Ко всем крупным селам Татарстана за четыре года проложат асфальтовые дороги. Сегодня более 700 сел не имеют даже дороги из щебня и во время непогоды оказываются отрезанными от мира. Именно это — основная причина вымирания деревень, считают сельские жители, фермеры и перевозчики республики.
Татарстан планирует в следующем году провести дороги во все села, где проживает более 125 человек, а к 2018 году — во все села, где живет не меньше 100 человек. Таким образом, за четыре ближайших года твердое дорожное покрытие будет у 87% татарстанских сел и деревень. Такое амбициозное заявление сделал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин на совещании «Строительство сельских дорог на опыте Татарстана», в котором приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов и руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт.
Министр заметил, что пока в Татарстане 748 поселений не имеют даже щебеночного покрытия, это порядка 24% от общего числа сел в республике. Такая ситуация создает множество проблем.
Сегодня треть поселков республики периодически остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. Причины — отсутствие автомобильных дорог с твердым покрытием. Затраты на транспортные перевозки к таким селам в 2 раза выше, чем по дорогам с гравийными, щебеночными, булыжными покрытиями, и в 3–4 раза выше, чем по дорогам с асфальтобетонным покрытием.
справка smartnews
Сейчас в республике дороги с твердым покрытием имеют 2225 из 3073 сельских населенных пунктов, остаются не соединенными с дорогами с твердым покрытием 748 (24%) населенных пунктов. В последние годы Татарстан стал активнее заниматься решением этой проблемы. Если до 2010 года ежегодно обеспечивалось транспортным сообщением в среднем 24 населенных пункта, то в 2011–2012 годах соединены 176 населенных пунктов.
В 2014 году в Татарстане планируется соединить дорогами с твердым покрытием (общей протяженностью 144,4 километра) 68 населенных пунктов. Дорогами с гравийным или щебеночным покрытием — еще 28 сел. А до 2018 года республика намерена отремонтировать 1,6 тыс. километров дорог к селам и довести долю сел, соединенных твердым покрытием, до 87%.
Однако вопрос упирается в финансирование. С 2011 года РТ тратит на сельские дороги по 5–6 млрд рублей ежегодно, из которых 700–800 млн рублей выделяет федеральный центр. На то, чтобы проложить дороги ко всем селам к 2018 году, Татарстану нужно более 20 млрд рублей.
Фото: mindortrans.tatarstan.ru
В среднем мы строим дороги к 60–62 селам в год. В этом году их будет чуть больше — 68, но мы ставим задачу выйти на 100 и более поселков в год. Правда, для этого нам пока не хватает средств. Но мы надеемся найти инновационные решения, как за те же деньги нам построить больше дорог.
Для удешевления строительства планируют прокладывать большинство дорог с облегченным и переходным типом покрытия (в основном щебеночно-песчаная смесь). Это касается дорог с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки. Кроме того, чтобы сократить транспортные и сырьевые расходы, дорожники будут максимально использовать местные материалы. Есть уже и предварительные расчеты. Стоимость строительства одного километра покрытия из щебеночно-песчаной смеси составляет 4,1 млн рублей, из шлакового щебня — 3,5 млн рублей, из щебня — 5,5 млн рублей и однослойного асфальтобетонного покрытия — 9,5 млн рублей.
Министр транспорта РФ похвалил Татарстан за экономию, заметив, что в большинстве регионов стоимость дорожного покрытия переваливает за 20 млн рублей за километр.
Я хочу обратить внимание, что нигде в России за 9,5 млн дорог нет. Иногда стоимость строительства сельских дорог в субъектах переваливает за 20 и подходит к 30 млн рублей.
Чтобы претендовать на строительство дороги за счет федеральных средств, нужно соблюсти несколько условий. Во-первых, протяженность будущей дороги не может превышать 5 километров, во-вторых, в селе должно проживать не меньше 125 человек. Татарстан предложил изменить критерии и включить в программу и те села, где проживает 100 человек и более. Это связано с тем, что дороги во все населенные пункты с 125 жителями республика планирует проложить уже в будущем году.
Фото: mindortrans.tatarstan.ru
Мы предлагаем изменения в правила распределения субсидий. Думаем, что нужно численность населения свыше 125 человек понизить до 100. Дело в том, что мы все населенные пункты, где проживает свыше 125 человек, планируем соединить уже в следующем году.
Сельские жители республики считают, что отсутствие дорог — это основная причина вымирания деревни. В таких селах не могут появиться фермерские хозяйства, и все чаще местные жители отказываются от домашней скотины, потому что из-за размытой во время дождя дороги не получается вовремя продавать молоко, овощи, мясо.
— Дороги нужны сельским жителям, прежде всего чтобы вывозить на продажу выращенный хлеб, картофель и другую продукцию в райцентры и город. В селе без дорог не будет развиваться бизнес. Дождливая погода не позволит вовремя выехать, сроки поставки будут сорваны. Другой пример: у сельчан закупают молоко, приезжают контейнеровозы. Но если село отрезано от мира плохой дорогой, то сельчане не могут зарабатывать на молоке. И жители таких деревень перестают держать корову и больше к этому не возвращаются, ведь это большой труд, а они уже привыкают меньше работать, лучше кушать, легче жить. Поэтому дороги однозначно важны и для повышения производительности труда, и для восстановления экономики на селе. Дай бог, чтобы эти планы осуществились.
Однако многие фермеры не разделяют оптимизма своих коллег. Наблюдая жизнь в глубинке изнутри, они понимают, что проблема с селами не решится только благодаря строительству подъездной дороги к деревне. Нужны дороги и внутри деревни. Подъезд же к селу может сыграть злую шутку и только усугубить его экономическое положение: местные жители будут с легкостью уезжать из деревни на работу в райцентр, город и впоследствии останутся там навсегда.
— Власти хотят провести подъездные дороги до центра села, до здания сельского правления. Это позволит местным жителями быстро уезжать из села. Автобус подошел, сели и уехали. Люди получат возможность легко покидать село, то есть работать они будут,скорее всего, где-нибудь в другом месте — в городе, районном центре. Но это не решит проблему сельчан. Нужны дороги внутри самой деревни. Нужно создать инфраструктуру для достойной жизни внутри села, чтобы люди смогли там жить и работать. Ведь большинство из тех, кто сперва ездят в райцентр только на заработки, потом стараются устроиться там. Проблему надо решать комплексно.
Перевозчики, логисты видят технические трудности в достижении поставленных правительством задач. Во-первых, считают они, могут быть проблемы с качеством материала, из которого строят сельские дороги: по их данным, качество щебня и песка во многих местных карьерах, открытых за последние годы, не соответствует ГОСТу. Во-вторых, новые сельские дороги очень узкие — на одну полосу. В-третьих, во время закрытия федеральной трассы большегрузы ездят именно по сельским дорогам, разрушая их.
— Если будут деньги, реально построить за такой срок столько дорог. И рабочие места новые появятся: те же сельские жители, которые сегодня убегают в другие республики в поисках работы, будут строить эти дороги. Однако, так как я живу в сельской местности и по проселочным дорогам езжу часто, меня волнует несколько вопросов. Первый: из какого материала эти дороги будут строить и сколько эти дороги будут служить? Потому что сейчас повсюду открываются песчаные, щебеночные карьеры, но качество их материалов не соответствует ГОСТу. Для получения сертификатов они сдают самый хороший добытый щебень, но по факту добывается щебень очень плохого качества. Кроме того, дорожники часто используют вторичный материал: дорогу срезали в одном месте, а в другом ее уложили. Это не щебень и не асфальт, а какие-то отходы. Второй момент: сейчас сельские дороги делают с минимальной шириной полосы. Пусть так, но хотя бы сделайте карманы, чтобы не было аварий, когда две машины не могут разъехаться. Третий момент: в стране у нас периодически для большегрузов закрываются участки федеральных трасс и перевозчики во избежание столкновения с постами, чтобы не платить штрафы, ищут объездные пути — они ездят по сельским дорогам, которые не рассчитаны на такую нагрузку. Так разрушаются проселочные дороги.
Представители строительной индустрии более позитивно смотрят на возможности татарстанских дорожников. Они считают, что в республике есть хорошие материалы и специалисты. По их наблюдениям, в других регионах ситуация с сельскими дорогами намного хуже.
— Не дело, когда сельскому жителю, чтобы поехать в город, нужно надеть высокие резиновые сапоги. Насколько реалистичны планы? Инертные материалы в республике есть, строительные организации, дорожники, я считаю, у нас сильные, качество дорог за последнее время реально стало лучше. И вообще, если сравнить Татарстан с другими регионами, то у нас с селам еще нет беды. Достаточно в Кировскую область выехать — там кошмар что творится, множество сел вымирают! У нас более-менее нормальное состояние. Пусть будет даже не твердое покрытие, пусть сделают переходное, из щебня, песка, — это тоже неплохо. Я сам живу в городе, в Бугульме, недалеко от центра, но так получилось, что на нашей улице нет асфальта. У нас щебеночное покрытие, его укатали, утрамбовали. Я и на машине прекрасно езжу, и в туфлях хожу и не пачкаюсь.
Видео
В Татарстане растет число деревень с дорогами
Видео: Популярные Новости/YouTube
Печально, что в некоторых регионах нет дорог и они периодически становятся отрезанными от цивилизации. Надеемся, что в ближайшее время это исправят.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе