Бензиновая война на российско-польской границе таможенников сопредельного государства с частниками, зарабатывающими на разнице в стоимости топлива, обретает латентный характер. Несмотря на драконовские меры со стороны государства, польские челноки, торгующие бензином, изобретают все новые и новые способы, чтобы сохранить свой незамысловатый бизнес.
На этой неделе только на одном погранпереходе «Гусев — Голдап» было задержано несколько автобусов, на которых из западной губернии в Польшу нелегально вывозилось горючее. В транспортных средствах, помимо полного бака, было обнаружено более 1,5 тыс. литров контрабандного дизельного топлива.
Именно контрабанда углеводородов стала в последний месяц самым популярным видом нарушения при пересечении границы сопредельной республики. Все началось в мае, когда чиновники соседнего государства посчитали ущерб, наносимый экономике местными «мрувками» (по-русски «муравьи») — челноками, специализирующимися на бензиновом бизнесе. За первый квартал 2013 года он составил более 300 млн злотых прямых издержек. Плюс дешевое российское горючее стал косвенной причиной массового закрытия большинства АЗС в соседнем с Янтарным краем Варминьско-Мазурском воеводстве.
Идеология этого бизнеса проста до безобразия. Когда разница в розничной стоимости востребованного товара достигает 80%, а плечо доставки — несколько километров, только ленивый не захочет заработать такие легкие деньги. Практически в пограничных с Калининградом районах все — от частных до служебных машин — заправляются российским топливом.
Чтобы как-то защитить отечественный топливный рынок, польское правительство ввело с мая жесткие ограничения на коммерческие посещения ближайшего зарубежья — не более 10 раз в месяц. В случае превышения — солидная пошлина, сводящая не нет всю прибыль. «Мрувки» сразу же выразили свое недовольство рядом протестных акций, но, не добившись результата, принялись подстраиваться под новые реалии. С экономической точки зрения война по ту сторону границы никак не коснулась калининградцев, однако к некоторым изменениям пересекающие рубежи жители западной губернии за прошедший месяц успели привыкнуть.
Если раньше среднестатистический турист проводил в ожидании пересечения границы по шесть часов, то теперь эта процедура составляет не больше часа. Потому что уменьшилось количество «бензовозов», пересекающих границу по несколько раз в день до первой заправки. Вспомните, сколько уже было инцидентов в очередях. Представьте, что рано или поздно такие конфликты могли бы стать перманентными. У нас справедливо считают, что спекулятивный топливный бизнес просто дискредитирует идею облегченного режима передвижения. Поэтому, я считаю, от заградительных пошлин выиграли законопослушные туристы по обе стороны границы.
На самом же деле новые таможенные правила соседней страны, помимо порядка в очередях, дали возможность и подзаработать калининградским умельцам. В частности, в приграничных автомастерских стало востребовано расширение бензобака. Нехитрая деформация при помощи воздуха среднего давления позволяет увеличить объем бака почти на 30%. Стоимость такой услуги в автосервисах Мамоново вполне демократическая — от 3 тыс. рублей.
Еще одна техническая инновация выявлена польскими таможенниками на этой неделе сразу в двух задержанных автобусах. В транспортных средствах топливные баки были спаяны из двух емкостей, а для надежности в подающей системе установлены специальные клапаны для горючего. В настоящее время еще три транспортных средства проверяются Ольштынской таможней на наличие аналогичных устройств.
Объемы продажи топлива за последний месяц снизились, но незначительно. Количество покупок сократилось, а проданный литраж практически остался на уровне апреля.
Подобный парадокс объясняется просто. Сегодня торговцы топливом в срочном порядке меняют свои легковушки на микро- и просто автобусы, где объем топливных баков позволяет компенсировать убытки от правительственных нововведений.
Однако и противоположная сторона не сидит сложа руки. Польская таможенная служба рассматривает возможность очередного ужесточения правил ввоза топлива на территорию государства, и не исключено, что в ближайшее время налогом на топливо не будут облагаться только первые пять выездов.
Видео
Видео взято у пользователя grad3939
халява заканчивается??? Я 12 ездил в польшу — 15 минут ждал на заправке перед Гжехотками, так как пшеки, поставив колодки заливали полные баки на всех точках. Удивило, что если раньше это были одни Пассаты, то сейчас половина была микриков Транспортеров….
Раньше до введения виз в с обоих сторон в 2004 да и потом никому эти ''бензовозы'' не мешали. сейчас стали мешать. Не приведи Господи 2-ой раз в неделю приехать в польшу.
Для многих — это единственная возможность прокормиться. Так в чем проблема? Почему кто-то должен забирать их заработок. Не у всех есть миллиарды, на покупку нефтяных компаний. Потому нужно просто отнестись к этим ребятам с пониманием.
8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе