В Калининграде объявлен конкурс на разработку купола для уникального памятника архитектуры. Навесное сооружение должно спасти от разрушения средневековые подвалы Королевского замка, сначала поврежденного в конце войны английской авиацией, а затем взорванного в конце 60-х годов по приказу КПСС.
Площадь купола достаточно внушительна — более 1,5 тыс. кв. м. При этом на разработку проектного решения у архитекторов будет всего два месяца. Победитель конкурса получит 50 тыс. рублей.
Цель конкурса — собрать лучшие архитектурно-пластические идеи о том, как защитить подвалы и фундаменты западного флигеля Королевского замка и его открытую экспозицию от непогоды и дальнейшего разрушения, чтобы под установленным куполом смогли работать архитекторы и реставраторы, а также разместилась музейная экспозиция.
Фото: Нелли Шестопалова
Справка Smartnews
Королевский замок в Кёнигсберге (или Кёнигсбергский замок) был возведен в XIII веке. В 1511 году в Московских палатах Королевского замка принимались первые российские послы князя Василия III. В августе 1944 года бомбардировки английской авиации разрушили замок, а руины памятника, который решили не реставрировать, были взорваны в 60-е годы по указанию Калининградского обкома КПСС. С 2002 по 2008 год немецкий журнал Spiegel инициировал раскопки подвалов замка, оплатив работы российских археологов.
За семь лет историки детально обследовали замковые подвалы, над которыми находились залы с коллекцией произведений искусства Восточной Пруссии. Здесь же размещалась знаменитая Янтарная комната, которая после войны бесследно исчезла. Во время раскопок особо ценных предметов обнаружено не было, но археологи выполнили главное — опровергли версию о том, что Янтарная комната сгорела в подвалах Королевского замка во время налета англо-американской авиации в 1944 году. Никаких фрагментов «восьмого чуда света» историки так и не нашли.
После того как немецкий Spiegel потерял интерес к раскопкам, калининградские археологи обратились за финансовой помощью к региональным властям, однако получили отказ. Тогдашний губернатор Георгий Боос отказался продолжать фрагментарные раскопки Королевского замка, назвав их «абсолютно бессмысленными».
Тем временем за пять лет все пришло в полную негодность. Дожди и снега превратили подвалы с трехсотлетней керамической плиткой на полу в болото, где летом натурально квакают лягушки. А в стене со стороны Московского проспекта появилась внушительная трещина, которая грозит свести на нет семилетние труды археологов.
Сегодня на качественную музеефикацию руин необходимо 35 млн рублей. В прошлом году ремонт подвалов замка был включен в областную программу по сохранению и популяризации объектов культурного наследия. Создание купола — это первый шаг по спасению исторического наследия Калининграда.
Заместитель директора Калининградского историко-художественного музея Анатолий Валуев, курировавший раскопки на месте Королевского замка, сообщил SmartNews, что меньше всего хотел бы видеть купол, «смахивающий на пивной ларек».
— Хотелось бы, чтобы это было интересное архитектурное сооружение. Может быть, с башенкой, со шпилем, которые бы напоминали туристам о Королевском замке. А не просто колпак, смахивающий на пивной ларек или складское помещение.
По словам Валуева, кроме чисто эстетического удовольствия, конструкция должна решить ряд практических моментов.
— Купол нужен, чтобы, во-первых, законсервировать раскопки для дальнейшего осмотра туристами, а во-вторых, создать условия для продолжения археологических изысканий. Я выступаю за проветриваемый купол, чтобы исключить дальнейшее разрушение подвальных помещений. Ни в коем случае купол не должен быть герметичным, иначе мы спровоцируем образование в подвале сырости, что губительно для кирпичной кладки XIV века. Далее — купол должен быть разборным, чтобы при необходимости его можно было переместить на другой археологический объект. Рядом, например, есть еще один раскоп. То есть нам не нужно капитальное строение с системой отопления зимой и кондиционирования летом. Главное, чтобы не попадали внутрь атмосферные осадки. Также необходимо решить проблему откачки грунтовых вод, которые неизбежно поступают в подвал.
Эксперты оценили экономическую составляющую будущего туристического объекта в Калининграде.
Подвалы Королевского замка, которые сейчас находятся в бедственном положении, безусловно, представляют исторический интерес, который сегодня туристам невозможно удовлетворить, поскольку туда элементарно опасно спускаться. Соответственно, если объект будет оформлен должным образом, прежде всего с точки зрения зрелищности и безопасности, то его появление продлит время туриста на 2–3 часа. Это достаточное время, поскольку это тянет за собой дальнейшее посещение расположенных рядом кафе, ресторанов. В итоге благодаря таким объектам мы превращаем экскурсантов в туристов, что очень важно для развития Калининградской области.
Согласны с мнением российской стороны и немцы.
Посещение археологических раскопок могло бы очень заинтересовать многих туристов независимо от их национальности. Существуют хорошие примеры этому как на территории Калининградской области, так и на территории польских воеводств.
Но, как выяснилось, есть у этого проекта и противники, которые не понимают, зачем «бесконечно копаться в замковом фундаменте».
Ни о каком увековечивании замка или его фрагментов не может быть и речи. Нам надо строить свои, отечественные объекты, которые привлекут туристов, а не копаться бесконечно в замковом фундаменте. Кёнигсберга давно нет! Нет немцев, нет Королевского замка. Зато у нас есть масса талантливых российских молодых архитекторов, у которых есть интересные проекты, что нужно построить на месте взорванного замка, и они готовы воплощать их в жизнь. И пусть финансово помогут англичане с американцами, которые первыми разрушили Королевский замок, залив с воздуха в 1944 году центр Кёнигсберга напалмом. Ведь не было никакой стратегической необходимости сжигать город.
Но это скорее частное мнение. Так или иначе, есть уверенность, что у калининградцев и гостей Калининграда скоро появится новый музейный объект, который расскажет об истории города и российско-немецких отношений куда больше, чем любые учебники или краеведы.
В Италии и Греции над руинами положено толстое пешеходное стекло. И консервация, и всё видно, и ландшафт не портится. Рядом бы поставили скамейки и место отдыха готово. Поставьте вокруг урны для пожертований — эффекта будет лучше, чем от входных билетов. Когда не требуют — самому хочется помочь. А вообще пора открыть территорию Дома советов. Там планировался красивый каскад фонтанов и интересный ландшафт. Оставьте вход в дом закрытым — пожалуйста, но территорию верните людям!
Может для начала дороги отремонтируем, настроим паркингов, поднимем образование, медицину, сельское хозяйство, промышленность, дабы обеспечить всех работой, решим транспортные проблемы, обеспечим молодёжь жильём, ну а потом будем тратить миллионы на саркофаги и т.п.
Залейте бетоном, как было и не трогайте. Некуда 20 лямов деть, постройте детский садик. Надо думать о будущем, а не о прошлом.
50 тысяч? Как-то совсем слабенько? Сейчас за разработку такой ерунды, как этикетки и логотипы пивных компаний платят от 25 до 75 тысяч, а тут — такое грандиозное сооружение, и такие копейки.
Ожидаемо много комментариев о конкурсе — и все тактично смолчали о том, что уникальный памятник архитектуры находится под угрозой исчезновения.
8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе