Нашли замену. Страдающих от компьютерной зависимости детей обучат шахматам

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Обнинск Калужской области станет экспериментальной площадкой для проекта «Шахматы». В детских садах и начальной школе города детей будут обучать этой древней игре по авторской методике. У дошколят и младших школьников, страдающих от переизбытка информации, обучение шахматной логике позволит разгрузить психику, правильно развивать мышление и сформировать уравновешенное поведение.

Управление образования города Обнинска на предстоящем августовском совещании педагогических работников планирует определиться с созданием площадки для апробации курса «Шахматы» в детских садах и начальной школе. Авторская программа обучения детей, созданная научным сотрудником Российской академии наук, предполагает раннее обучение игре дошкольников и младших школьников в обязательном порядке. При этом в садах обучение должно происходить в форме игр, сказок, небольших театрализованных представлений, то есть доступными детскому сознанию приемами. Важно, что учащиеся детских садов познакомятся с шахматами не только в виде спортивной соревновательной игры, но и в виде решения дидактических задач для развития ребенка.

Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. В.А. Сухомлинский писал: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели». Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учебы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Обучение шахматам будет носить здоровьесберегающий характер, что в современном мире, при снижении показателей здоровья среди детей, очень важно. Авторская методика позволяет избежать таких традиционных для шахматистов-спортсменов проблем, как стресс и перенапряжение, происходящие от соревновательного азарта, крайне разрушительного для детской психики этого возраста и исключит появление психологических проблем, связанных с успехом и неуспехом в игре. При решении шахматных задач нет проигравших, каждый ученик уходит с занятия с чувством гордости от того, что ему удалось решить свою, хоть и небольшую, задачу.

Родителей дошколят и младших школьников, уже страдающих зависимостью от компьютерных игр или болезней от перегруженности школьной программы не соответствующими возрасту дисциплинами, получают еще один шанс увлечь ребенка чем-то интересным и полезным.

Оказывать поддержку проекту будет учебно-методический центр «Духовное возрождение», специалисты которого окажут грамотную консультацию и педагогам, и родителям. 

Ни для кого не секрет, что школьники сегодня настолько перегружены избыточной, не соответствующей возрасту информацией, что от перенапряжения страдает нервная система и психика младших школьников. Из-за перегрузки не все психические функции развиваются в достаточной степени, особенно мышление, развитию которого, на наш взгляд, уделяется в начальной школе недостаточно времени и внимания. А ведь именно мышление, умение делать все осмысленно, умение мыслить служит необходимой составляющей, «кислородом» для обучения, как в начальной школе, так и на последующих ступенях общеобразовательной средней школы, независимо от того, к каким наукам предрасположен ребенок — гуманитарным или естественным. 

Тамара Фесенко, директор Учебно-методического объединения «Духовное возрождение», SmartNews

В Калужской области Обнинск станет первым городом, где запустят пилотный проект «Шахматы». Большой интерес проявляют к этому вопросы иностранцы, выражая желание приобрести полный учебно-методический комплект для внедрения в своих школах.

Еще весной прошлого 2012 года между Министерством образования и науки РФ и Российской шахматной федерацией было заключено соглашение. В его рамках стороны намеревались создавать условия для организации занятий по шахматам в общеобразовательных учреждениях. 

— Я очень положительно отношусь к идее внедрения шахмат в школы и детские сады. Это на пользу, для развития детей. Тем более что в концепцию заложен серьезный научный подход к обучению игре в шахматы, сберегающий здоровье и не травмирующий детского сознания. Несомненно, родители поддержат, дело останется только за разрешением администрации, которая пока не проявляет бурного интереса к этому вопросу.

— Так, чтобы посадить за стол, расставить фигуры и обучать, — это только вред будет. Но разумный подход в сочетании с доступными дошкольникам методами — это всегда на пользу детям, будь то шахматы, или шашки, или другая игра. Здесь главное — работать на позитивное, малыши не способны еще адекватно переживать свои неудачи, поэтому если только заранее создавать ситуации «успеха» при решении конкретной задачи, то тогда да. В плюсе шахмат — стройность мышления, можно выстраивать коррекционную работу по формированию уравновешенных поведенческих реакций у ребят. Но все должно быть только на интересе, для развития внимания, аккуратности и усидчивости.

Стоит отметить, что шахматный курс для дошкольников уже прошел успешную апробацию в 40 регионах России, в том числе в Томске, Калмыкии, Алтайском крае, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Челябинской и Курганской областях.

Видео

В одном из детских садов города Иваново малышей учат играть в шахматы, разыгрывая целые сказочные спектакли. Видео: IVTtelekanal

Автор

Юлия Костина

Над статьей работали

Елена Горбачева, Наталья Соловьева

Новое на сайте