В Казани творчески переосмыслили опыт советских добровольных народных дружин, американских шерифов и европейских комиссаров общественной безопасности. В городе решили создать собственный институт выборных блюстителей порядка.
Уже в 2013 году в каждом из пяти районов Казани должны появиться свои народные комиссары общественной безопасности. Новые стражи порядка займутся наведением порядка в жилом секторе: будут патрулировать вверенную им территорию, бороться с несанкционированными парковками и свалками. Обязанностями комиссара станут также создание добровольных дружин, общение с гражданами, переписка с государственными инстанциями.
Для жителей муниципального района комиссар должен выполнять функцию представителя администрации. В то же время он будет защищать интересы населения перед всем блоком правоохранительных органов: не только полицией, но и наркоконтролем, иммиграционной службой, МЧС и санэпидемстанцией.
Предложение руководству МВД и казанским властям было сделано год назад. Они одобрили проект. Наркомы будут призваны сформировать безопасную среду для проживания жителей. Нарком очень похож на американского шерифа, только оружия у него не будет. В России подобного еще не было. Мы пилоты. Мы берем пример с других стран. Наш проект призван исправить тот перекос, который образовался в законодательстве, когда у муниципалитетов убрали функцию «профилактика правонарушений», что было глубочайшей ошибкой.
Справка SmartNews
Главные обязанности шерифа в США — предотвращение и расследование уголовных преступлений. Также они следят за порядком на дорогах и в общественных местах. Полномочия полиции ограничиваются городом, а шерифа — округом или графством. У шерифа самые широкие полномочия — он подчиняется только конституции и законам страны. Как правило, шериф избирается населением, но в некоторых штатах назначается губернатором. Шерифом может быть гражданин США, имеющий постоянное место жительства в данном округе и обладающий статусом избирателя. Благодаря шерифу общественность контролирует работу государственных органов внутренних дел. Срок полномочий шерифа — два, реже три или четыре года.
Комиссар общественной безопасности — это не чиновник! И он будет заниматься тем, что выходит за рамки правоохранительной деятельности. По сути, это общественный ходатай, пользующийся поддержкой администрации района, который будет в интересах жильцов взаимодействовать с санэпидстанцией, МЧС, полицией, другими органами власти и разбираться, кто должен заниматься их проблемами. Где-то киоск стоит — пивом торгует и электричество ворует, где-то пожарная безопасность нарушается, где-то мигранты без учета живут…
Как отмечает Ильдус Янышев, комиссар общественной безопасности в первую очередь должен обладать активной жизненной позицией. Желательно, чтобы у него были опыт работы в правоохранительных органах и юридическое образование. Также комиссаром может стать человек, который работал в госструктурах. Одно из обязательных условий — проживание на территории района. Работать придется в тесной связке с участковыми уполномоченными полиции.
Вообще подобный опыт у нас был во времена СССР, когда начальниками опорных пунктов правопорядка становились, к примеру, бывшие военные. Имея большой опыт работы с людьми, они после выхода на пенсию передавали наработки молодым сотрудникам милиции, уголовного розыска и сами организовывали работу по профилактике правонарушений. Создавали общественные советы, организовывали работу по профилактике правонарушений, координировали движение добровольных народных дружин.
Есть такая практика и сейчас, в пример Янышев привел страны Прибалтики и США. В последних создаются так называемые отряды самообороны — люди регистрируются у шерифа как общественные помощники и берут на себя часть функций полиции. Простой пример, когда народ помогает шерифу, — поиск пропавших детей, помощь в выявлении мест торговли наркотиками, обнаружение незаконных мигрантов (а это, как известно, бич США), факты жестокого обращения с животными, порчи имущества, свалки мусора и тому подобное.
— В целом мы поддерживаем начинание властей, но при условии, что это не будут дружинники из советского прошлого с неопределенными полномочиями и непонятными средствами защиты. Если «комиссары» будут работать в стиле community policing, то есть быть глазами и ушами полиции в районе проживания, мы можем подобное только одобрить. Их тесное взаимодействие с участковыми, сообщение о подозрительных людях, предметах, драках, пьянках, притонах станет неоценимой помощью для правоохранительных органов. Если «комиссары» будут патрулировать улицы без сопровождения полицейских и участвовать в задержаниях, применять физическую силу и спецсредства, вопрос будет стоять по-иному. Мы будем воспринимать их как сотрудников полиции, внимательно отслеживать их деятельность и реагировать в случае превышения должностных полномочий.
Справка SmartNews
Дружины в СССР имели статус общественных самодеятельных организаций, их задачами являлась борьба с преступностью, предупреждение и пресечение нарушений общественного порядка и проведение воспитательной работы с населением в содействии с государственными органами. В своей деятельности дружины получали помощь со стороны государства, комсомольских, партийных и профсоюзных организаций. Предшественником дружин являлись бригады содействия милиции (Бригадмил), действовавшие в 1932–1955 годы. Добровольцев неплохо поощряли: отгулы, премии и путевки. Дружины сегодня во многих регионах обрели вторую жизнь, например, Московская народная дружина.
Предполагается, что комиссары будут получать в месяц от 10 тыс. до 15 тыс. рублей. На реализацию проекта из бюджета Татарстана выделят около 20 млн рублей. Места работы комиссаров уже определили. Они будут служить в отделах охраны правопорядка и ТСЖ, а числиться — в штате районной администрации.
Начать эксперимент необходимо с Казани. Подберем 4-5 опорных пунктов в городе, отберем кандидатов, сделаем достойную зарплату…
Если эксперимент признают удачным, то число казанских комиссаров возрастет до 80 человек, а сама должность станет выборной. Один комиссар будет обслуживать микрорайон, в котором проживает 10–15 тыс. жителей. Как и положено в силовых структурах, руководство всеми комиссарами ляжет на начальника штаба, он же будет отчитываться о результатах проделанной работы в УВД по Казани и администрации города. В будущем комиссары могут появиться и в других городах и районных центрах Татарстана.
Видео
Комиссар, сотрудничающий с полицией. Хы-хы. Интересная картинка))) Любят у нас все старое по новому нарекать. Сказали бы просто — дружинник! И будут эти «комиссары» предприятия обзванивать с требованием списков «добровольцев». А «добровольцы», чертыхаясь и матерясь, после работы по дворам лазить. Было такое. Проходили уже.
Комиссары в чёрных кожанках с маузерами патрулируют улицы Казани в дни Универсиады. Круто! Всем надолго запомнится такое.
Считаю, что идея хорошая, но на сегодняшнем этапе ее сложно реализовать. Для начала нужно вдохнуть жизнь в действующие опорные пункты охраны общественного порядка. Поднять эффективность их работы до уровня, что был в советские времена. Сегодня мы не найдем патриотов, работающих просто за идею. Необходимо повысить зарплату заведующим ОПОП и их статус. В дальнейшем мы придем к созданию института комиссаров, а пока центрами охраны общественного порядка нужно сделать опорные пункты.
8 комментариев к материалу.