Революционным решением завершилось заседание президиума Совета по культуре при губернаторе Калининградской области. Его участники единогласно одобрили итоги негосударственной экспертизы проекта «Сердце города». Деятели культуры предложили засыпать Московский проспект и снести главную транспортную артерию современного Калининграда — эстакадный мост.
О самой идее восстановления исторического центра средневекового Кёнигсберга в Калининграде заговорили еще при Георгии Боосе. Прежний глава западной губернии отличался умением не только озвучивать масштабные проекты, но и добывать солидные средства на их реализацию. Поэтому едва заступив на пост, Боос почти сразу же заявил о необходимости положить конец спорам об архитектурном ансамбле города и провести референдум на тему: стоит ли восстанавливать самый главный символ Кенигсберга — Королевский замок?
— Замок на Королевской горе и послужил отправной точкой развития Кёнигсберга. Именно сюда основатель тевтонской цитадели чешский король Оттокар II в 1255 году привез первые обозы с трофеями, на которые и началось строительство. За всю историю Кёнигсберга замок несколько раз горел, но восстанавливался. Пережил все войны и даже напалмовую бомбардировку англичан в августе 1944-го. И был уничтожен в конце 60-х в рамках борьбы с остатками тевтонского духа на советской земле.
До плебисцита дело не дошло, возможно, потому, что абсолютное количество выступавших в прессе культурологов и политиков выступали за возрождение истории. Так, в 2008 году Калининград узнал о грядущем проекте «Сердце города», в рамках которого серый центр Калининграда должен превратиться в зону повышенной привлекательности для туристов.
О деталях будущей реконструкции никто толком ничего сказать не мог. Однако точно было известно: будет снесен самый бестолковый небоскреб советского Калининграда — Дом Советов, и на его месте снова появится Королевский замок. При этом федеральный центр, судя по заявлениям местных политиков, готов поучаствовать в процессе возрождения старинного города вполне реальными инвестициями.
Дом Советов в городе все называют Кинг Конгом. Угловатый, совершенно непрезентабельный. Возвышается над центром, какой-то непонятной серой глыбой. Его строили с начала 70-х более 20 лет, так и не достроили. Даже если здесь будет ровная площадка, город от этого только выиграет.
Судя по опросам общественного мнения, никаких протестов воссоздание старинной цитадели не вызывало тогда и не вызывает сегодня у большинства калининградцев. Прагматиков смущает лишь вопрос цены. Ведь о размерах федеральных траншей можно говорить только после утверждения деталировки и технического задания на проект. Чтобы не получить волну недовольных, городские и региональные власти пошли извилистым демократическим путем.
Историко-культурную концепцию проекта предложили разработать общественникам, а именно членам Совета по культуре при губернаторе области. И по итогам наработок деятелей культуры в отдельно взятой области грянула сенсация. Дотошные сторонники всего старого решили начать возрождение замкового ансамбля с восстановления самой Королевской горы, часть которой оказалось срезана при строительстве Московского проспекта. И все члены совета поддержали единодушно такое предложение.
Мы не можем, не применяя стратегических инженерных решений, вернуться к восстановительным работам крупного масштаба, потому что в 70-е годы были приняты решения по уничтожению этих исторических территорий. Для решения этой проблемы было предложено закопать Московский проспект под землю с тем, чтобы поверх него выстраивать уже исторические фрагменты. По результатам экспертизы мы придерживаемся мнения, что так и надо делать. Но это требует какой-никакой политической воли и определенного финансирования.
Всего по итогам исследования, проведенного рабочей группой, в состав которой вошли и два профессиональных архитектора, было определено 12 исторических территорий города, подлежащих восстановлению. Однако для детального воссоздания старого незавидную участь Московского проспекта должны будут разделить и другие действующие современные объекты. Например, основной транспортный путепровод Калининграда — Эстакадный мост, связывающий два берега реки Преголя. Несложно понять, что одобренная концепция, в случае ее частичной реализации, аукнется местным бюджетам непредсказуемыми тратами.
Надо же понимать, что такое изменение транспортной структуры города, что такое изменение коммуникационной системы. Сейчас трудно сказать, во что обойдется такая кардинальная реставрация прошлого. Цифры из разряда ирреальности!
Тем не менее, именно одобренная сегодня на Совете экспертиза ляжет в основу станет основной базой для технического задания проекта «Сердце города» — документа, который до копейки ответит на вопросы: что и почем? После, на основании утвержденного техзадания и стартовой сметы, калининградские власти планируют провести международный архитектурный конкурс на разработку концепции развития исторического центра Калининграда.
Видео
Видео взято у пользователя DEMWER1.
Попадин натуральный ВРАГ города. И похоже то ли денежка ему глаза затмила, то ли с головой у него проблемы. Застроить остров так же плотно как было в Кенигсберге. А транспортная проблема, а пожарная безопасность, а коммуникации. На что он все это вешать будет? Наверно надеется в земле кроме фундаментов и немецкий коллектор найти. Убрать Московский под землю идея хорошая. В Варшаве так и сделали, но наверху разбили парк, а не построили псевдоготического лубка. Ясно дело попилить аллею вдоль Московского и парк на острове. Более умного ничего не придумал. Ну и в финале снести эстакаду и кончательно парализовать город. Может он надеется построить туннель под двумя рукавами Преголи? Денег только где взять на это? Несчастных пару пешеходных переходов через московский уже 5 лет как не мгут построить, а тут планов гросадье. Напрашивается краткое и емкое определение данного господина прожектер.
Весь город и так — сплошная плотная застройка. Только облик не средневековый, а непонятно какой. Сейчас в районе СК Юность ещё плотнее застроят и будет совсем «весело».
Лучше бы сохранили в городе то хорошее, что осталось, а не занимались маниловщиной. И хватит уже застраивать центр города и вырубать парки и скверы!
И ещё нужно учесть, что сейчас абсолютно не умеют строить. Любая попытка имитации средневековой архитектуры будет заведомо провальной. Если даже при ремонте старых фасадов не могут сохранить их красоту, то о чём говорить. Да. и про распилы не забываем…
новодел он и в Африке новодел,руки прочь от зеленого острова,легких этого района.Не вы сажали эти деревья в 71 году и не вам их пилить.А замки кто хочет,прошу в Олровку,там уже построили один,там и рассказывайте сказки вместе с Трифоном.А вот,что осталось,то это другое дело,но только не новодел с гипсоплиты и пластика
Главное, что бы нововведения, которые придумывают представители власти, не помешали развязкам и движению транспорта. Иначе смысла в этом просто нет. Так как, если нововведения только ухудшат развязку — нет никакого смысла их делать.
Завидую руководству Калининграда лютой завистью — наверное, мост через остров — это самая большая и самая больная проблема в городе. И решать ее нужно сейчас и никак иначе. В отличии от разрушенной канализации, которая досталась городу от немцев и сейчас течет, себе и течет. Ну, канализация же в лесу, ее никто не видит, а мост… мост видят все. Очень похоже на проекты имени Юры Лужкова в Москве.
12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе