает так, чтобы имена русских мыслителей, в данном случае имя Карсавина, стали известны тем, ради кого, собственно говоря, они мыслили, творили, существовали.
Автор подчеркивает, что его задачей было найти в истории жизни и творчестве Карсавина то, что имеет непосредственное отношение к нашим духовным проблемам. Судя по интересу, который вызвал проект, сделать это удалось.
Видео
Удивительно, как автору удалось собрать такое количество совершенно уникальных материалов — видео живого Карсавина, голос самого Ванеева, автора воспоминаний из лагеря в Абези, дочь Сусанна Львовна и очень много протоколов допоросов и матералов из следственного дела! И обращает внимание на себя комментарий в фильме Иванова, который был и первом фильме.
Отличная работа, ждем продолжения!
Жму руку В. И. Шаронову за то, что удалось вот так — через «важнейшее искусство» — объединить Россию и Литву.
Есть чем гордиться земле литовской. Много гениев прошло через ее земли. И пусть они оказались тут занесенными обстоятельствами, пусть некоторые временно, но их частицы навсегда и до памяти потомков останутся здесь. Можно вспомнить много имен. Посмотреть на гениев прошлого века. Много ли знает, сколько общего связывает Литву и Столыпина? Хотите глубже? В Вильнюсе целые пушкинские места. Тут крестили его отца. Тут был и сам Мастер. Перечислять можно бесконечно. Даже попса нынешняя российская продолжает традиции, а Боря Моисеев испускает скупую мужскую (?) слезу, пребывая в Литву. Ну это я отвлекся. Владимиру Шаронову спасибо, что напоминает о великих. И выложите фильм в интернете!