Природное топливо. В Татарстане откроют производство сжиженного газа

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

В Татарстане построят завод по производству сжиженного природного газа. Курирует проект ОАО «Газпром». Ежегодно предприятие мощностью 56 тыс. тонн будет выпускать топливо для 1000 машин. В планах властей республики — в ближайшие годы перевести на природный газ общественный транспорт, технику предприятий в сфере ЖКХ и сельского хозяйства.

ОАО «Газпром» построит в Татарстане завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Он разместится в Тюлячинском районе республики (60–70 километров от Казани). Проект был презентован руководству республики в ходе заседания совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг».

Начальник управления транспорта департамента инвестиций и строительства «Газпрома» Виктор Рахманько сообщил, что мощность нового завода составит 7 тонн в час, или 56 тыс. тонн в год. Этого объема газа хватит на обеспечение порядка тысячи машин ежегодно. На проектирование и строительство завода уйдет примерно 1,5 года, то есть он будет запущен в середине 2015 года. 

Татарстанское предприятие станет вторым пилотным проектом «Газпрома» в России по строительству малотоннажных заводов по производству СПГ. Первый был запущен в Астраханской области, где его реализует агропромышленный комплекс «Семирамида». Эта же компания возьмется за работу над татарстанским проектом, в который планирует инвестировать около 3 млрд рублей. Большую часть из них составят заемные средства. Проект должен окупиться через 7–8 лет.

Справка SmartNews

Сжиженный природный газ (СПГ) — природный газ, искусственно сжиженный путем охлаждения до минус 160 °C для облегчения хранения и транспортировки. На 75–99% состоит из метана. В жидком состоянии негорюч, нетоксичен, неагрессивен. СПГ рассматривается как приоритетная технология импорта природного газа целым рядом стран, включая Францию, Бельгию, Испанию, Южную Корею и США. Самый крупный потребитель СПГ — это Япония, где практически 100% потребностей газа покрывается импортом СПГ. Это самое экологичное моторное топливо из всех используемых в настоящее время. Автотранспорт, работающий на природном газе, выбрасывает в атмосферу в среднем в пять раз меньше вредных веществ, чем автотранспорт, работающий на бензине (например, выбросы CO2 снижаются на 25%, а выбросы угарного газа — на 80%). В крупных городах, где доля транспортных средств среди всех источников загрязнения атмосферы может достигать 90%, переход на газомоторное топливо поможет снизить нагрузку на окружающую среду и, как следствие, на здоровье людей. Планируется, что в России соотношение транспорта, работающего на СПГ, относительно транспорта, работающего на традиционных видах топлива, к 2020 году будет следующим: общественный транспорт и коммунальная техника — 50%; грузовой транспорт для внутригородских перевозок и легкий коммерческий транспорт — 30%; личный транспорт — 10%; сельскохозяйственная техника — 20%.

СПГ заменит в республике нефтяной попутный газ и другой вид газомоторного топлива — компримированный (сжатый) природный газ. Он эффективнее. Например, на одном и том же объеме топлива тягач на СПГ проходит расстояние в пять раз больше, чем на компримированном. К тому же сжатый газ — опасное топливо. Метан не горит и дешевле. Кроме того, по сравнению с дизельным топливом СПГ в два раза выгоднее по стоимости.

Президент Татарстана поддержал проект. По его словам, основными потребителями сжиженного газа могут стать сельскохозяйственные предприятия, КамАЗ, а также владельцы крупных автопарков, «Татнефть».

Весь мир сейчас работает на сжиженном газе. Если мы говорим о СПГ, значит сейчас на КамАЗе мы должны перенастраивать и комплектовать технику на сжиженный природный газ и заправочные станции должны уже быть рассчитаны на СПГ. Здесь наша стратегия должна состыковаться со стратегией «Газпрома». Так, с газом проблем нет, на экспорт будем продавать в соседние области. Возможно, это первый завод будет здесь, потом в других местах поставим. Минпромторг, Минтранс, Минсельхоз, давайте нашу программу привяжем к строительству СПГ в Тюлячах.

Рустам Минниханов, президент Татарстана, выдержки из выступления на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»

Представителю «Газпрома» президент Татарстана пообещал всемерную поддержку не только в строительстве завода, но и в распространении этого вида газомоторного топлива, которое в два раза дешевле дизельного.

Я вам обещаю, что все необходимые разрешения, согласования мы в самое короткое время обеспечим.

Рустам Минниханов, президент Татарстана, выдержки из выступления на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

В пресс-службе КамАЗа корреспонденту SmartNews рассказали, что предприятие уже выпустило первый автомобиль, работающий на сжиженном газе. В этом году он пройдет испытания. КамАЗ планирует и в дальнейшем выпускать подобные автомобили, однако в каком количестве — пока неясно, поскольку инфраструктура «Газпрома» в Татарстане не развита: нет достаточного количества газовых заправок (их всего девять), сервисных служб. «Газпром» обещает республике вплотную заняться развитием инфраструктуры: согласно заявлениям компании, к 2023 году в Татарстане должно появиться 60 новых газонаполнительных станций и 150 дочерних заправок.

Справка SmartNews

В Татарстане в марте прошлого года принята программа «Развитие рынка газомоторного топлива в РТ на 2013–2023 годы». В ней прописано, что на газ должны постепенно перевести общественный транспорт республики, а также транспорт в сфере сельского хозяйства, ЖКХ и автомобили скорой помощи. При этом федеральный и республиканский бюджеты обязуются выделить транспортным компаниям субсидии в размере до 69% от стоимости экологичного транспорта.

Мы всегда говорили о том, что перевод автомобилей грузовых на газомоторное топливо — это очень перспективное направление, которое решает сразу несколько задач. Первое — повышает возможности использования газа, которого в нашей стране много. Второе — снижает стоимость топлива. И третье — кардинально решает вопросы улучшения экологии. До последнего времени мы сталкивались с проблемами слабого развития инфраструктуры газозаправочных станций — сегодня это самая главная проблема, которая тормозит развитие этого направления. В прошлом году было подписано соглашение между «Газпромом», КамАЗом и государством. «Газпром» взялся за развитие газомоторных станций, КамАЗ взялся за развитие продукта — техника плюс техобслуживание. Ну а государство взялось за стимулирование перехода на более экологичный вид топлива. В рамках проекта КамАЗа по развитию газомоторных автомобилей есть два направления. Первое — работа на сжатом газе, и в 2014 году мы произведем уже свыше 1000 автомобилей, автобусов на этом топливе. Второе направление — создание автомобилей, которые могут использовать сжиженный газ. Сжиженный газ эффективнее сжатого, потому что занимает меньше места, однако требует больше технического подхода к использованию, потому что там требуются уже криогенные баки. Нами уже разработан автомобиль, работающий на сжиженном газе. Сейчас он проходит испытания. По итогам испытаний мы будем уже производить такую технику. Поэтому строительства нового завода — как раз выполнение обязательств, которые были прописаны в тройственном соглашении.

Олег Афанасьев подчеркнул, что экономия топлива на автомобиле, работающем на сжиженном газе, может доходить до 50% в год. В Набережных Челнах перевозчики, которые приобрели автомобили на газомоторном топливе, хотя и работают пока на сжатом газе, в месяц экономят от 15 до 30 тыс. рублей, а в год — 1,5–2 млн рублей. Это почти стоимость нового автомобиля.

Сами же перевозчики положительно отнеслись к созданию завода и планам правительства перевести общественный транспорт на сжиженный газ. Основным плюсом для них является стоимость газомоторного топлива — сегодня она составляет примерно 9 рублей, тогда как литр дизельного топлива обходится в 31 рубль.

Это очень хорошо. У меня сейчас 33 автобуса на газомоторном топливе. Мы работаем на сжатом газе, и в городе есть всего одна заправка, мы туда-сюда ездим, много пустого пробега получается. Заправку со сжиженным газом мы сможем установить у себя на территории предприятия — этот газ такое позволяет сделать, можно будет покупать его в специальных емкостях.
Я считаю, если цена у газа сохранится, то это будет нам выгодно. Идеальный вариант. Надеемся, что цена не изменится, когда в республике разовьется инфраструктура. Думаю, и другие перевозчики меня поддержат. Даже если у них нет специальных машин и им придется их закупать, выгода все равно остается: машины быстро окупятся за счет большой экономии на топливе.

Прислала
Наталья Гребнева

Никаких проблем это у нас вызвать не должно. Лишь бы финансы были. Эта программа по переходу на голубое топливо реализуется по всей России. Планируем поставить на свои автобусы газовое оборудование, но мы хотим поставить не чисто газовое, а смешанное, которое может работать и на дизтопливе, и на газе. Потихоньку перейдем на газ, самое главное — чтобы двигатели выдерживали. Конечно, придется в будущем брать и специальные автобусы с оборудованием. Ясное дело, они дороже будут изначально, пока серийный выпуск не наладится, потом подешевеют.
Мы положительно к этому относимся. Мы ждали долго, что дизтопливо подешевеет. Но этого не произошло. Газ намного дешевле. Лишь бы в дальнейшем его стоимость не выросла.

Природный газ — это будущее в развитии транспорта. А сжиженный газ, в свою очередь, — это более продвинутая технология, чем сжатый газ. Он более безопасен, там нет такого высокого давления, как в сжатом. Мы все ждем, что в быстром темпе будут строиться заправки, завод. Это всем только на пользу. К тому же он стоит в разы дешевле дизельного топлива, а значит, и общественный транспорт, и агропромышленная техника будут обеспечены топливом. Всем будет проще. Тем более вскоре будет запрещено топливо класса «Евро-1» и «Евро-2» (экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах). Останется только топливо класса «Евро-4» и «Евро-5», а им соответствуют как раз сжатый и сжиженный газ.

По мнению аналитиков, у будущего завода по производству сжиженного газа, как и в целом у газомоторного топлива, в Татарстане хорошие перспективы. Главное — создать развитую инфраструктуру. В перспективе сжиженный газ из Татарстана может поставляться и в другие регионы.

— Если пилотный проект пойдет, то перспективы очень хорошие. Можно увеличить число заправок, что сделает СПГ доступным не только для крупных автохозяйств, но и для более мелких компаний и частных пользователей. Многое может решить и цена на топливо. При его дальнейшем росте выгода от использования СПГ будет выше, особенно если цена на СПГ не будет жестко привязана к цене на бензин. В перспективе СПГ может поставляться и в другие регионы, поскольку проект по переводу государственного и муниципального транспорта на газ был озвучен на уровне правительства России и существуют серьезные предпосылки в его пользу. Это выгодно и «Газпрому», и бюджету.

— Применение СПГ как топлива в Татарстане перспективно, так как позволяет увеличить моторесурс двигателя. В отличие от СУГ, оборудование СПГ обладает меньшим весом и габаритами. Кроме этого, за счет использования СПГ увеличивается пробег без дозаправки, в особенности для автомобилей с мощностью более 260 лошадиных сил. Поэтому применение СПГ как топлива в РТ обладает потенциалом, поддержка на местном и федеральном уровне дает возможность для переоборудования на СПГ техники КамАЗа, дальнейшего перевода общественного транспорта на СПГ, а также, возможно, сельхозтехники.

Видео

Завод по производству сжиженного природного газа

Видео: inna makarova/YouTube

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работали

Татьяна Леонова, Наталья Гребнева

1 комментарий к материалу.

Рафаєль В. Макаров 29 января 2014, 13:30

Сжиженный газ выгодней обычного так, как его легче транспортировать, хранить и заправлять автомобиле. Значит затраты будут меньше на порядок.

Добавить комментарий

Новое на сайте