В Межгосударственном авиационном комитете началась расшифровка черных ящиков самолета, разбившегося в Казани. Также стало известно, что у авиакомпании «Татарстан» были большие долги перед поставщиками топлива и запчастей, а также за техобслуживание самолетов. Независимые американские эксперты считают, что именно возможные недостатки в техобслуживании могли привести к какой-то «катастрофической неисправности» во время полета. А гендиректор авиакомпании признался, что пилот самолета впервые в реальном полете выполнял уход на второй круг.
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) неофициально обнародовали первые данные с бортовых самописцев. Черные ящики обнаружили в понедельник на месте крушения Boeing 737 в Казани. Работы осложняются тем, что устройства сильно повреждены.
Специалисты сообщили, что один из бортовых самописцев оказался пустым. Предположительно, при ударе о землю из него вылетела капсула с записью переговоров экипажа. Сейчас на месте обломков лайнера ведутся ее поиски.
Справка SmartNews
Запись информации о полете и переговорах экипажа записывается на специальный носитель. В зависимости от типа бортового самописца это может быть магнитный носитель (лента) либо — в современных устройствах — флеш-память. Несмотря на то что черные ящики сделаны из ударопрочного титана и могут выдержать температуру в 2000 градусов по Цельсию, примерно в трети случаях от общего числа авиакатастроф они серьезно деформируются или разрушаются. Поэтому экспертам приходится восстанавливать данные, собирая фрагменты ленты или информацию с твердотельной памяти.
Что касается второго бортового самописца, то, несмотря на повреждения, он подлежит расшифровке. «Расшифровка параметрического самописца началась, он относительно подлежит расшифровке, несмотря на повреждения», — сказал «Интерфаксу» источник, близкий к расследованию происшествия.
Он также сообщил, что уже расшифрованная информация свидетельствует о возникновении технических неполадок на борту лайнера перед заходом на второй круг. «Предварительно там было не все гладко, имели место технические проблемы за несколько минут до происшествия, скорее всего, перед заходом на второй круг», — заявил источник.
СПРАВКА SMARTNEWS
Пассажирский Boeing 737, следовавший из московского Домодедово в столицу Татарстана, потерпел крушение при посадке в Казанском аэропорту 17 ноября в 19:25. Жертвами стали 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Авиакатастрофа унесла жизни сына президента Татарстана 23-летнего Ирека Минниханова, главы ФСБ Татарстана Александра Антонова, а также жены известного спортивного комментатора Романа Скворцова Эллины. Кроме того, погибли шесть сотрудников GE Money Bank, летевших из Москвы в Казань из командировки.
В то же время Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) сообщило, что Boeing 737-500 мог свалиться при наборе высоты в момент ухода на второй круг. «Самолет столкнулся с землей практически при отсутствии поступательной скорости. Средства объективного контроля уже подтвердили, что при уходе на второй круг при резком наборе высоты он потерял поступательную скорость, свалился и упал на летное поле», — заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько. Сейчас специалисты выясняют, что могло послужить причиной стремительного снижения скорости.
Также стало известно, что у авиакомпании «Татарстан» были задолженности по оплате топлива. Об этом сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на письмо компании «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Самара» в Куйбышевскую транспортную прокуратуру и самарский аэропорт Курумоч. Письмо было направлено еще 16 ноября, но об этом стало известно в понедельник.
В письме говорится, что долг «Татарстана» перед топливной компанией на 10 сентября составлял 2,26 млн рублей. При этом только за 6–10 сентября «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Самара» направила в «Татарстан» более 30 писем с требованием об исполнении договорных обязательств, но ответа на них не получила.
По утверждению одного из источников «Интерфакса», у авиакомпании «Татарстан» имелись долги и перед поставщиками запчастей, а также за техобслуживание самолетов. По словам собеседника информагентства, перевозчик уже почти год не платит поставщикам.
О некоей «катастрофической неисправности», которая была возможна из-за «недостатков в процедурах техобслуживания», говорят и независимые американские авиационные эксперты.
— Судя по тому, что я видел на видео, это был весьма необычный инцидент. Очень редко случается, чтобы крупный самолет упал под таким углом. Произошло что-то весьма необычное, вероятно, катастрофичная механическая неисправность, которая пока не определена, так как еще не проанализированы черные ящики и разговоры в кабине пилотов. Может быть, имели место недостатки в процедурах техобслуживания.
Видео
Кадры момента падения Boeing 737 в Казани
Видео: RT Russian на YouTube
— Первоначально сообщения о сильном ветре заставили меня заподозрить, что катастрофу вызвал сдвиг ветра или исключительно сильный встречный ветер. Но не одно из этих явлений не вызвало бы практически вертикальное падение самолета. По имеющимся сообщениям можно предположить, что пилот отменил две предыдущие попытки посадить самолет. Представляется, что пилоты знали о некоей механической неисправности, что может объяснить их сообщение о «непосадочной конфигурации». Отказ механики можно распознать только путем подробного и тщательного исследования всех вещественных доказательств и проведенного обслуживания.
Во вторник на пресс-конференции гендиректор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниятуллин заявил, что экипаж разбившегося самолета впервые в реальном полете выполнял уход на второй круг.
Несмотря на то что оба пилота проработали в авиации более двух десятков лет, первый пилот Рустем Салихов стал летчиком только три года назад, а до этого был штурманом. Его напарник Виктор Гуцул работал бортинженером и только в 2011 году получил право управлять самолетом.
Гиниятуллин заявил, что командир самолета имел 2,5 тыс. часов, второй пилот — 1,9 тыс. часов.
Также гендиректор подтвердил, что у разбившегося самолета действительно в прошлом году происходила разгерметизация.
Кроме того, Аксан Гиниятуллин признался, что авиакомпания в воскресенье заменила лайнер. Изначально на рейсе Казань — Москва — Казань должен был лететь менее вместительный самолет Bombardier (40 пассажиров). Но из-за высокой загрузки Bombardier полетел в Сочи, а на рейс в Москву поставили Boeing 737, который в итоге разбился.
Аксан Гиниятуллин сказал, что ни одна версия катастрофы пока не исключается — от метеоусловий и технеисправности до теракта. Напомним, ранее министр транспорта заявлял, что следствие рассматривает пять основных версий: ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета, некачественное топливо, некорректная работа наземных служб и погодные условия.
Предварительная официальная информация о причинах катастрофы станет известна только после расшифровки данных бортовых самописцев. Глава Минтранса России Максим Соколов заявил, что первая информация с черных ящиков может появиться не раньше вторника, а для того, чтобы установить истинную причину трагедии, потребуется длительное время.
Необходима дополнительная работа с ними, которую будет проводить МАК (Межгосударственный авиационный комитет), и первая информация будет известна не ранее, чем во вторник. А вообще для полного установления причин потребуется длительное время.
Министр также сообщил, что пока не стоит говорить о взрыве лайнера в воздухе. По словам Соколова, следователям пока не удалось установить высоту, с которой упал Boeing, поскольку на представленной видеозаписи запечатлены лишь последние секунды полета.
Также, по словам Соколова, эксперты продолжают работу с останками погибших. Тела пассажиров разбившегося самолета доставлены в морг для установления личностей. Опознание проведут силами местным специалистов, а срок экспертизы может затянуться на несколько недель.
Тела еще не опознаны, судя по фрагментам, которые были найдены, на это может уйти несколько недель. Работа с останками будет вестись специалистами местного центра министерства внутренних дел. В случае необходимости для более тонких экспертиз останки будут направлены в Москву.
Видео
Крушение самолета Boeing 737-500
Видео: MercatorInfogr на YouTube
Долги ещё ни о чём не говорят, это не значит, что обслуживание самолётов было некачественное.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе