Усадьба Грюнхоф в поселке Рощино Калининградской области, где когда-то останавливался Петр Великий и жили прусские курфюрсты и фельдмаршалы, обрушилась из-за ветхости и отсутствия финансирования. Свою руку к этому приложили местные крестьяне, а также охотники за металлом и кирпичом.
О том, что усадебный комплекс «Зеленый двор» обречен на разрушение, старожилы поселка Рощино знали давно. Долгое время дворец Грюнхоф портил ровный поселковый пейзаж полуразрушенной крышей и заколоченными на скорую руку окнами.
Давно она заброшенная стояла, я лет пятнадцать назад в Зеленоградск переехала, но уже тогда и дворец, и конюшни разваливались на глазах. Тем более что там в 90-е и «металлисты» копались, а потом охотники за кирпичом.
Глядя на царящее запустение, местные жители без особых угрызений совести использовали историческое место для хозяйственных нужд. Но с недавних пор такие визиты стали опасными: здание откровенно проседало. В конце прошлой недели мучениям усадьбы настал конец: треть старинного дома, пережившего Ливонскую войну, Наполеона, прусскую государственность и Вторую мировую, обрушилась в одночасье.
Справка SmartNews
Первое упоминание в хрониках о Грюнхофе относится к началу XIV века. В XVII веке на территории поместья был построен охотничий замок Великого курфюрста, куда в 1697 году поохотиться на лосей приезжал Петр I. В 1700 году замок реконструировали, перестроив усадьбу в стиле барокко. Стены здания украшали горельефы грифонов и лебедей, а также знаменитая коллекция охотничьих трофеев рогов и голов диких животных. В 1812 году за заслуги в разгроме Наполеона усадьба была подарена прусскому фельдмаршалу Фридриху Вильгельму фон Бюлову, графу фон Денневицу. С тех пор поместье прославилось на всю Европу своим конским племенным заводом. Современный вид здание приобрело в 1851–1854 годах и после реконструкции представляло собой сочетание неоготического и позднеклассицистического стилей.
В советские времена в историческом здании разместился профилакторий. Его хозчасть как-то поддерживала памятник на грани аварийного состояния. Но с развалом СССР усадьба осталась бесхозной. В администрации Ковровского поселения, в зоне которого и находится памятник, разводят руками. Денег на содержание таких объектов у местной власти никогда не было.
Откуда средства в сельском бюджете? Разумеется, вся надежда на район и область. Тем более что с середины нулевых усадьба была продана частному лицу, и по определению мы не могли тратить деньги на содержание частного объекта.
В сельской управе считают, что и к столичному бизнесмену, купившему комплекс по цене складских помещений, юридически также не может быть претензий. Когда усадьба приобреталась, никакого охранного статуса не было. Поэтому каких-либо обременений или социальной нагрузки на нового хозяина исторического комплекса не возложили.
Памятником культурного наследия местного значения Грюнхоф, согласно постановлению правительства Калининградской области «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения», стал только в 2007 году. Тем не менее ЧП районного масштаба вызвало немалый переполох в области. В случившемся теперь пытаются найти виноватых.
Будем обращаться в прокуратуру с просьбой согласовать внеплановую проверку органов местного самоуправления и их действий по сохранению памятника. По закону имеем право проверять муниципалитет и то, как они выполняют свои полномочия и обязательства. Будем разбираться, и решать, кого и как наказывать, кого штрафовать. Я вообще в шоке от того, что случилось. Усадебный дом, шикарное место! Что тут можно сказать? Это целенаправленное воровство — здание разбирают на кирпич. Действия местных властей просто недопустимы. Перед этим памятником у них были и есть определенные обязательства. Открещиваться от своих полномочий они не могут. Будем разбираться с привлечением прокуратуры и точка.
Видео
Аналогичная усадьба в Восточной Пруссии. Видео взято у пользователя Алексея Денисенкова
Гнев главного хранителя областных памятников, впрочем, не вызывает энтузиазма у историков и краеведов. Проверка наверняка состоится. Наверняка найдут (или назначат) виноватых. Однако денег на восстановление знакового для региона места, конечно же, никто не даст.
— Нелепость ситуации заключается в том, что сегодня памятник муниципального значения — это формальность. Пустая обуза на местный бюджет, которую, как правило, все игнорируют. Не потому, что жалко, просто деньги нужны на ЖКХ, на помощь многодетным и инвалидам. Грюнхоф — это только один из примеров.
По утверждению историков, несправедливо забытых исторических объектов в области немало. Достаточно вспомнить, что под Черняховском в полном забвении разрушается единственный дом в области, где, как доподлинно установлено, жил философ Иммануил Кант. Однако, пока здание, построенное почти три века тому назад, не падает, о нем предпочитают не вспоминать.
Всё рушится, всё валится в этой стране.
а ещё хотим туристов…
Вот сложно было как-то выделить средства на то, чтобы ветхое здание стояло, оно все таки представляет историческую ценность. И оно не достойно того, чтоб возле него справляли хозяйственные нужды. Пусть бы немного в него вложились: и был бы прекрасный пример старинного замка.
А вид красивый! Жаль, что в наше время так отвратительно относятся к историческим памяткам. Эта усадьба имеет важное значение. И сохранить ее нужно было.
О подобных зданиях и домах, несущих историческое значение, давно никто не думает. У всех есть проблемы поважнее. Но стоит задуматься о том, что может выделить бюджет и какой-то орган, который следил бы за этим, собирал бы добровольцев, волонтеров, архитекторов на сохранение и реконструкцию – имхо, это бы только пользу стране принесло, хотя бы в качестве тех же туристов. Но чтобы туристы были, нужно же сделать все нормально и хорошо раскрутить тему.
12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе