Минтранс России окончательно принял решение построить в Калининградской области глубоководный порт, способный принимать крупнотоннажные суда из Европы. Сейчас они идут через соседнюю Литву, в обход анклава, и прибалтийская страна имеет немалый доход от сборов с грузоотправителей. Теперь зарабатывать сможет и Россия.
Решение о строительстве нового порта озвучил замминистра транспорта России Виктор Олерский, который побывал с визитом в Калининграде.
Мы все реалисты и понимаем, что строить порт надо поэтапно. Стадийность продиктована работами по освоению территории. Корректно утверждать, что 2014 год — это проектирование, а 2015 год — начало строительства. Но подтверждаю, что необходимо наличие инвестора. Считаю, что такая работа небесперспективная, и за 2014 год мы должны ее сделать.
Место под порт пока не выбрано. Раньше Минтранс склонялся к полуострову Бальга, больше известному калининградцам руинами одноименного тевтонского замка, сохранившимися до наших дней. Однако сейчас в Федеральную целевую программу будут внесены изменения, предполагающие сооружение объекта в Приморской бухте между городами Светлый и Балтийск или у поселка Янтарного, где сосредоточено до 90% мировых запасов янтаря.
Конечно же, в Калининградской области уже есть морской порт, причем незамерзающий, что является несомненным плюсом в конкурентной борьбе с прибалтийскими соседями. Однако на сегодня он не может предложить больших объемов перевалки. Причин для этого несколько, которые упираются в Калининградский 40-километровый канал, ведущий в порт.
Во-первых, канал слишком мелок для сегодняшних танкеров (он был обустроен несколько десятков лет назад, когда экономика диктовала совершенно иные условия). Углубление и расширение канала — мероприятие слишком дорогостоящее, в таких случаях можно применить поговорку — «легче заново построить». Во-вторых, за проход по каналу установлен экологический сбор, который весомо удорожает грузоперевозки. Кроме того, сам морской порт расположен практически в городской черте Калининграда, поэтому расширить его площадь не представляется возможным. Все эти факторы отсутствуют у Клайпедского морского порта в Литве.
Сегодня Клайпедский порт переваливает порядка 25 млн т грузов в год. В случае увеличения грузопотока литовцы имеют запас максимум на 10 млн т. Проект же нового порта в Калининградской области рассчитан на 131 млн т в год. Как говорится, почувствуйте разницу.
Очевидно, если грузоперевозчикам станет интересен новый транспортный коридор «Восток — Запад», то в Литву пойдет достаточно большой объем грузов. И литовцы могут элементарно не справиться. Тут и придет на помощь порт Калининград. Конечно, литовцы козыряют еще высокими тарифами в направлении Калининградской области на железнодорожные грузоперевозки. И это несмотря на то, что железнодорожное плечо в направлении порта Калининград на 100 км короче, чем в направлении порта Клайпеды. На мой взгляд, вопросы ж/д тарифов необходимо решать на федеральном уровне параллельно строительству порта.
Видео
Калининградский порт. Видео взято у Olga Matuz.
Сейчас на строительство порта из федерального бюджета зарезервировано 18 млрд рублей. Однако Минтранс настаивает на поиске якорных инвесторов проекта, а для этого, по словам Олерского, необходимо серьезно совершенствовать таможенное администрирование, чтобы привлечь компании, работающие не только в Калининградской области. В этой связи региональные власти озвучивают и «проблему-2016».
Мы приняли решение по строительству глубоководного порта. Это как раз та вещь, которая даст возможность региону вырваться из-под тени и страха кризиса 2016 года, когда заканчиваются преференции Особой экономической зоны. Да, риск существует, но сегодня правительство Калининградской области делает все те шаги, которые минимизируют возможный вакуум рабочих мест.
Озвученная губернатором «проблема-2016» действительно вызывает у бизнеса много вопросов. Ведь все основные производства российского анклава — порядка 500 предприятий с общей численностью до 80 тыс. человек — работают по федеральному закону «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», который предполагает таможенные льготы. Строительство порта вкупе с принятой Госпрограммой развития Калининградской области (единственной среди субъектов РФ) демонстрируют неформальный взгляд федерального центра к западной витрине России.
А с Янтарного грузы на автомобилях возить будут или построят ж.д. двухпутную линию через всю область? А Литва пропустит 30-40 млн тонн калининградских грузов по ж.д.? А Балтфлот куда, если в Приморской бухте? Простой 60000-тонного судна очень дорого стоит. Т.ч. корабли Балтфлота будут просить разрешения прохода через канал и ждать его неделями. Неужели все подобные вопросы проработаны?
Да же если и построят то кто будет заходить, смысл! Проще зайти на выгрузку в порт Клайпеда (хотя в клайпедском порту тоже контейнерные терминалы стоят) или Питер, особенно контейнеровозам с большим тоннажем, а фидеры и так заходят. Танкера большие тоже не пойдут. Так что все это выкидывание денег на ветер. Вот Питерский порт загружен, груз привез и все! Зачем тащить груз на КЛД, смысл.
Все порты строятся на основе механизма государственно- частного партнерства. Так было с Приморском (сейчас грузооборот 70млн тонн в год), так было с Высоцком (14 млн тонн), так было с Усть-лугой (сейчас 60 млн тонн) и с Бронкой и с Таманью и портами на дальнем востоке. Все порты построены за последние 10 лет. Калининград будет хорош для трансшипмента, кто в теме — тот знает, для этого ж/д не нужна. Так что воровства там не будет.
Видео
Замечательное перспективное строительство. Если ничего не разворуют (как часто случается), то будет прекрасный дополнительный порт, рабочие места и доход государству.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе