В Татарстане наладят производство асфальта, который не трескается и не требует ежегодного ямочного ремонта. В асфальтобетонную смесь будут добавлять специальные компоненты, произведенные на основе сырья местных предприятий нефтехимии. Эксперты считают, что спрос на такие добавки будет не только в Татарстане, но и по всей России.
На нефтехимических предприятиях Татарстана планируют начать производство специальных добавок, которые сделают асфальт более долговечным. Эту технологию президенту Татарстана Рустаму Минниханову презентовал на днях генеральный директор итальянской группы компаний «Массенза» Диего Массенза. Стороны обсудили перспективы производства в республике полимерно-битумных вяжущих добавок в асфальтобетонную смесь.
По словам Диего Массензы, применение этих добавок позволяет значительно сократить расходы на текущий ремонт дорог, поскольку на них не образуются колеи и трещины, а также увеличить срок службы асфальта в два раза. Президент РТ предложил производить новую добавку на базе одного из предприятий ГК «ТАИФ».
Современная жизнь требует новых качественных дорог. В связи с увеличением количества автомобилей и изменениями природно-климатических условий требуется пересмотреть наши стандарты, пересмотреть наши материалы. Многие дорожные материалы явно не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Мы имеем много различных производств, в том числе на «Таиф-НК», и нам надо выбрать правильное современное направление и выйти на то качество битума, которое будет соответствовать нашей природно-климатической зоне.
Справка SmartNews
Полимерно-битумные вяжущие добавки (ПБВ) применяются в дорожном строительстве. Общее увеличение стоимости строительства дорог при использовании ПБВ составляет 1–2%, однако получаемый экономический эффект многократно превышает эти цифры. На сегодня бутадиен-стирольные термоэластопласты — это наиболее популярный продукт, используемый для полимерной модификации дорожных битумов в странах Европы, США, Канаде, Китае. Так, в Канаде, близкой к РФ по климатическим условиям, за 20 лет общие расходы на строительство и эксплуатацию участков, построенных с использованием ПБВ, оказались на 30% ниже, чем на участках, построенных с применением традиционных дорожных битумов (при этом наибольший эффект достигался на наиболее нагруженных участках). Кроме того, использование ПБВ позволило за 20 лет увеличить долю дорог, находящихся в хорошем состоянии, с 43 до 75% без относительного увеличения бюджета.
Как рассказали SmartNews в казанском представительстве Massenza, итальянский производитель готов завезти специальное оборудование на предприятия республики уже с начала нового дорожно-строительного сезона этого года. Министерство транспорта РТ дало добро, президент Татарстана поручил провести опыт внедрения этой технологии в рамках нескольких дорожно-строительных организаций.
Речь на совещании шла о том, как улучшить качество битума, производимого в республике, при помощи нашего оборудования. Я бы не сказал, что это какое-то ноу-хау в масштабах России, поскольку на ее территории уже около 22 производств внедряют эту технологию. Но в рамках республики это новшество. До сих пор в Татарстане эта технология не была внедрена. Поэтому и собралось совещание — чтобы решить эту проблему.
Ученые пояснили SmartNews, что добавка известна в мире уже с середины прошлого века. Однако она долго не имела массового распространения — в основном из-за того, что удорожает строительство. И если даже ее использовали при прокладке дорог в республике, то приходилось завозить из-за рубежа или покупать у небольшого количества российских производителей. Новость же заключается в том, что теперь добавку планируется самостоятельно производить в республике и даже поставлять в другие регионы. Благо, по мнению татарстанских специалистов, республика обладает достаточной ресурсной базой — в Татарстане добывают природные битумы, а необходимые полимеры можно производить на предприятиях нефтехимии.
Хорошая вещь. Она значительно улучшает качество асфальтобетонного покрытия, увеличивает срок службы дороги при прочих равных условиях. В Татарстане уже есть положительный опыт ее использования. Есть дорожно-транспортные компании, которые такую добавку покупают. Но, как мне известно, это приводит к удорожанию строительства. То есть это не техническая новость, а экономическая — Татарстан наконец решил внедрить ее в производство. С технической точки зрения этот вопрос решен — добавки можно делать самим или покупать импортные. Разве что с помощью итальянского оборудования качество добавок будет выше, результат — лучше.
Эта добавка была рекомендована советским заводам в 1963 году институтом по дорожным делам. И во всем мире она уже давно применяется — например, для производства кровельных материалов типа рубероида. Позволяет увеличить износостойкость зимой и уменьшить волнообразование летом. В России ее выпускает Воронежский завод синтетического каучука по цене 108 рублей за килограмм. Но исследования не прекращаются. У нас в Казани мы получили хорошие результаты по новым видам добавок, которые уже используются некоторыми компаниями. А Massenza — это старая известная фирма, которая производит коллоидные мельницы. Дело в том, что эти добавки не растворяются так просто в битуме. Для того чтобы растворились, нужно интенсивно измельчать и вмешивать добавки в битум на мельницах типа Massenza. Эти мельницы могут перемешать в битуме всё что угодно. У нас в России, в Новосибирске, тоже есть фирма, которая производит коллоидные мельницы, но другого типа.
Фото: massenza.com
Аналитики положительно оценили новость. По их мнению, спрос на добавки будет не только в Татарстане, но и по всей России. При этом, говорят они, неважно, какого поставщика оборудования выберет Татарстан — Massenza или другую компанию.
Известно, что природные битумы, которые добываются на территории России, не удовлетворяют современным требованиям в плане производства асфальтобетонных смесей. Кроме того, в России действительно сложные природные условия, для которых необходимо производить асфальт, способный работать в широком диапазоне температур — от минус 40 до плюс 40 градусов. Причем на солнце дорожное полотно нагревается еще сильнее, в некоторых случаях до 80 градусов. При таком разбросе условий внешней среды природные материалы просто не справляются. Полимерно-битумные вяжущие добавки позволяют улучшить качество асфальтобетонной смеси, улучшить ее рабочие свойства. Она не будет трескаться при низких температурах и, наоборот, не будет размягчаться при высоких. Это очень хороший проект, база для него в виде развитой нефтехимической промышленности РТ уже существует, а спрос на добавки будет не только в Татарстане, но и по всей России. Сейчас есть определенный спрос на качественные материалы (в том числе при строительстве платных участков дорог), когда строители не гонятся за дешевизной.
При этом аналитики видят и определенную сложность внедрения этих добавок. Они отмечают, что в России сложилась такая ситуация, что организациям, занимающимся строительством дорог, выгодно ремонтировать дороги каждый год, так что длительный срок эксплуатации дорожного покрытия лишает их работы и заработка.
— Если у республики есть необходимые финансовые и материальные (сырье) ресурсы, необходимые производственные мощности, то это облегчает реализацию данного проекта. То есть со стороны производителя большинство вопросов решено, и можно говорить, что в этой части планы республики вполне реализуемы. Остается понять, насколько такие добавки востребованы со стороны потребителей и нужны ли им они. А вот здесь как раз и возникает основная сложность. Сама система эксплуатации и ремонта дорог в нашей стране устроена таким образом, что организациям, занимающимся этим, выгодно ремонтировать дороги каждый год. Так что длительный срок эксплуатации дорожного покрытия лишает их работы и заработка. Кроме того, у нас довольно часто нарушают технологию производства дорожных работ, и даже в тех случаях, когда применяются усовершенствованные асфальтные и асфальтобетонные дорожные смеси, эти добавки не всегда помогают увеличить срок службы этих смесей. Есть и вопрос цены этих добавок, ведь они увеличивают расходы дорожников, а средств на ремонт выделяется не так много. Не стоит забывать и о том, что у нас недостаточно дорог в стране, потому нагрузка на существующие дороги так велика, что даже усовершенствованные асфальтные дорожные смеси не выдерживают столь интенсивной эксплуатации и их приходится заменять и ремонтировать, не дожидаясь окончания расчетного срока службы. Так что успех этого проекта зависит не только от возможностей республики, которые велики, но и от того, насколько данный продукт будет востребован у организаций, эксплуатирующих дороги в нашей стране.
При этом, отмечают аналитики, вряд ли производство таких добавок сразу будет крупным. Вероятнее всего, в первое время оно составит несколько тысяч тонн в год. А учитывая, что необходимые производства уже есть в республике, средств на проект потребуется не так много, скорее всего, что порядок цифр — это миллионы рублей.
Видео
Асфальт
Видео: КАК ЭТО ДЕЛАЮТ???/YouTube
1 комментарий к материалу.