Калужская первоклассница Валерия Караева выиграла суд над Министерством юстиции РФ. Предписание Минюста о выдворении с территории России ее отца — лица без гражданства и с паспортом еще времен СССР — суд отменил. Журналист SmartNеws встретился с семьей Караевых и выяснил подробности.
Рауф Караев приехал на постоянное проживание в Россию еще в 1997 году. В 2004 году он женился на калужанке, имеющей российское гражданство, в браке у них родились двое детей.
С 2007 года Рауф отбывает наказание в исправительной колонии № 3 п. Товарково за экономическое преступление. Выйти на свободу он должен в сентябре 2013 года. Не исключено, что его отпустят и раньше — по готовящейся амнистии.
Проблема заключается в том, что Рауф Караев — лицо без гражданства. На руках у него только паспорт гражданина СССР, где местом рождения указан г. Баку (Азербайджан). Но в течение тех 5 лет, пока отец двух малолетних детей отбывал наказание в колонии, тюремная служба так и не смогла ему выправить документы. Более того, сообщила в Минюст о том, что пребывание его на территории России нежелательно. Но никто не учел, что в России у Рауфа — семья, малолетние дети, а все социальные связи в Азербайджане давно утрачены. И даже в колонии его характеризуют положительно и рассматривали возможность освободить его досрочно.
С предписанием Минюста — о том, что после выхода на свободу Рауф должен добровольно покинуть территорию России, поскольку нарушил режим пребывания, — его ознакомили еще в 2011 году. Но самого документа на руки ему не выдали и о возможности обжаловать также не рассказали. Получается, что в сентябре 2013 года, когда мужчина выйдет из колонии, иммиграционный контроль вправе его задержать, а потом и депортировать из России.
Когда его жена Екатерина Караева обратилась в Министерство юстиции, чтобы разъяснить ситуацию и получить возможность обжаловать это предписание, ей было отказано.
Я лично обратилась в Минюст, пояснила ситуацию, что Рауф не обменял паспорт из-за небрежности и невнимательности. Рассказала, что он вырос и учился в Калуге, у нас здесь, в Калуге, семья, у нас двое детей. Нам без него очень трудно выживать, а если его выдворят из страны, будет еще тяжелее. Но мне объяснили, что право обжаловать предписание есть только у него, и срок обжалования уже истек.
Тогда семья обратилась за помощью к правозащитникам — в Общественную наблюдательную комиссию по контролю за обеспечением прав человека в учреждениях исполнения наказаний Калужской области. Там им помогли составить запрос в Минюст от имени старшей дочери Рауфа и Екатерины — 8-летней Валерии, возражавшей против выдворения ее отца из России. На запрос специалисты Минюста прислали ответ, что оспорить предписание может только сам Рауф.
После этого семья снова обратилась к правозащитникам — за помощью в составлении заявления в суд. При составлении иска правозащитники объяснили матери Валерии законные права ее дочери. Прежде всего — то, что Минюст обязан информировать несовершеннолетнего ребенка о месте выдворения родителя.
К судебному разбирательству привлекались работники УФСИН и Минюста.
На суде мы задавали вопрос представителям УФСИН: как так получается, что муж характеризуется из колонии положительно, а в качестве основания для выдворения называют его опасность для общества в будущем. Но ответа так и не получили. Непонятно еще, куда он должен уехать, ведь связи с Азербайджаном у него уже давно потеряны. И местожительство Рауфа, и семья теперь в Калуге.
Калужский районный суд вынес решение в пользу 8-летней Валерии. Предписание Минюста о выдворении ее отца из России отменил. Но будущее семье Караевых пока представляются туманным: им непонятно, каким образом восстанавливать документы Рауфа, чтобы не допустить его депортации.
Распоряжение Министерства юстиции в отношении нежелательности проживания мужа и отца россиянок в Российской Федерации вынесено незаконно и необоснованно. Это серьезно нарушает права и свободы членов его семьи, в первую очередь его детей (в данном случае его старшей дочери), гарантированные статьями 3, 8 и 13 ЕКПЧ, Конвенцией о защите прав ребенка, статьей 4 Конвенции о личных контактах с детьми (Страсбург, 2003 год).
Вторая сторона по делу — Минюст и УФСИН России по Калужской области — от комментариев по сложившейся ситуации отказались.
До момента получения решения суда, что может занять до 10 дней, никаких комментариев давать не будем. Прежде всего потому, что нет данных о том, какими процессуальными нормами руководствовался суд при вынесении решения. Но одно могу сказать точно, мы с этим решением не согласны и будем оспаривать его в обязательном порядке.
Интересно отметить, что судебное решение по иску Валерии Караевой создало прецедент: Минюст впервые проиграл школьнице в деле, касающемся миграционных вопросов.
Видео
Видео — bigcaucasus
Именно так!
А тюремщики просто пошли по самому лёгкому для них пути: с плеч долой, из России — вон! А что там у него по жизни, никого из чиновников не волновало.
поговорка гласит — сын за отца. Народная мудрость подтвердилась в очередной раз.
Вопрос, конечно, спорный. Девочка молодец, что за отца заступилась. Но, вряд ли ему дадут спокойно существовать в России. Странно, что он так и не поменял паспорт гражданина СССР.
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе