Накануне летних отпусков авиакомпании отказались организовывать прямое сообщение из Калининграда в российские города-миллионники, зато наплодили ежедневных рейсов в Среднюю Азию, откуда плотным потоком едут гастарбайтеры. Калининградская общественность считает, что такой бизнес-подход чреват политическими последствиями — еще большей отделенностью Калининграда от «материковой России».
Согласно летнему расписанию, опубликованному на сайте калининградского аэропорта Храброво, из российских городов калининградцы могут улететь лишь традиционно в Москву и Санкт-Петербург, хотя еще пару лет назад можно было без пересадок попасть в Екатеринбург, Ростов, Омск и др. Зато безусловное новшество летнего расписания — это прямые рейсы в столицы среднеазиатских республик — Бишкек, Ташкент, Душанбе плюс даже в город Самарканд с населением в 300 тыс. человек.
Минувшей зимой руководство калининградского аэропортового комплекса не раз говорило, что решить проблему транспортной доступности калининградцев в «большую Россию» — одна из приоритетных задач. Ведь речь идет не только о калининградцах, которые не могут по адекватной цене и времени побывать на своей малой родине, но и, собственно, о родственниках и близких этих калининградцев, которые точно так же не могут навестить «западников» из-за отсутствия удобных прямых рейсов в Калининград.
Мы, договариваясь с российскими авиаперевозчиками, организуем подвоз из Омска, Екатеринбурга, Ростова, Астаны людей в Калининград под рейсы Airberlin и используем Калининград как транзитный пункт в Северную Европу.
Работа по привлечению авиакомпаний и увеличению количества рейсов ведется аэропортом непрерывно. Наша главная задача — обеспечить жителям эксклава Российской Федерации, Калининградской области, транспортную доступность основной территории России.
Выяснить, почему руководство аэропорта не сдержало своего слова, не удалось. Пресс-секретарь ЗАО «Аэропорт Храброво» Елена Батасова в разговоре с корреспондентом SmartNews лишь сказала, что «расписание, рассчитанное до 23 октября, скорее всего, не поменяется».
Что значит летать из Калининграда в Екатеринбург через Москву, рассказал калининградский журналист Андрей Выползов, который ежегодно посещает своих родителей.
Каждый раз, когда летаю за Урал, испытываю массу неудобств. Во-первых, в чисто психологическом плане совершаю два взлета и две посадки вместо одной. Пересадка в Москве, кроме удорожания билета на 30 %, оборачивается, как правило, пятичасовым ожиданием в столичном аэропорту. За это время ты тратишь на себя и ребенка еще кучу денег. В итоге моя дочь уже относится к поездкам к бабушке, как в совершенно другую страну, куда не так просто попасть. Мне кажется, что так называемым сепаратизмом калининградцы заражаются не в «сосисочных» поездках по Польше или дискуссиях о переименовании Калининграда в Кёнигсберг, а в подобных полетах.
Однако эксперт в сфере авиабизнеса, бывший исполнительный директор «КД авиа» Леонид Ицков считает, что игнорирование прямых рейсов в российские города-миллионники обусловлено очень маленьким спросом пассажиров, а о патриотизме бизнесмены думают в последнюю очередь.
— Весь вопрос в спросе — ведь речь идет о низком пассажиропотоке. По моему глубокому убеждению, подобная система заработает только тогда, когда продолжится реализация нашей модели — хаба, когда россияне летали в Европу через Калининград и таким образом происходила наполняемость воздушных судов. Без хаба вводить прямые рейсы в Россию бессмысленно.
Вместе с тем низкий пассажиропоток — это не самая главная причина. Об этом, в частности, говорит другой эксперт, работающий у конкурентов, — авиакомпании Air Bishkek, организовавшей в мае 2013 года прямые рейсы из Бишкека в Калининград. По словам начальника коммерческого отдела Air Bishkek Георгия Ерёменко, за первые недели на рейсы из Киргизии в Калининград и обратно в день продается всего по десять билетов.
Накануне депутат Калининградской областной думы президент фонда «Региональная политика» Соломон Гинзбург инициировал обсуждение этой ситуации в думском комитете правопорядка.
По моему мнению, сегодня ни у федерального центра, ни у местной власти нет четкого взгляда на региональную политику Калининградской области в масштабах всей федерации. Мы не знаем, кто решает — пустить авиарейс Калининград — Екатеринбург или Калининград — Бишкек? Я не исключаю здесь латентного коррупционного фактора бизнеса и власти. Мы при полном отсутствии контроля уже наводнили Калининград гастарбайтерами из Средней Азии, одновременно лишив калининградцев возможности посещать своих родственников на остальной части России.
Проблема с авиадоступностью калининградцев еще шире, чем кажется. В 2013 году федеральные власти сделали подарок всем жителям России, субсидировав авиабилеты из Калининграда в Москву и Петербург и обратно. Программа льготных авиаперевозок действует до 15 октября и предусматривает фиксированную цену до столицы в размере 3800 рублей, а до Петербурга — 3500 рублей в одну сторону. Однако льготные билеты, во-первых, невозможно приобрести по интернету, а во-вторых, количество их ограничено.
Тем временем соседняя Литва открыла маршруты в Москву с ценами, куда меньшими, чем льготные российские. Например, из Каунаса (60 км от калининградской границы) 50-местный самолет Bombardier доставит вас в российскую столицу всего за 2900 рублей в одну сторону.
Или предложение рождает спрос? Надо вывесить сепаратистский лозунг: «Даёшь 5 прямых авиарейсов в Россию или мы становимся Кёнигсбергом!»
А мне в Киев к родственникам дешевле через Польшу…А показать детям и самой посмотреть Большую Россию мне сильно не по карману….Европа ближе и дешевле….Увы
Видео
Калининградский аэропорт Храброво считается одной из самых современных и хорошо оснащенных воздушных гаваней мира.
Малый грузопоток не повод отменять все рейсы.
Жаль, что чиновников за не выполненные предвыборные и прочие обещания не сажают в тюрьму лет на 20-40, дабы остальным неповадно было. Может тогда бы они следовали пословице «молчание — золото» и выполняли обещанное, раз уж открыли рот…
абсолютно неправомерное решение наладить сообщение не с материковой Россией, а со Средней Азией. В Китае, наверное, такое решение было бы воспринято как государственная измена и принявших такое решение людей, чья деятельность направлена на отрыв территории от страны, наказали бы.
о гражданах не подумали, подумали о собственной выгоде. Думаю, когда-нибудь не эти люди, так их потомки, горько пожалеют о содеянном.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе