Татарстанские дороги оборудовали фиксаторами скорости, которые не определить антирадаром. Разработали ноу-хау казанские программисты — резиденты ИТ-парка. Систему «Автодория» уже одобрили на федеральном уровне и теперь планируют внедрять во всех российских регионах.
Речь идет о стартап-разработке молодой казанской компании «Автодория», резидента столичной площадки ИТ-парка (кстати, совладельцем этого стартапа является супруга министра связи Николая Никифорова). Как рассказал SmartNews руководитель «Автодории» Антон Куховаренко, система определяет скорость автомобиля не в конкретной точке, а среднюю скорость на участке дороги.
Работает «Автодория» с помощью специальных датчиков. «Умные» видеокамеры, оборудованные внутри компьютером, установили вдоль республиканских трасс через каждый километр. Датчики фотографируют все автомобили и распознают их госномера. Затем система ГЛОНАСС фиксирует момент времени, когда был сделан снимок, и координаты (место снимка). Спустя километр ту же процедуру повторяет второй датчик. Данные с устройств поступают в вычислительный центр, где сверяют показания обоих приборов и рассчитывают среднюю скорость движения автомобиля.
Дальше «умная» программа проводит анализ, есть превышение скорости или нет. Если есть, то информация уходит в ГИБДД, если нет — просто удаляется.
Мне кажется, эта идея лежала на поверхности. Еще до появления радаров скорость примерно так и мерили — инспектор ГАИ стоял на дороге и секундомером засекал, за какое время автомобиль проехал между двух точек. Просто наша технология позволяет это делать в автоматическом режиме без участия человека. К нам, уже имеющим кое-какой опыт специалистам, мысль заняться этим вопросом пришла два года назад. Год мы мыкались по офисам знакомых, потом прошли в бизнес-инкубатор казанского ИТ-парка и стали первым его резидентом. Дальнейшая разработка велась там. Сейчас мы просто резиденты ИТ-парка.
Справка SmartNews
Согласно ЕГРЮЛ, созданная в июне 2011 года «Автодория» принадлежит компаниям «Центр-Сервис» (60%) и «Стартобаза» (40%). Владельцем 99% «Стартобазы» с 13 апреля 2012 года является Светлана Никифорова, супруга нынешнего главы Минкомсвязи РФ Николая Никифорова. Сам Никифоров до назначения на пост федерального министра связи работал в должности заместителя премьер-министра — министра информатизации и связи Республики Татарстан.
Видео
Тестирование приборов проводилось на участке трассы М7. За 48 дней прибор КРИС-П зафиксировал 12,5 тысячи нарушений скоростного режима, в то время как «Автодория» — 49 тысяч нарушений. Такие же испытания проводились в поселке Залесный. За 48 дней на КРИС-П «попались» 28 тысяч нарушителей, на регистраторы системы «Автодория» — 132 тысячи.
Вообще обкатка созданной технологии длится уже год. Совместно с ГИБДД «Автодория» установила за свой счет 16 комплексов: часть в Казани, часть на федеральной трассе М7, часть в поселке Сакуры. По словам Антона Куховаренко, за этот год была внесена уйма изменений в систему, и теперь она будет работать без сбоев в жару, холод, снег и дождь.
У нас, в Казани, они уже успешно используется и штрафы приходят. Все законно. Система развивается уже около тех лет. Лихачи боятся Автодорию как огня. 100% результат в любое время суток, кроме экстремального тумана.
Кто б такую штуку поставил у меня на перекрестке. Офигевшие водилы и *ные таксисты прут прямо на красный. Ментам вообще закон не писан. А все потому-что перекресток «далеко».
на каждом перекрестке в Мензялюшке надо понатыкать такие штуки… а то вообще ездить нармально разучились.
Если поставят через каждый километр, я к номеру лист клиновый приклею, а ночую приеду и начну демонтаж камер которые в глухой местности будут через каждый километр, а еще из пневматики по ним наверно здорово стрелять.
Тема вызвала сильнейший общественный резонанс: на просторах интернета на новость о появлении нового «контролера» не написал свой комментарий разве что ленивый. Определяющим для водителей стал тот факт, что установленную на дороге камеру нельзя будет засечь никаким радаром. Правда, как утверждают в «Автодории», в этом и нет никакого смысла.
Фото: Автодория
Это стационарные приборы, они никуда не перемещаются. Рано или поздно они появятся на специальных ресурсах, может быть, даже в навигаторах. То есть то, где установлены приборы, все будут знать. При этом эффект от прибора все равно будет, потому что неважно, с какой скоростью ты едешь мимо прибора, — важно соблюдать скоростной режим на всем пути следования.
Когда уже придумают скорость, которая не будет определяться радарами)))))
Обязательно к этому радару придумают антирадар. А вообще, чтобы не запоминать месторасположение радаров, НЕ НАРУШАЙТЕ ПДД!
Кроме того, автовладельцы строят предположения, что систему можно будет легко обмануть: проехать весь участок с превышением и несколько раз резко снизить скорость, чтобы среднеарифметическое значение оставалось в пределах разрешенных ограничений.
Молодцы! Если я влетаю на скорости 180 км/ч под первую камеру, а до второй не доезжаю (т.к. сворачиваю к себе во двор) значит штрафы приходить не будут, спасибо! Поставьте пожалуйста поскорее (г. Москва ул. Нижегородская).
Остановился между камерами покурил, и поехал дальше и никого не волнует, что ты попал под первую камеру на скорости 180)))))))))))))) В общем, опять деньги на ветер!!!
Фото: autotat.ru
Однако создатели «Автодории» имеют противоположное мнение.
Вопрос: чего вы этим хотите добиться? Вы хотите спокойно доехать до дома или обмануть камеру? Чисто теоретически обмануть возможно. Но представьте: камеры висят на расстоянии 1 км друг от друга. То есть, чтобы их обмануть, нужно первые 500 м проехать, превышая скорость, потом остановиться, подождать 10 минут и оставшиеся 500 м проехать не нарушая. В среднем скорость получится в пределах нормы. Но неужели кто-то будет каждый километр останавливаться только для того, чтобы обмануть камеру? Или вы лучше поедете равномерно быстро на допустимой скорости и доедете за то же время, при этом не создавая помех для других? На форумах многие кричат, что нужно обманывать эту систему, кто-то просит допустимую скорость увеличить… Но мне понравился один комментарий: «Давайте лучше не увеличим скорость на участке, а будем ехать все медленнее». Пусть мы будем ехать не 60 км/ч, а 40, зато не будет никогда пробок. В принципе наша система не нацелена на то, чтобы оштрафовать, она способствует выработке новой поведенческой модели у водителей: зачем я буду сейчас превышать и создавать заторы, лучше я поеду равномерно с одной средней скоростью.
Также у водителей возникает вопрос: если даже для прямой трассы устройства подходят идеально, то как будет отслеживаться средняя скорость на дорогах с поворотами?
они сами об этом и пишут, что толку мало… что на поворотах неверная фиксация… и в то же время презентуют… всё как обычно, сначала «кладут асфальт. а потом под ним трубы прокладывают»))))
Наша система в этом смысле справедливая. Есть вопрос: как измерить расстояние, которое я проехал, ведь я же мог ехать зигзагами, условно говоря, и пройденное время у меня будет больше? Наша система всегда считает, что водитель проехал по самому кратчайшему пути — по прямой. Можно ставить наши устройства и на дорогах с искривлениями — будет небольшая погрешность в пользу водителя. Да, на серпантине, на горной дороге, система будет не очень эффективна.
Но система «Автодория» будет развиваться. У ее авторов уже есть идея, как сделать так, что камеры, которые сегодня измеряют скорость, в будущем начали мерить и транспортные потоки, оценивать дорожную ситуацию, может быть, даже управлять этими потоками. Ребята уже встречались с представителями Google и «Яндекса».
По данным сайта правительства России, на днях система получила одобрение первого вице-премьера Игоря Шувалова. Он поручил «рассмотреть и законодательно закрепить внедрение системы “Автодория” с правом субъектов Федерации самостоятельно решать вопрос ее использования».
У ИТ-специалистов скорая трансляция «Автодории» на дорогах всех российских регионов не вызывает сомнения.
Мы не одни. Мы просто первые, кто это сделал. Мы грудью продавили, сертифицировали систему, прошли испытания. Сейчас конкуренты, я думаю, выйдут с похожими продуктами. И чтобы нам на Россию транслироваться, надо выигрывать в конкурсах, которые будут объявляться в каждом регионе. Надеемся на победу.
Сейчас к системе относятся по-разному. Есть те, кто говорят, что мы враги. Но есть и те (большинство), кто понимает, что система нужная. Если подумать, зачем гнать и рисковать жизнью? Выигрыш в 10 секунд. В 2012 году в России 27 991 человек погиб на дорогах.
Проект «Автодория» — это, несомненно, новый этап в развитии систем обеспечения безопасности на дорогах. С обычными радарами связано множество проблем. Кроме того что они определяются радарами и не учат людей ездить с разрешенной скоростью, это и стоимость самих радаров, и стоимость содержания, и даже увеличение количества аварий, которые возникают, когда оснащенные антирадарами автомобили резко тормозят на трассах. Всех этих проблем нет у «Автодории», она гораздо проще и дешевле в содержании, а эффективность в деле снижения количества лихачей, несомненно, выше. «Автодория» должна появиться на всех автодорогах России, конечно. У проекта очень большое будущее.
Команда «Автодория» очень сильная. Это один из самых удачных наших проектов. На его платформе могут возникнуть и развиться множество других сервисов и бизнесов. Проект будет успешным, такого рода решений у нас в России пока нет. Причем компания будет работать по принципу услуг — под ключ. Это общемировой тренд: компании уходят в сервисную модель, не хотят просто продавать «железки», будут сами всё устанавливать и обслуживать. То есть проект долгосрочный. Это экономически выгодная модель: интерес проявлен и со стороны государства, ГИБДД, «Автодора», и со стороны Google, «Яндекса». Подобные практики за рубежом показывают, что аварийность благодаря таким системам существенно падает.
Эксперты-транспортники, жизнь которых большей частью проходит в пути, на дороге, очень обрадовались появлению новой системы контроля скорости: по их мнению, возможность приехать на несколько минут раньше не стоит того, чтобы рисковать своей жизнью. Причем они отмечают, что год работы этих приборов на казанских дорогах положительно сказался на культуре поведения водителей.
— Всё, что ведет к улучшению исполнения законодательства, правильно.
В Казани сегодня мало водителей, превышающих скорость. Молодежь, правда, покупает недорогие отечественные машины и лихачит. А люди состоятельные в плане возраста и достатка ездят спокойно. Я недавно был в Ижевске, мы ехали с братом, и он мне говорит: «Ты что так плетешься?» А я уже привык, что у нас эти камеры стоят на дорогах, поэтому еду 60 км, не больше. Смотрю — и правда меня все обгоняют, подрезают. Но по-другому я уже не могу! А в других городах все гоняют — вот этого я уже долгое время не ощущаю в Казани. Я считаю, основной эффект появления таких камер — уменьшение количества ДТП со смертельным исходом, потому что любая авария — это сочетание максимум пяти факторов. И главным факторов всегда является превышение скорости. А потом уже «на дорогу выскочила девочка», «было темно», «одна фара не работала» и т. д. Если человек едет медленно, аварии, как правило, не бывает.
— За рубежом контроль за скоростью грузовиков осуществляется с помощью тахографов на стоянках. Сотрудник инспекции раз в день просит водителя предъявить тахограф, в котором содержатся сведения о режиме труда и отдыха и скорости, — эти данные невозможно подделать. Если твоя скорость вышла за 90 км, то тебя автоматически штрафуют. С 1 апреля такие тахографы станут обязательными и в России, поэтому смысла контролировать грузоперевозчиков камерами или радарами нет.
А вот легковушки контролировать подобным образом нужно. И я против повышения скоростного режима: сейчас на дорогах общего пользования хотят установить вместо 90 км 110 км, а на автомагистралях вместо 110 км 130. У нас менталитет такой: если стоит 130, значит, можно ехать 150. А на такой скорости отреагировать сложно: за полсекунды проезжаешь 20 м, что очень опасно. За границей ездят 90 км и никуда не опаздывают. У нас же на трассе М7 грузовики идут спокойно, по трафику, а легковушки обгоняют, создают аварийную ситуацию. Я практически не нарушаю режим, потому что, если даже ты очень быстро едешь, ты все равно приедешь раньше на пять минут, и не стоит ради них рисковать жизнью. В России, только когда накажут, люди начинают думать. А пока не поймали — будут гонять.
Как уже говорилось выше, идея «Автодории» не нова. В Европе таким способом контроль за движением осуществляется уже не первый год. И тут нам есть чему поучиться. Например, для большей точности в Великобритании и Франции комплексы фиксации средней скорости дублируются традиционными камерами, делающими замер в конкретной точке дороги.
В Татарстане вообще очень сильная служба ГИБДД. Потому как там поддержка с самого верха. Брат начальника ГИБДД РТ- президент республики.
Все это полумеры, лихачи как гоняли, так и будут гонять, вменяемые люди как ездили аккуратно, так и будут ездить, ничего толком не изменится. Культура вождения — она в головах начинается, а не на дороге.
Было в Англии такое движение — луддиты. Ну не нравились им машины, считали, что их надо разрушать. Конечно, лучше всего ездить по правилам. Особенно хорошо, когда они логичны и знаки на дорогах соответствуют не взбрыкам дорожных рабочих или хитростям гайцов, а именно ПДД и реальной ситуации. Но если игра по-прежнему будет вестись в одни ворота, жди новых луддитов.
12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе