Польская таможня ужесточила правила ввоза бензина из-за границы. Инициативу с радостью восприняли жители Калининградской области, которые из-за топливных спекулянтов вынуждены стоять по несколько часов на границе. Зато в самой Польше — поднялась волна недовольства.
Советская поговорка «Курица — не птица, Польша — не заграница» особенно актуальна для жителей самого западного российского региона. Уже второй десяток лет калининградцы как к себе домой на выходные ездят в польские Гданьск, Сопот, Ольштын отдохнуть и на шопинг.
Однако всё изменилось с прошлого года, когда вступил в силу новый льготный визовый режим между Россией и Польшей — так называемое местное приграничное передвижение. Суть его заключается в том, что поляки и калининградцы теперь могут посещать приграничные районы без российской и шенгенской визы соответственно. Необходима лишь специальная карточка, которая выдается без каких-либо приглашений с принимающей стороны и сразу на два года. Этим и воспользовались жители Варминско-Мазурского воеводства, поставив под угрозу цель местного приграничного передвижения — развитие туризма между странами.
Дело в том, что цена бензина на западе России почти вдвое ниже, чем в Польше. Например, если в Калининграде АИ-92 стоит около 30 рублей за литр, то в Польше более 5 злотых (около 60 рублей). За полгода работы льготного режима выяснилось, что в 2012 году россияне совершили около 18 тыс. пересечений по приграничным карточкам, а граждане Польши — более 268 тыс. пересечений. При этом, по данным руководства Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, 90% польских участников местного приграничного передвижения — это так называемые бензинщики.
Мы не против коммерческих интересов поляков. Мы против того, чтобы эти поляки использовали для своих коммерческих целей режим льготного пересечения границы — местное приграничное передвижение. Очевидно, что при этом страдают добропорядочные граждане, как со стороны России, так и Польши, которые просто хотят посетить другую страну в туристических, деловых либо личных целях. Однажды мы «пробили» одного поляка, который пожаловался в интервью польской газете, что простоял на границе 20 часов. И вот что выяснилось: он, как только получил разрешение на местное приграничное передвижение, сразу стал заниматься бензином. За первые 26 дней он на своем «Фольксвагене Пассате» (для трансграничной топливной спекуляции используются именно «Фольксвагены Пассаты», поскольку их бензобаки вмещают до 100 литров. — Ред.) пересек границу 25 раз! И он жалуется на пробки. Так из-за таких же и пробки!
Видео
Кроме очередей на границе, Польша столкнулась с кризисом в топливном бизнесе, поскольку в каждом дворе теперь появилась своя мини-АЗС. Директор Польской организации нефтяной промышленности и торговли Кшиштоф Романюк озвучил тревожные цифры: объемы нелегального ввоза в Польшу топлива выросли вдвое — с 3 до 6%. А по данным ФСБ России, ежесуточно поляки вывозят из Калининградской области до 100 т бензина.
Между тем польские власти до последнего делали хорошую мину при плохой игре. В частности, генеральный консул Польши в Калининграде Марек Голковски заявлял еще месяц назад, что «экономических проблем от этого для нас нет, поэтому мы и не пресекаем это, как литовцы, вводя ограничения беспошлинных пересечений».
И вот, по всей видимости, нашла коса на камень. В минувший понедельник, 6 мая, Таможенная служба Польской республики опубликовала коммюнике, в котором заявила о взимании пошлины с тех водителей, чьи перевозки через границу носят коммерческий характер. Речь идет о содержимом стандартного бензобака, а также о дополнительной 10-литровой канистре. Безусловно, нововведения касаются не только граждан Польши, но и россиян, кто зачастит к соседям с налитым под завязку баком. При этом польские таможенники решили не обозначать жестких временных рамок, как это сделали уже давно литовские коллеги (пошлиной облагается шестое пересечение границы в месяц). Поляки, можно сказать, подошли к проблеме творчески.
Проезд каждого автомобиля рассматривается таможенным органом индивидуально, с учетом частоты пересечения границы по отношению к количеству случаев перевозки товаров. Анализируя выполнение условий нерегулярности, сотрудники таможни в первую очередь исследуют историю поездок за последние 30 дней.
Власти Калининградской области уже позитивно оценили инициативу польских коллег.
Эта ситуация неоднократно обсуждалась в прошлом году на российско-польских встречах разных уровней. Полагаю, что такие разумные меры к урегулированию «бензинового трафика» со стороны польских властей вызваны, в том числе, и российской взвешенной позицией и уважением к внутренним вопросам соседних государств.
Вместе с тем в самой Польше сразу же появились недовольные решением властей. Возмущения выливаются пока на блогах, в комментариях к статьям. Однако эксперты не исключают и более радикальных проявлений гнева.
Возможно, эти «сетевые» недовольства выльются в акции протеста. Но даже если эти акции произойдут, то, на мой взгляд, они будут локальными и не окажут должного воздействия для отмены решения таможни. Ведь решение было принято в Варшаве, оно назревало. Более того, по новым правилам таможенники начали работать, по сути, задним числом, не дожидаясь официального вступления в силу распоряжения. Это говорит о серьезных планах навести порядок.
При этом Томаш Омански, как он выразился, «очень рад этим мерам», потому что сам стоял по 6 часов на границе.
Понимаете, дело ведь не только в том, что очередей на границе станет меньше. Речь идет о колоссальных убытках бюджета Польши из-за такой узаконенной контрабанды. Топливная промышленность в Польше, особенно в приграничных зонах, в массовом порядке теряет клиентов. И это касается не только границы с Калининградской областью, но и границы с Белоруссией и Украиной, где также бензин дешевле, чем в Польше. Рано или поздно этому должен быть поставлен заслон. В этой истории очень хочется надеяться, что инициатива нашей таможни не сойдет на нет через несколько месяцев.
Есть и другое мнение. В частности, известный калининградский блогер Стас Мерзляков напомнил SmartNews, что челночным бизнесом занимались и калининградские сельчане, и сейчас, по его мнению, решение Польши довольно сильно изменит экономику малых населенных пунктов Калининградской области, повысив социальную напряженность.
Это ужесточение может привести к социальной напряженности в ряде районов Калининградской области — типа Багратионовского и прочих приграничных муниципалитетов. Так сельчане заняты делом, т.е. получали свой доход, затрачивая труд, а не бездельничая, и – что важно – средства фактически шли целенаправленно в сельские районы, поддерживая там жизнь. А сейчас чего добились? Средства сокращаются в два раза фактически, потому что вместо 20-15 поездок в Польшу относительно безнаказанно можно совершить лишь десять. В итоге высвобождается 10 дней незанятости, а где незанятость, там возникают социальные проблемы, плюс снижаются доходы — настроения это людям не поднимет. Понятно, что калининградцам-горожанам абсолютно наплевать — они этим бизнесом не занимаются и могут позволить себе порассуждать на тему, что такое хорошо и что такое плохо. А вот селян калининградских реально лишили источника дохода.
Видео
Очевидно, что выбор Польши был труден. Лишив свои небогатые районы постоянного источника дохода, теперь власти республики должны как минимум трудоустроить своих соотечественников. А безработица в северных воеводствах сейчас достигает 30%.
Это какой-то абсурд. У меня есть разрешение на выезд, перевожу норму, на которую позволяют правила. Так почему я должен платить за это пошлину?
Переходите на семейный подряд — 10 раз один член семьи, 10 дней другой, 10 третий — жить то надо.
А давайте полякам, устроим тоже самое, только на вывовоз топлива, введем пошлину!!!