КамАЗ готовит революцию в машиностроении. В ближайшие годы с конвейера камского автогиганта должен сойти грузовик-беспилотник. По замыслу конструкторов, такой автомобиль пригодится и во время боевых действий. А на дорогах он решит проблему пробок и даже может заменить общественный транспорт.
ОАО «КамАЗ» вступило в борьбу с другими мировыми автопроизводителями за освоение новых технологий, призванных кардинально изменить мировой рынок грузоперевозок в ближайшие семь-десять лет. На днях директор по развитию камского автогиганта Ирек Гумеров обнародовал новую стратегическую программу развития компании — «Проект двадцатого года». Она предусматривает революционные изменения в выпускаемой продукции. Один из самых амбициозных пунктов в ней — разработка к 2020 году семейства городских грузовых электромобилей и тяжелых беспилотных грузовиков.
Одна из главных задач, стоящих сегодня перед лидером российского грузового автомобилестроения, — создание энергоэффективного автомобиля. Всерьез рассматривается вариант создания городского электромобиля. Сегодня развитие электромобилей сдерживает стоимость аккумуляторных систем, однако ожидается, что в течение ближайших лет вопросы рентабельности будут решены. Также ведется проработка алгоритмов дистанционного управления грузовиками во вредных для человека зонах.
По всей видимости, под «вредными для человека зонами» Ирек Гумеров подразумевает в том числе и зоны боевых действий. Косвенно это подтверждает интерес российских военных к беспилотным технологиям доставки грузов на поле боя. На КамАЗе эту информацию не комментируют, однако в начале января федеральные СМИ со ссылкой на неназванный источник в министерстве обороны сообщали, что в перспективе роботы должны составить до трети техники и вооружения Сухопутных войск России.
Справка SmartNews
Первыми беспилотные грузовики начали разрабатывать в США, когда их военные столкнулись с серьезным ростом потерь личного состава во время нападений иракских боевиков на конвои. За последние семь-восемь лет американские разработчики добились определенных результатов. Так, недавно прошли испытания беспилотных транспортных средств компании Oshkosh, которые доказали, что грузовики-роботы могут самостоятельно передвигаться по пустыне, пересеченной местности и лесным дорогам на дальние расстояния поодиночке или в составе колонн. Особенно военных порадовало, что грузовики-роботы передвигаются ночью в полной темноте, не включая фар, самостоятельно форсируя броды и объезжая неожиданно возникшие препятствия. Примечательно, что за несколько лет до этого пригнанные ветром кусты перекати-поля загнали тестируемый грузовик-робот в канаву, так как его компьютер решил, что это живые объекты, с которыми необходимо избегать столкновения.
Видео
По словам главного инженера беспилотных систем компании Oshkosh Джона Бека, понадобится еще около четырех-пяти лет для окончательной отработки системы и начала массового производства военных грузовиков-роботов. Его оценки совпадают с мнением главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона. На состоявшемся недавно автосалоне в Детройте он заявил, что коммерческие грузовые автомобили с автономным управлением появятся в салонах дилеров в 2020 году.
Если обнародованные на днях планы КамАЗа будут реализованы в срок и компания уже в 2020 году начнет выпускать свой конкурентоспособный робот-грузовик, то у татарстанского автопроизводителя будут все шансы закрепиться в новом перспективном сегменте мирового рынка. Специалисты оценивают его в сотни миллиардов, если не триллионы долларов.
— То, что КамАЗ занялся этим проектом, совершенно правильно. Это вложения в будущее компании, развитие инноваций, освоение новых технологий, создание интеллектуальной собственности. В результате этой работы могут появиться уникальные технические решения, которые вполне могут подойти и для традиционных грузовых автомобилей, выпускаемых компанией.
— Разработка систем управления для езды в городской среде, которые способны отслеживать одновременно множество параметров, аналогичные системам управления Google, — занятие весьма сложное и дорогое. Наиболее вероятным вариантом для КамАЗа представляется создание системы, контролирующей небольшое количество параметров, функционирующей в жестких условиях, например в условиях полигона.
Основной проблемой, которая до последнего времени сдерживала развитие беспилотных технологий в автотранспорте, было обеспечение безаварийного движения в городских условиях, когда не хватает времени на принятие решения в быстро меняющейся ситуации. Это не так просто, как кажется, даже для транспортных средств, оборудованных радарами, лазерами, видеокамерами и бортовыми компьютерами, оснащенными навигационным программным обеспечением.
Однако последние успехи компании Google — крупнейшей интернет-компании мира и по совместительству одного из ведущих разработчиков автономного управления автомобилей — показали, что «роботы» созрели для использования на общественных дорогах общего назначения, в окружении обычных водителей. Их машины откатали в тестовом режиме более 225 тыс. км по дорогам Калифорнии, причем 1600 км пройдено в полностью автоматическом режиме.
С началом производства беспилотных автомобилей зарубежные эксперты прогнозируют драматические изменения для автопроизводителей, страховщиков, энергетических компаний и других отраслей, живущих за счет автопрома. Сама Google, по словам основного разработчика проекта Себастьяна Трана, считает, что в результате внедрения беспилотных технологий на автотранспорте количество ДТП снизится на 90% (именно такая доля всех аварий происходит по вине водителей), настолько же сократится необходимое количество автомобилей, а следовательно, водителей и топлива. Возможно, именно беспилотные автомобили и грузовики смогут побороть пробки, которые грозят полностью закупорить дороги — кровеносные артерии экономики любой страны.
— Вероятно, пока такой транспорт будет использоваться ограниченно и на огороженной территории (базы, склады, аэропорты). При этом обязательно надо внести изменения в законодательство касаемо страховых случаев и разделения зоны ответственности при ДТП с участием роботизированного транспорта.
Дай им Бог сил и энергии довести это все до логического результата! Потому что против этой инновации, как обычно, поднимется весь мир, все старые пердуны, которые будут бояться потерять свои миллиарды, зарабатывающиеся на старых технологиях.
Мнения опрошенных SmartNews российских аналитиков о перспективах роботов-грузовиков разделились. Некоторые настроены скептически и не верят, что робототехника уже готова взять на себя водительские функции. Другие, напротив, отмечают, что технология уже вышла из стен лабораторий и активно тестируется на реальных дорогах.
— Гугломобиль — фантастическая идея. Пока нет ни высокой точности навигации-позиционирования, ни устройств, способных учесть все нюансы дорожного движения. Теоретически можно построить некую закрытую зону, где будут созданы идеальные условия для движения беспилотных автомобилей, но в массовом обращении в ближайшие 20 лет они не появятся.
— В США беспилотный легковой автомобиль уже проехал несколько тысяч километров и не попал ни в одно ДТП. Так что выбирать, как говорится, есть из чего. Считаю, что и в проекте КамАЗа компания будет сравнивать различные существующие системы и постарается выбрать наилучшую, и не факт, что это будет их собственная разработка.
Тем временем, по данным Минтранса РФ, ущерб от пробок на дорогах России с каждым годом растет и оценивается в 4,5–5,3 трлн рублей в год (7–9% ВВП). Парк автомобилей в России растет несоразмерно дорожной сети: за 10 лет число эксплуатируемых автотранспортных средств выросло в 1,7 раза, километраж дорог — лишь на 10%.
В теории автомобили-роботы могли бы стать своего рода общественным транспортом, после перевозки одного пассажира автоматически добираясь до следующего. «Беспилотник» сэкономит для водителей сотни тысяч рублей на покупку персональной машины, которая 95% времени стоит без дела. Они будут платить исключительно за километры в пути, причем по фиксированной ставке. Когда автомобиль-робот будет не нужен, он сможет самостоятельно парковаться вне жилых зон.
Если этот прогноз оправдается, то фактически станет реальностью средство передвижения «флип», на котором путешествовал по Москве 2084 года советский школьник Коля Герасимов из известного фантастического фильма «Гостья из будущего». Правда, пока автомобили-роботы не умеют летать, но и до 2084 года еще есть время.
Видео
А в Париже — сам видел — поезда метро идут без водителя. И никаких проблем.
да, вот оно и наступило, будущее. в афгане бы нам такие машины.. главное, чтобы заявление это не оказалось очередным чиновничьим пшиком вроде нанотехнологий. так хочется верить, что наш ОПК снова в числе первых
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе