Калининградский общественный транспорт — на грани вымирания. Автобусы и трамваи разъезжают по городу полупустые, и компании-перевозчики терпят огромные убытки. Эксперты считают, что причина проблемы — в большом количестве личных авто, сами горожане думают иначе.
Накануне депутаты Калининграда провели экстренное выездное заседание на тему — как вывести из тупика сеть общественного транспорта. Чиновники бьют тревогу: всё меньше калининградцев пользуются городскими автобусами, троллейбусами, не говоря уже о трамваях. В результате общественный транспорт работает себе в убыток.
На сегодня работа одного троллейбуса обходится в 920 рублей в час, а трамвая и того больше — в 1250 рублей. Доля же муниципального транспорта в общей городской схеме перевозок составляет всего 13%. Общий объем субсидий, полученный «Калининград-ГорТрансом» из городского бюджета, в 2012 году составил 174 млн рублей. Примерно столько же составляет наша годовая выручка…
В трамвайном управлении SmartNews подтвердили: работа рельсового транспорта не окупается. Например, в среднем трамвай по Калининграду собирает 400 рублей в час, при этом себестоимость составляет 1250 рублей в час. В итоге убытки исчисляются десятками тысяч рублей ежедневно.
Корреспондент SmartNews прокатился на трамвае 5-го маршрута и пообщался с кондуктором. По словам Светланы, вагоны заполняются только утром и вечером, когда горожане едут на работу и с работы домой. А днем трамвай утюжит улицы полупустой. «Трамваями, в основном, пользуются пенсионеры, у которых социальные проездные. Я работаю второй год и еще не видела, как раньше, чтобы вагон был набит под завязку», — сказала кондуктор.
Еще один показательный штрих к убыточности. На сайте калининградского Центра занятости уже давно висит объявление «Требуется водитель трамвая» с зарплатой «от 18 тыс. рублей». Но корреспондент SmartNews убедился: звонить по указанному телефону бесполезно — трубку часами никто не берет.
Можно, конечно, возразить: мол, почти 90% пассажирских перевозок отдано частникам. Разве они станут работать себе в убыток? Но оказывается, проблема всё-таки существует. Иначе зачем тогда в конце 2012 года частные автоперевозчики в ультимативной форме потребовали от администрации Калининграда ликвидировать социальные проездные билеты для пассажиров-льготников? В итоге был достигнут, если так можно выразиться, компромисс: соцпроездные оставили, но с 1 января 2013 года подняли стоимость проезда в общественном транспорте с 12 до 15 рублей.
Между тем, если уж завлекать горожан в общественный транспорт, то, по мнению зампредседателя общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексея Румянцева, как раз не нужно было повышать цену на билеты.
С 1 января подняли на 3 рубля проезд. И где здесь забота о горожанах? Доводы же администрации смешны — мол, транспортники поставили ультиматум. Какие транспортники? У нас «Балтавтолайн» принадлежит депутату горсовета Донских, «Балттрансавто» — депутату горсовета Савенко. Сами себе, что ли, ультиматум ставили?
Но, по мнению экспертов, причина сложившейся ситуации в другом: жители Калининграда — территориально небольшого по меркам российских облцентров города — что называется, «перекормлены» машинами. По данным аналитического агентства «Автостат», Калининград занял шестое место в рейтинге самых автомобилизированных городов России. На тысячу жителей здесь приходится 338 автомобилей (это как в столице). Или можно еще так: при населении в 422 тыс. человек по улицам Калининграда ездят 143 тыс. машин. То есть железный конь есть у каждого третьего жителя города.
Больше авто на душу населения есть только в нефтеносных Сургуте и Нижневартовске, где машина действительно не роскошь, а средство передвижения. А раз так, и машина стала насущной необходимостью, никакое улучшение в сфере общественного транспорта не заставит калининградцев отказаться от личных автомобилей.
Я очень сомневаюсь, что калининградцы пересядут с личного транспорта на общественный. Вот на это заседание все, наверное, приехали на машинах. Вы готовы пересесть на автобусы?
В свою очередь, сами калининградцы видят причину вымирания городского транспорта в плохой организации его работы — они кивают на опыт Польши, где общественный транспорт развит на высоком уровне. Там автобусы и трамваи ходят строго по расписанию, которое вывешено на каждой остановке, а также есть в интернете и соблюдается до минуты. Достигается это путем специально выделенных линий для автобусов и др.
Чтобы реанимировать муниципальный транспорт и не отпугнуть частников, власти Калининграда предложили перекроить сеть общественного транспорта.
При новой схеме уйдут гонки, которые сейчас устраивают частные автобусы, потому что у разных фирм дублируются маршруты. С новой схемой всё дело станет в километраже. Если по уму наладить пассажиропотоки, то это станет выгодно и частникам.
Справка SmartNews
Кстати, в существовании таких гонок корреспондент SmartNews убедился лично —проехав по центру Калининграда. Он стал свидетелем разговора по рации водителя одного из частных автобусов со своим напарником. Его восклицание «Косяк мой!» — квинтэссенция нынешнего отношения бизнеса и общества. На вопрос, что такое «косяк», кондуктор объяснила, что так на их сленге именуется большое скопление людей на остановке.
Видео
Видео взто у пользователя grad3939.
Впрочем, Пятикоп также считает, что калининградцы сейчас не откажутся от автомобилей. Но всё возможно в будущем.
Здесь вопрос психологии. Мы сейчас активно догоняем по уровню жизни европейские страны. У нас на душу населения количество автомобилей не меньше, чем в Москве. Подобная ситуация была в Германии: раньше вся немецкая молодежь старалась проехать с ветерком на машине, а сейчас передвигается на общественном транспорте.
Между тем в обществе защиты прав автомобилистов считают, что всё произойдет намного скорее и без действий местных властей.
Недавнее повышение цен на бензин в Калининградской области, установка у пешеходных переходов шумовых полос, которые разбивают подвески, пробки, наконец, — всё это ведет к тому, что водитель лишний раз не сядет за руль. Вот я иногда езжу на автобусах, когда вижу, что так будет реально быстрее.
Создание новой сети общественного транспорта, возможно, выправит ситуацию, но вот сегодняшние контракты с автоперевозчиками заканчиваются только в 2015 году. И никто не дает гарантию, что через два года пассажирский транспорт окончательно отомрет.
Фото: GlavaKaliningrada
Было бы всё так плохо, не держались бы за это место, чиновник Мухомор. Такое впечатление, что вас силой держат на этом месте. Раз прибыли нет, то и зарплата, наверное, минимальная, у всех, начиная с директора.
Я на этом трамвае на работу езжу…. С утра — полный вагон!!! И приятнее ехать чем в вонючем автобусе, я думаю со мной многие пассажиры общественного транспорта согласятся.
Развивать инфраструктуру надо, тогда и поломок не будет. Сколько езжу на наших трамваях — случаев поломок по пальцам можно пересчитать. А если за трамваями ухаживать, как следует (для начала надо мэрии начать в полном объеме дотировать Гортанс), то поломок вообще практически не будет. А пути отремонтировать, огородить от проезжей части, чтоб всякие умники не сувались и в итоге получим самый эффективный городской транспорт.
А не задаете себе вопрос почему в Европе троллейбуса почти нигде нет, а трамвай есть почти в каждом более-менее крупном городе? Даже в Москве троллейбусы в центре хотят выпилить, а для трамваев строить новые линии.
И еще интересно, как же трамвай мешает развитию городской инфраструктуры? Вот кто реально мешает, так это ярошуки, мухоморы, лапины, совенки и прочие. Или Вы в 70 млн. убытков поверили??
в екатеринбурге 450 машин на 1000 человек. во Владивостоке и того болтше — это, насколько я знаю, вообще российский чемпион
в больших городах, наоборот, собираются развивать общественны транспорт. потому что по-другому бороться с вечными пробками просто нереально
Общественный транспорт, однозначно нужен в любом городе.Нужна только его грамотная организация и порой законодательная инициатива местных органов самоуправления.Во-первых, не нужно бесконечное количество частных перевозчиков.Если организовать конкурс и из трех-четырех претендентов выбрать одного, то улучшится качество обслуживания,уменьшится количество дорожных происшествий. Путем хронометража и примерного учета пассажиров на маршрутах, определить необходимое количество подвижного состава, с учетом загруженности в разное время суток.Составить расписание и четко следить за его выполнением (как муниципальным транспортом так и частными перевозчиками), в случае его нарушения, определять штрафы, а возможно и лишение лицензии.Кроме того нужно определить и ночные маршруты из числа небольших машин.Убрать практику предоставления частному перевозчику только выгодных маршрутов и в удобного для них времени работы(ибо после 21-го часа местного времени на маршрутах ни одного частника), все должны быть в равных условиях.Практику дикого капитализма и вседозволенности пора заканчивать, все в руках местных властей. и их желания поправить ситуацию.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе