Татарстан претендует на звание лидера в сегменте региональных авиаперевозок. Местные авиакомпании запускают более 50 новых маршрутов. Это сэкономит пассажирам и время, и деньги. Рейсы прямые, поэтому теперь добраться до одного из городов можно, минуя Москву. При этом низкая стоимость билетов делает перелет более выгодным, чем поездка на машине.
Авиакомпания «Татарстан» подписала с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) соглашение на покупку 15 легких самолетов Cessna, сообщил глава Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. Стоимость одного самолета — 75 млн рублей (2,5 млн долларов), 25–30% этой суммы авиакомпании компенсирует федеральный бюджет.
Справка SmartNews
Согласно постановлению правительства РФ № 1212 от 30 декабря 2011 года, российские авиакомпании имеют возможность получить из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые ими от лизинговых компаний по договорам лизинга, заключенным после 1 января 2012 года, для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок. Размер субсидии зависит от года выпуска самолета (чем новее — тем больше) и количества пассажирских мест.
Авиакомпания «Татарстан» — не первый российский авиаперевозчик, воспользовавшийся предоставленными льготами. Во второй половине 2012-го несколько авиакомпаний из Томска, Красноярска и Улан-Удэ закупили по 3–5 самолетов Cessna Caravan 208B для региональных перевозок и буквально на днях запустили первые коммерческие рейсы. Однако закупка в лизинг сразу 15 самолетов стала беспрецедентной для России — это половина всех проданных новых самолетов Cessna за 2012 год.
Справка SmartNews
Cessna Caravan 208B — это легкий одномоторный турбовинтовой самолет, способный перевозить до девяти пассажиров на расстояние до 1800 км. Крейсерская скорость воздушного судна составляет 320 км/ч. Самолет оснащен 675-сильным турбовинтовым двигателем, а также новейшим комплексом электронного оборудования Garmin 1000.
Такое количество самолетов может существенно изменить плачевную ситуацию с региональными перевозками в Поволжском федеральном округе. По словам представителей авиакомпании, Cessna будут летать по маршрутам Бегишево — Казань (три раза в день), Йошкар-Ола — Казань, Чебоксары — Казань, Ульяновск — Казань, Нурлат — Казань.
Это новая тема для региональной авиации. Сегодня, чтобы попасть в какой-нибудь город нашего же округа, надо полететь сначала в Москву и оттуда уже добираться. Региональная авиация пока никуда не годится, а это очень важная составляющая отрасли. Тем более что мы могли бы обслуживать и другие регионы, где авиация менее развита.
— Если сказать высоким слогом, Татарстан становится во главе возрождения региональных авиаперевозок в стране. Власти России несколько лет назад объявили о том, что намерены возродить региональные авиаперевозки в стране и будут помогать регионам в этом деле, и вот Татарстан самостоятельно сделал значимый шаг вперед, заказав такое количество самолетов. Выгода республики заключается в улучшении транспортной доступности отдаленных регионов, появлении новых рабочих мест, увеличении налоговых поступлений и в конечном итоге в улучшении социально-экономической ситуации в регионе. Что касается выбора самолета, то Cessna — одна из самых известных и уважаемых марок в мировой авиации, ее самолеты обладают отличными летными качествами, выгодны в обслуживании, просты в эксплуатации. Они выпускаются уже много лет и практически доведены до совершенства. Кроме того, именно эта модель достаточно легко может быть трансформирована из пассажирского в грузовой вариант, может садиться на грунтовые аэродромы, может быть поставлена на лыжи или стать гидропланом. Она выгодна с экономической точки зрения. То есть можно говорить, что выбор республиканских авиакомпаний во всех смыслах удачный, поэтому остается пожелать проекту успеха и смотреть за тем, как он будет развиваться.
По мнению Дмитрия Баранова, для татарстанских авиакомпаний выгода очевидна. Они расширяют сферу своей деятельности, вводят новые виды полетов для пассажиров. Кроме получения дохода от таких перевозок, они создают устойчивый пассажиропоток для своей основной летной программы — средне- и дальнемагистральных перевозок.
«Естественно, что компании будут делать всё, чтобы проект стал прибыльным, в противном случае нет никакого смысла его осуществлять. Но при этом они постараются предложить конкурентоспособные цены, чтобы не отпугнуть потенциальных пассажиров, ведь доход у жителей прочих населенных пунктов республики ниже, чем у жителей городов», — отметил эксперт. По его мнению, в Поволжском округе уже сформирован потенциальный спрос на такие полеты, который вполне может удовлетворить проект.
На днях правительство Татарстана приняло постановление предоставить 28,2 млн рублей из республиканского бюджета — таков размер субсидий авиакомпаниям за перевозки пассажиров из аэропортов республики в города ПФО в 2013 году. Внушительная сумма позволит оплатить 25% затрат на перевозку 16,9 тыс. пассажиров.
Справка SmartNews
Согласно постановлению правительства РФ, в рамках программы развития региональной авиации в Поволжском федеральном округе пассажир оплачивает только 50% стоимости перелета, 25% компенсируется федеральным бюджетом, еще 25% — региональным.
До 10 марта Росавиация определит авиаперевозчиков, которые будут работать в рамках новой программы. Маршруты свяжут 15 крупных городов округа 37 прямыми и 20 трансферными маршрутами. Деньги из бюджета будут поступать ежемесячно, сумма — варьироваться в зависимости от количества перевезенных пассажиров.
Руководство авиакомпании «Татарстан», которая находится в процессе объединения с другой крупной татарстанской авиакомпанией — «Ак Барс Аэро», рассчитывает, что приобретение 15 самолетов Cessna увеличит шансы на участие в этой программе.
Стоимость авиабилета будет меньше 2 тыс. рублей. Я думаю, это намного дешевле и выгоднее поездки на автомобиле. Но так как наши люди боятся летать на самолетах, в отличие от Костромской области, где летают на Ан-2 даже между деревнями, в начале действия программы спрос будет небольшой. Тем не менее я уверена, что в скором времени региональные авиаперевозки завоюют свою аудиторию и станут популярным видом транспорта, как и во время Советского Союза, когда даже из Ульяновска летало около 40 рейсов в день.
Впрочем, не все опрошенные SmartNews участники рынка авиаперевозок столь оптимистичны. Некоторые эксперты отмечают, что на расстоянии до 250 км от Казани (в эту зону попадают практически все предлагаемые маршруты) серьезную конкуренцию авиаперевозкам составят автомобили. По их мнению, на машине доехать до Казани из Чебоксар (165 км), Йошкар-Олы (145 км) или Набережных Челнов (220 км) быстрее, чем сначала добираться до местного аэропорта, потом перелететь в аэропорт Казань, а из него — в центр города.
С другой стороны, дальние рейсы — свыше 450 км — также вызывают сомнения у экспертов. Дело в том, что в закупаемой модификации Cessna 208B не предусмотрен туалет, а значит, находиться больше полутора часов в полете для пассажиров будет весьма проблематично.
Рейс Казань — Челны вряд ли будет востребован. Если бы как раньше, аэропорт был в городе, тогда это да. А так быстрее и проще на машине. Сейчас, когда половина пути уже 4-хполоска, дорога, даже не спеша, занимает меньше 3 часов. Если до Бугульмы летать будут, то это куда интереснее.
Предполагается, что «Караваны» помогут Международному аэропорту Казань стать де-факто региональным хабом — с близлежащих городов они будут оперативно доставлять сюда пассажиров, откуда те смогут разлетаться по всему свету на магистральных самолетах. Тем более что в Казанском аэропорту недавно завершилось строительство нового терминала, который будет обслуживать участников и гостей Универсиады.
Я приветствую идею развития региональных перевозок, но пока трудно говорить, как она в реальности будет реализована. Со своей стороны, мы проанализировали возможности аэропорта, чтобы сделать такие перевозки более привлекательными для пассажиров. Так как самолет Cessna берет на борт всего несколько пассажиров, то аэропорт Казань может до 30 минут сократить время их регистрации и оформления багажа. Разумеется, при безусловном сохранении необходимого уровня безопасности. Таким образом, сократится общее время пассажиров в пути.
Малая пассажирская авиация — это замечательно, спору нет, особенно если цены будут в адеквате. Плохо то, что закупаем за рубежом самолеты, хотя у нас был отличный задел в подобном классе. Вот где раздолье отечественному авиапрому.
Ай да молодцы, так ещё и министр авиации от Татарстана будет.
Однозначно хорошая новость. В среднем человек сэкономит приличные деньги и довольно много времени. А то, что теперь и маршрутов станет больше поспособствует потоку туристов.
Думаю наша гражданская авиация не так популярна, только потому, что цены на билеты большие. А при увеличении маршрутов, можно и на основные рейсы сделать скидки.
Здорово получается. такими темпами можно будет спокойно садиться на самолет в Хабаровске и прилетать в Москву довольно быстро и без накладок и пересадок. Но для этого нужно, что бы авиация была развита во всех городах, а не только в некоторых. Спасибо Татарстану, за то, что он положил начало.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе