Открытие в Казани IT-лицея, который призван был превратить Татарстан в Кремниевую долину России, ознаменовалось скандалом. Выяснилось, что набравшие высокие баллы девочки не были зачислены. Родители обвинили администрацию в дискриминации по половому признаку и пожаловались в прокуратуру. Проверка подтвердила нарушение закона об образовании.
Идея создания в Казани «школы будущего», оснащенной по последнему слову техники, принадлежала лично президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Планируется, что в учебном заведении будут ковать кадры для быстро развивающегося в Татарстане IT-кластера и инновационного центра «Иннополис». В качестве преподавателей пригласили ведущих ученых, преподавателей Казанского федерального университета (КФУ) и представителей международных компаний — лидеров рынка информационных технологий. А на оборудование для школы потратили 45,5 млн рублей — для каждого лицеиста был закуплен планшетный компьютер и ридер для электронных учебников.
Справка SmartNews
В соответствии с разработанной концепцией, обучение в лицее-интернате планируется организовать для 300 учащихся 7‒11 классов. Сам процесс обучения будет проходить по сингапурским и европейским методикам. Знания учеников будут оцениваться по 100-балльной системе мониторинга. В IT-лицее предусмотрено углубленное изучение математики, информатики, физики, химии, биологии, английского языка, на котором планируется проводить часть занятий. Лицей-интернат является структурным подразделением КФУ, финансирование его осуществляется из федеральных средств. Обучение и проживание в лицее для учеников бесплатное.
Неудивительно, что вокруг элитного лицея сразу же начался настоящий ажиотаж — многие родители мечтали, чтобы их дети попали именно сюда. За лето претендентам пришлось пройти три этапа тестирования. Результаты экзаменов были обнародованы в самые последние дни августа, и вот тут родителей ждал неприятный сюрприз. Выяснилось, что из 15 тыс. желающих поступить в школу было зачислено только 144 мальчика, а ни одна девочка в учебное заведение не попала. Как оказалось, не случайно.
1 сентября на церемонии открытия лицея директор Ирек Фатхутдинов объявил, что после изучения «лучшего мирового опыта» в лицее сделали вывод: «большинство лучших школ — однополые». Заявление вызвало настоящий шок — ведь еще в апреле тот же Фатхутдинов уверял, что в лицее будут учиться и девочки, и мальчики. При этом также выяснилось, что в школу зачислили мальчиков, набравших всего от 60 до 90 баллов, а 30 девочек, получивших от 96 до 137,7 балла, не взяли.
Возмущенные родители обвинили администрацию лицея в гендерной дискриминации и обратились за помощью в прокуратуру Татарстана. Они потребовали привлечь виновных в нарушении конституционных прав детей к ответственности и восстановить права поступавших в IT-лицей девочек.
Также заявители попросили прокурора разобраться, на основании чьих приказов многоэтапный конкурс в лицей завершился процедурой отбора по половому признаку и было ли согласовано это решение с Минобрнауки РФ.
Но, как это часто бывает, никто не захотел брать на себя ответственность за происшедшее. Так, по словам заместителя проректора КФУ Ирины Терентьевой, это было решение не университета. В свою очередь, начальник управления общего образования при Министерстве образования и науки Татарстана Ильмира Галиаскар заявила журналистам, что политику лицея определяет его учредитель — КФУ.
Однако, как сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры РФ, в процессе прокурорской проверки информация родителей подтвердилась. Более того — вскрылись нарушения в процессе создания IT-лицея. Так, в устав КФУ данные о том, что лицей является его структурным подразделением, внесены не были. К тому же лицей начал вести образовательную деятельность при отсутствии соответствующей лицензии.
В начале октября, чтобы как-то утихли страсти, Министерство образования и науки Татарстана предложило родителям не прошедших в лицей школьниц выбрать другие специализированные учреждения: казанский лицей № 131, гимназию-интернат № 4 (здесь учатся только девочки), лицей им. Лобачевского при КФУ, а также гуманитарную гимназию-интернат для одаренных детей в Актанышском районе Татарстана.
Но родителей такая альтернатива не устроила: их дети и так уже учатся в хороших школах.
Мы хотим, чтобы девочки учились не просто в престижном лицее, а где преподается информатика и программирование с 6-го и 7-го классов.
Чем все закончится, пока непонятно. Вполне возможно, что требования родителей все же будут удовлетворены. По крайней мере 17 октября прокуратура Татарстана признала их законность.
Действиями должностных лиц лицея была нарушена ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Также нарушен закон Российской Федерации «Об образовании», который не устанавливает ограничений к получению среднего общего образования по половому признаку.
Кроме этого, прокуратура республики обязала ректора КФУ Ильшата Гафурова устранить нарушения.
― То, что девочек не взяли, несправедливо. Как специалисты они ничем не хуже. В мировых компаниях 30% всех сотрудников — женщины.
― Для меня не очевидно, что конкурсный отбор, по которому детей отбирали в данную школу, — это хорошо. Детей нужно выбирать не по знаниям — по мотивациям. Отбор по знаниям — это некоторая лотерея, если у ребенка хорошие родители, которые дали ему образование, репетиторов, хорошие знания. А получится ли у него в жизни что-то лучше, чем у других, — неизвестно, потому что неизвестно, хочет он сам этого или нет. Если по каким-то причинам в эту школу количество мест будет ограниченно, то нужно выбирать по принципу, кто больше хочет попасть.
А сама идея подобной школы очень хорошая. Вопрос ― как все это будет осуществляться. Я побаиваюсь, что у нас будет как всегда: идея хорошая, а реализация страдает.
России жизненно необходим закон о гендерном равенстве. Потому что сейчас родителям приходится доказывать факт наличия дискриминации девочек в судах и прокуратуре. А будь у нас закон, это чиновникам и руководству лицея пришлось бы там же доказывать факт отсутствия дискриминации по признаку пола.
И вот, как стало известно, усилия родителей не прошли даром. С 1 сентября 2013 года в IT-лицее Казанского федерального университета (КФУ) будут обучаться не только мальчики, но и девочки. Об этом сообщила советник ректора КФУ по довузовскому, общему и педагогическому образованию, экс-замминистра образования и науки Татарстана Людмила Нугуманова. При этом, по ее словам, в учебное заведение зачислят и тех, кто прошел конкурсный отбор летом 2012 года.
Видео
Вообще если подумать трезво, директор не так уж и не прав. Я как выпускник похожего лицея в прошлом,закончивший институт по специальности информатика и программист с опытом около 10 лет работы в разных фирмах могу с уверенностью сказать, что встретить хорошего профессионала в it сфере, так же трудно, как найти иголку с стоге сена. Из всех моих однокласниц и одногрупниц по специальности работают единицы и то в качестве преподавателей. За всю жизнь я встретил более менее двух адекватных женщин программисток, да и то их уровень оставлял желать лучшего. Я пришел к выводу, что образ мыслей it профессионала и женский образ мыслей просто несовместимы. Так что, как человек я конечно выступаю за равноправие полов, но директора в данном случае поддерживаю на все 100%. Чем переводить места на девушек из которых, как показывает жизнь ничего особо талантливого не выходит, лучше отдавать места тем, кто имеет возможность внести действительный вклад в науку
Наш преподаватель читающий курс «Теории машин и механизмов. Детали машин» говорил студенткам: «Зачем вам учиться? Помните поговорку у немцев про три К для женщины. (Kuche, Kirche, Kinder простите за ошибки), то есть кухня, церковь, дети. Наверняка многие женщины с удовольствием бы воспитывали дома детей, если бы им не нужно было этих детей, а иногда и не только их (читай — мужа) обеспечивать. Поэтому умение читать и писать им очень даже нужно…
Не согласна с тем, что мальчики и девочки должны быть разделены.Но это моё мнение. Самое не хорошее в этом инциденте то, что образованные взрослые люди об этом должны были подумать раньше, не приглашать девочек на тестирование. И если уж говорить про особенности возраста ребят (12-14 лет),тем более девочек, тем кто в институтах хорошо учился понятно какое эмоциональное потрясение перенесли девочки. Какой некрасивый урок им преподнесли взрослые образованные люди. Еще раз подчеркну- ПЕДАГОГИ, люди, кто должны знать психологию детей, кто работает для детей и с детьми. Грош цена вам, преподаватели лицея.
92 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе