Проект велополитена в Казани. Фото: Агентство архитектурных новостей
Казанские архитекторы разрабатывают проект велополитена. Так называют велодорожки, размещенные в тоннелях высоко над уровнем городских дорог. Благодаря велополитену казанцы смогут пользоваться велосипедами круглый год и не стоять в пробках.
В Казани может появиться велополитен — велодорожки в тоннелях, поднятых высоко над уровнем улицы. Эта идея появилась у казанских архитекторов из мастерской Артура Айтбагина. На днях они поделились первыми набросками проекта с казанским интернет-сообществом, где идея нашла как сторонников, так и противников.
Смысл велополитена заключается в создании крытых конструкций с велодорожками, размещенных над трамвайными путями и идущих вдоль них. В Казани основным маршрутом велополитена предлагается сделать окольцовывающую город протяженную, широкую и загруженную окружную дорогу (проспект Ямашева и др.), проходящую через густонаселенные районы. По всей ее длине две многополосные проезжие части разделены идущими посередине трамвайными путями. Вдоль набережных тоже возможно провести ветку велополитена, считают авторы проекта. Надземный велотоннель также мог бы связать между собой спортивные объекты, которые имеют достаточно места для размещения узловых станций. Велополитен рассматривается в комплексе с обычными велодорожками: вместе они образуют единую транспортную сеть. При использовании этой сети горожане смогут выбрать, передвигаться ли на собственных велосипедах или брать их напрокат от станции до станции. Причем подниматься в тоннель велополитена, как и спускаться с него, велосипедисты будут на специальных подъемниках.
Велополитен даст возможность ездить на велосипедах в любое время года.
Сама идея крытых велодорожек не нова: еще в прошлом веке предлагалось построить такую дорогу в Москве, хотя в столице это оправданно, вероятно, лишь в спальных районах. А в Европе велополитен не слишком актуален: там нет такой проблемы со снегом и морозами, как у нас, поэтому и зимой можно прекрасно ездить по обычным уличным велодорожкам, а в целом высокая культура дорожного движения, охватывающая всех его участников, обеспечивает велосипедистам безопасность и комфорт. При этом реалистично создание велополитена только в крупных городах, хотя немного городов-миллионников находится в богатых на снег и холода климатических зонах планеты.
В настоящее время проект находится на стадии идеи и обсуждения. Мэрии он будет предложен, если получит положительную оценку архитекторов и специалистов. Тогда будет подсчитана смета для одного небольшого экспериментального участка. Хотя, говорят авторы проекта, делать велополитен длиной один километр смысла нет. Его протяженность должна быть как минимум 10 километров.
Дорого будет сделать удобные пересадочные пункты. Мы же решили совместить велополитен с трамвайной линией, а это упрощает задачу — к этим линиям все равно нужно делать мачты, столбы, которые несут электроэнергию. И мы предлагаем, чтобы конструкция у трамваев и у велополитенов была одна: к этой конструкции крепится устройство, передающее энергию трамваям. Сама же дорога будет не очень дорогая, она не требует отопления и массового кондиционирования, она будет открытая. Основная нагрузка — на пересадочные пункты, чтобы велосипедисты могли спокойно спускаться на землю, не толпиться.
Также архитекторы допускают, что если велополитен не оправдает свою функцию как городской объект и не найдется много велосипедистов, желающих по нему ездить, то можно использовать его как тренировочную базу для спортсменов-велосипедистов.
В интернете этот проект активно обсуждается.
Начали городить огород, который станет в итоге золотым. А во сколько обойдётся подняться и спустить в этот велополитен, кто-нибудь посчитал? Сначала всё для автомобиля, сейчас предлагают — всё для велосипедиста. Главное — мотоциклистов и скутеристов на эти велодорожки не пускать!). Из крайности в крайность. Давайте ещё отдельно сделаем дорожки для инвалидов-колясочников (отдельно для электрических и механических, потому что электрические ближе по скорости к велосипедам и скутерам), потом для незрячих (им ведь тактильные поверхности нужны, которые многим мешают), про пешеходов тоже забывать не будем… А может проще сделать подогрев тротуаров (как в Финляндии) и велодорожек?
Вот вопрос, если такую конструкцию необходимо построить, чтобы зимой можно было передвигаться, то как зимой добраться до этой трубы?))))))) проще уже так поехать, раз приспичило. Мне больше идея с подогревом дорожек нравится. Тем более что у нас часто теплотрассы прокладывают вдоль трасс. На этом можно было сэкономить.
Вот здорово! Вот бы к нам в город такое. Не люблю общественный транспорт и вообще любое авто.
По мнению депутатов Казгордумы, многие из которых, кстати, сами любят ездить на работу на велосипеде, проект вполне реалистичен.
Мне как велосипедисту любая идея, связанная с поддержкой этого вида транспорта, симпатична. С другой стороны, я понимаю, что велосипед у нас не так популярен, как в Германии или Голландии, и что велополитен будет долго раскручиваться и искать своего потребителя. Но тем не менее я бы обязательно построил в порядке эксперимента эту трассу от Деревни Универсиады, где находятся студенческие общежития, до Казанского федерального университета. Там наблюдается наибольший поток молодежи. Думаю, что Казань как город инноваций могла бы этим отличиться и подать пример другим северным городам по использованию этой технологии.
Конечно, проект инновационный. Возникают вопросы его содержания, отопления, защиты от вандализма, много-много вопросов. Проект нужно подвергнуть экспертной оценке. Но техническая возможность есть. И, учитывая, сколько мы денег тратим на другие вещи, связанные со спортом, это реально. Думаю, что спортивный комплекс, который вмещает 600 человек, даже менее эффективен, чем велополитен, по которому регулярно будут передвигаться от места учебы и в университет 10 тыс. человек, сжигающие калории, улучшающие работу сердца. Это было бы более выгодно городу, чем строительство еще одной хоккейной коробки, где занимается небольшое количество людей.
Этот проект очень даже реалистичен, и его можно воплотить, используя существующие в городе опоры. Это очень хорошее решение. Я сам в основном передвигаюсь на велосипеде с работы и на работу, очень удобный вид транспорта, экологичный. Но зима мешает ездить, и если мы сделаем такие эстакады, то найдется решение для круглогодичного использования велосипеда. Кроме того, это может быть хороший вариант для людей с ограниченными возможностями, которые перемещаются на колясках с моторчиками. Им невозможно перемещаться по городу и на общественном транспорте, мешают высокие тротуары, сугробы и так далее. К тому же наш мэр Ильсур Метшин любит велосипед как вид транспорта, не просто потому, что ему нравится ездить. Его вдохновляют города Европы: чем более развит город, тем более развита возможность перемещения на велосипеде. Например, там 20% общественных дорог занимает велосипед. У нас в Казани пока доля очень низкая. Сейчас речь идет о том, чтобы довести ее до 5%. Поэтому, я надеюсь, со стороны мэра будет поддержка. Сейчас стоит задача сделать хороший проект, защитить его и заложить в бюджет.
А вот архитекторы, опрошенные SmartNews, настроены менее оптимистично. Признавая оригинальность проекта, они считают, что у города много других, более насущных проблем, а для велосипедистов надо просто выделить отдельную полосу на дороге, как это сделали в европейских городах.
Трудно представить воплощение этой идеи в нашей действительности. Основная причина — финансирование. И я думаю, что вряд ли найдут средства на этот проект, потому что за какие-то сумасшедшие деньги строить эти тоннели никто не станет. В нашей экономике этот проект фантастичен, когда есть много более насущных проблем, на которые требуются деньги. Если только возьмутся за него с целью отмыть деньги. Но сам проект, конечно, интересен, необычен, но невыполним в наших социальных условиях.
Я думаю, что если решат развивать у нас езду на велосипедах, то пойдут по более простому пути — выделят полосы на дорогах. Проект для Казани выглядит утопично. У нас много других проблем. В целом прикольная идея. Но даже если найдутся желающие ее реализовать, то возникнут трудности. Эти велодорожки будут охватывать небольшой маршрут, и вряд ли кто-то зимой будет специально ехать в эти тоннели, чтобы прокатиться на велосипеде. Я не вижу смысла. И с точки зрения безопасности есть сомнения: расстояние между трамвайными рельсами небольшое. Поэтому лучше ничего нового не придумывать, а просто выделить полосы для велосипедистов.
Справка SmartNews
По неофициальным данным, которые называют велоактивисты Казани, около 5 тыс. казанцев постоянно используют именно этот вид транспорта для передвижений как в городе, так и вне его пределов. Причем этот вид транспорта стал популярен в городе последние годы: в веломарафоне-2013 приняли участие более 500 человек, для сравнения, в 2010 году участие в мероприятии приняли 70 человек, в 2011-м — более 140 человек, в 2012-м — около 350 человек.
Казанским велосипедистам живется непросто. Велодорожек в городе попросту нет, хотя каждый год власти обещают их сделать. Кроме того, есть много непонятного в правилах дорожного движения относительно велосипедистов. Согласно им велосипедист должен двигаться как можно ближе к крайнему правому ряду. Там же говорится, что на выделенной для автобусов полосе не должно быть никого, кроме автобусов. Однако дорог, свободных от автобусных полос, в Казани практически нет. Представитель ГИБДД в прямом радиоэфире предложил велосипедистам ездить по тротуарам, но это уже небезопасно для пешеходов. Есть проблема и с велопарковками: небольшое количество их рассчитано максимум на 10 велосипедов. Как признаются сами велосипедисты, они ездят по дорогам Казани на свой страх и риск.
Однако за несколько последних лет появились и положительные моменты в жизни казанских велосипедистов. Перед Универсиадой открылись пункты велопроката в центре города. Да и власти Казани нередко подают пример: например, Ильсур Метшин вместе с главой казанского исполкома неоднократно совершал велопрогулки по городу.
Видео
Казань пересядет на велосипеды
Видео: Prosveshenietv/YouTube
Очень интересный проект… я сам являюсь заядлым велосипедистом и прекрасно понимаю все трудности и проблемы сопряженные с поездками на велосипеде по городским магистралям. Такой велополитен позволит не только разгрузить городские улицы, но и поспособствует популяризации велоспорта в городе.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе