С недавнего времени туристы, приезжающие в Казань, невольно становятся адептами нового культа. Они водят хороводы вокруг памятного знака в Казанском кремле, на котором в граните высечен подписанный в 1995 году указ президента Минтимера Шаймиева. Они уверены, что исполняют старинный священный ритуал.
На гранитной стеле высечен подписанный в 1995 году бывшим президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым указ о строительстве мечети Кул Шариф. Местные гиды убеждают туристов, что стоит обойти ее семь раз против часовой стрелки (столько же, сколько принято обходить Каабу — священный камень мусульман — во время хаджа) и прикоснуться к ней, прочитав мусульманскую или православную молитву, как тут же начнут исполняться заветные желания. Понятно, что от желающих провести несложный ритуал отбоя нет. Затем туристов ведут к расположенной рядом башне Сююмбике, к стене которой надо приложиться лбом и в молитве обратиться с просьбами к Всевышнему. Такую туристическую фишку казанские гиды усиленно культивируют не на пустом месте. Псевдорелигиозный ритуал первоначально стихийно сложился среди приезжавших в Казань из отдаленных деревень республики «паломников», которые превратили башню Сююмбике в своего рода татарскую Стену Плача, а стелу с указом Шаймиева — в местную Каабу.
Справка SmartNews
Башня Сююмбике — многоярусная дозорная башня, с которой можно было обозревать всю округу. Она была сооружена в северной части Казанского кремля в конце XVII — начале XVIII века. Построенная неизвестным архитектором, башня выполнена в стиле петровского барокко с учетом традиций московской оборонительной архитектуры той поры. Использование в оформлении элементов татарского декора дало повод к появлению в народе красивых легенд, связывающих башню с последней татарской царицей Сююмбике (середина XVI века). Постепенно в народной памяти истинная история дозорной башни была вытеснена мифом. В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата был подписан декрет о передаче башни Сююмбике мусульманам как памятника национальной истории и культуры. Со временем под собственной тяжестью 58-метровая башня отклонилась от своей оси на 2 м и теперь, как и Пизанская, входит в список самых высоких в мире падающих башен.
— Никакого религиозного значения данные камень и башня не имеют. Но, к сожалению, такие формы языческого поклонения всегда были популярны среди людей. Человек должен понимать, что это лишь некие пережитки. Нужно воспитывать грамотное отношение людей к религии, к конфессиональным представлениям. Пока же в религиозных представлениях у среднестатистического современного человека многое намешано, он часто не видит различия между разными конфессиями, смешивает их с языческими и мистическими представлениями о мире и человеке в этом мире, придает тому или иному предмету мистическое значение, верит в талисманы. Это плохо, это вводит человека в духовное заблуждение. И это нельзя оправдать коммерческими интересами гидов, ведь человек в этом случае надеется получить какое-то облегчение в жизни, решить свои проблемы, но никакой помощи не получает.
Известный казанский исламовед, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов, который первым обратил внимание на нарождающуюся традицию, считает, что новый культ сознательно поддерживается местными властями.
У действующего президента РТ Минниханова культ личности еще не сложился, да он и не сильно стремится к нему, а вот Шаймиев серьезно поддерживает создание мифа вокруг себя. Когда несколько раз обходят гранитную стелу с указом Шаймиева и подходят к башне Сююмбике, то обращают лица в сторону президентского дворца, который отреставрировал Шаймиев и в котором он сейчас физически располагается. Поэтому складывается ощущение, что народ больше почитает прежнего мудрого правителя, а не нынешнего менеджера-экономиста. Есть безобидные формы вроде бросания в фонтан монет, в нынешнем же случае имеется политическая подноготная — сакрализуется руководство республики.
Раис Сулейманов напомнил, что недавно в Академии наук Татарстана Минтимеру Шаймиеву составили родословную, согласно которой первый президент, а ныне госсоветник главы республики является прямым потомком Чингисхана.
Леонид Ильич, царствие ему небесное, под старость лет навесил на себя х*еву тучу наград, под тяжестью которых и сломался. Переживаю, как бы наш госсоветник не завалился под тяжестью такой богатой исторической родословной.
По словам казанского экскурсовода Ильнура Низамиева, в Казанском кремле распространены и другие формы религиозного поклонения. В частности, он сам был очевидцем того, как «вокруг памятника зодчим Казанского кремля люди ходят хороводами». Далеко не все местные гиды в восторге от новых туристических фишек.
Мы негативно относимся к этой практике. Гиды, которые себе позволяют такое, переступают черту дозволенного. Потому что на самом деле и монеты, которые кидаются в мавзолее казанских ханов, — своего рода осквернение. А обходить камень — это язычество, это противоречит традициям ислама. Но это сложно контролировать, потому что каждый гид — творец своей экскурсии. Кремль не может уследить за каждой экскурсией, группой. Мы очень напрягаемся, когда туристы нам говорят: «Правда, что к этому камню можно приложиться и загадать желание?» Мы, как правило, отшучиваемся, стараемся быть отстраненными и трезвыми, не идти на поводу у туристов.
Видео
— Считаю, что эту тему надо забанить, чтобы как можно меньше людей имели возможность так поступать. Ведь люди просто не понимают, что такое Стена Плача — это самая близкая точка к месту первого жертвоприношения. У нас же в башне Сююмбике никого не приносили в жертву. И какая это еще «туристическая фишка»? Давайте объявим тогда в Казани пять точек Стены Плача, давайте до абсурда доведем эту ситуацию. Красиво будет смотреться, когда люди строем подходят к стене напротив цирка и делают дырочки, засовывают в них записочки? И во что мы тогда наш объект культурного наследия превратим? Я считаю, это полный маразм.
Похоже на то, что конец света действительно близок. Мир сходит с ума. Мало нам было религиозных сект, так теперь стали появляться ещё и лжесвятыни. До некоторых пор это были, как правило, родники, причём некоторые из них специалисты признали чуть ли не ядовитыми из-за подсоса канализационных вод. Но всё равно находились уроды, называвшие их источниками святой воды, дарующими исцеление. Сам видел такой в Кисловодске.
Пока есть спрос — будет предложение. Когда вся внутренняя политика сводится к пиару, то эксперты по исламу без работы не останутся. Они и «Стену плача» в Казанском кремле выдумают, и сирийско-татарские отряды в лесах Поволжья обнаружат.
А в метро «Площадь Революции» в Москве, напротив третьего вагона из центра, статуя рабочей и пограничника с собакой. Так еще в мое студенчество традиция была потереть бедро девушки и нос собаки. Был недавно — блестит. Давайте тоже добавим, традиция же еще с прошлого века.
Чего только не сделаешь, чтобы привлечь и развлечь туристов и заработать денежку. Мне кажется, никакого религиозного или культового подтекста в этом нет, чистой воды коммерция.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе