В Татарстане теперь будут поощрять тех, кто знает родной татарский язык. За использование второго государственного в работе обещают 15-процентную надбавку к зарплате. Интернет-сообщество встретило это предложение негативно. В свою очередь, общественники видят в нем здравое зерно, но полагают, что нужно быть очень осторожными, чтобы не вызвать национальной розни.
В Татарстане разрабатывается целый комплекс мер для сохранения языка татар. По мнению ученых, это насущная необходимость, ведь количество областей, в которых можно использовать татарский язык, сокращается.
Анализ языковой ситуации показывает, что, несмотря на все наши усилия, функциональность татарского языка с каждым годом падает, уменьшается количество областей, в которых можно использовать татарский язык. В Татарстане можно спокойно прожить, не говоря на татарском ни одного слова. Но если вы приходите в какое-то учреждение, то вы имеете право, как гражданин, обращаться на своем родном языке, и вам обязаны предоставить соответствующую информацию на родном языке. Сегодня это не реализуется. Сокращается количество сфер применения языка, возникает угроза исчезновения языка. Чтобы татарский язык не исчез и не деградировал до уровня языка кухни и бытового общения, должны быть как минимум созданы условия для тех, кто желает использовать язык в своей деятельности. В этом и состоит задача новой программы.
Сейчас в Академии наук РТ готовят программу сохранения и изучения государственных языков республики. В ней пропишут и механизмы начисления надбавки за знание татарского. Рассчитана программа до 2023 года, но принять ее должны уже в апреле — в этом случае она начнет действовать с 1 января 2014-го.
Если мы реализуем эту программу, будет сделан большой шаг вперед. Мера о надбавке не решит языковой вопрос в полном объеме, но поможет его продвижению. Изучение татарского языка в РТ, знание татарского языка сегодня слабо мотивировано. Это происходит в связи с принятием ФЗ-309, в котором отменяется национальный компонент в сфере образования. В 2008 году Минобразования РФ издало приказ о сдаче экзаменов ЕГЭ только на русском языке. Это очень большой тормоз для сохранения и развития национального образования, ведь родители задумались: зачем отдавать ребенка в национальную школу, если экзамены все равно будет сдавать на русском языке? В 2009 году 48% татарских школьников получали образование на родном языке, а в 2012-м — только 43%. Это результат того, что заставляют сдавать ЕГЭ на русском языке. Мы много раз говорили, что это противоречит Конституции РФ, где написано, что все граждане имеют право получать образование на родном языке, а ведь ЕГЭ — это самый ответственный момент в процессе получения того же образования.
Видео
Взято со страницы Челнов в «ВКонтакте»
Народ встретил новую идею в штыки. В интернет-сообществе новость о денежном поощрении тех, кто владеет татарским языком, вызвала просто бурю возмущения.
Опоздали с программой безнадежно. Она не будет реализована. Деньги на ветер. Это типичный очередной прожект Академии наук РТ оторванный от действительности. Заставить учить любой язык, а не только татарский, невозможно. 15% надбавка к зарплате за знание татарского языка — это курам на смех. А что вообще татарского в республике осталось — в политике, образовании, культуре и т.д.? Этим бы анализом заняться Академии наук РТ. Будет Татарстан с понятной, внятной, адекватной «татарской» национальной политикой — и язык татарский неминуемо «отреагирует» на это, будет развиваться.
15% надбавка за знания двух языков — дискриминация по языковому признаку! Жалуетесь, что врачей, учителей не хватает? А кто же поедет к вам из других регионов??? Кто же захочет быть «второсортным» врачём только потому, что не владеет татарским языком, но зато (может быть) владеет в совершенстве (например) удмуртским, бурятским, чувашским! Надбавки необходимо давать за ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, а не за болтовню!!!!!!!!!!!
Может референдум провести? Я сам отродясь татарин, но пишу, читаю, разговариваю, слушаю, думаю только на русском. Таких как я, среди татар, множество. Первая жена была такой, и вторая такая же. Все шестеро детей также на все 100% русскоязычные. Я за то, чтобы человек сам выбирал на каком языке общаться…
в СССР жили, никто по татарски не разговаривал,(из чиновников) а сейчас может ещё и в магазине не обслужат, если я исамесез и рахмет не скажу? Какое у татарского языка практическое применение???? В деревню съездить и с абикой поговорить? Или подслушивать за бабушками возле подъезда?
Просто татарский язык медленно умирает, вот они и решили как то исправлять положение. идиотизм. С этим татарским одни проблемы. Беда в том что у нас нет нормальных преподавателей татарского, а пытаются научить всю республику,дохлый номер.
Не уверены в необходимости таких поощрительных мер и общественники. По их мнению, это может привести к национальной розни.
Это дискриминация, ее нельзя допустить, это разжигание национальной розни. Если кому-то будут доплачивать за то, что он, допустим, просто от рождения знает татарский язык, то это вызовет неприятие у коллег. Если повышать зарплату, то всем. Мы однозначно как профсоюз скажем, что такая прибавка — это неправильно. Нельзя за знание какого-то языка доплачивать. Говорю это объективно, потому что в апреле-мае сам буду записываться на курсы татарского языка: мне иногда приходят бумаги на татарском, а я прочитать их не могу. Но при этом я считаю, что каждый человек сам должен делать выбор, что ему изучать.
Само по себе это дело благое. Но у нас всегда суть выхолащивают и доводят всё до абсурда и профанации. Если механически будут отмечать галочкой, что человек знает два языка и ему добавляют 15%, то это неправильно. Если кто-то собирается реализовать подобное, то должен отдавать себе отчет, что это приведет к народным волнениям и разделению людей на русских и татар. Может быть даже национальный конфликт, ведь деньги после религии — самый острый вопрос. Не нужно разделять доходы русских и татар таким образом. Нужно поступать иначе. Надо определить, в каких профессиональных областях необходимо знание двух государственных языков и в какой мере. В зависимости от этого и определять размер надбавки за знание того или другого государственного языка.
Однако разработчики программы заверили SmartNews: если кто-то не хочет изучать языки — это его право, увольнять с работы его никто не собирается, просто он не будет получать надбавку. Речь идет в первую очередь о бюджетных организациях, в основном из сферы услуг, — о юристах, экономистах, работниках культуры, образования, ЖКХ, социальных служб и т. д.
В этих надбавках нет ничего плохого. Таким образом мы решили заинтересовать людей изучать языки. Например, я работал долгие годы директором Национальной библиотеки РТ, там платили за знание иностранных языков до 15% надбавку к зарплате. Никого это не смущало. Но разве в Татарстане немецкий нам нужнее, чем наши государственные языки?
Нет никакого ущемления, никого насильно изучать язык не заставляют, при поступлении на работу это не будет учитываться. У нас в России запрещено ущемлять права на основе расовой, языковой, религиозной, половой принадлежности. Это мера поощрительная, а не репрессивная. Я считаю, что вообще за владение языками нужно доплачивать: например, если экскурсовод ведет экскурсию на английском языке, то он имеет право на доплату по сравнению с экскурсоводом, который ведет только на русском или на татарском языке.
Авторы инициативы разъясняют: в программе речь идет о сохранении и развитии не только татарского языка, но и русского, чувашского, марийского, мордовского, удмуртского и других (их всего 183). На вопрос SmartNews о том, как конкретно в республике планируют развивать, например, русский язык, разработчики ответили, что сегодня в Татарстане реализуются программы «Русский язык в Татарстане» и «Русский язык как язык делового общения в поликультурной среде» (подготовка пособий и курсов для руководителей, чиновников).
Особое мнение по поводу ситуации с татарским у экспертов — работников культуры и филологов. Так, опрошенные SmartNews подошли к проблеме с более широких позиций и задались вопросом: а нужно ли вообще сохранять национальные языки и в какой форме?
— Сохранять национальные особенности нужно и можно. Только начинать надо не с надбавок, а с реальной работы и заботы о людях, сохранивших еще в своей культуре национальный колорит. Сохранять и поддерживать — это, к сожалению, не наш уровень. Мы больше любим ломать и строить новое. Язык, чтобы его начало использовать большее количество людей, нужно ввести в некий культ. Молодежь, к примеру, должна (при активном способствовании разных инфраструктур) вдруг осознать, что татарский язык — это очень актуально, говорить на нем модно и повсеместно нужно. То есть модель «я знаю татарский» невероятно весомой становится для общества. Только тогда люди будут стараться больше говорить на своем родном языке. Но, на мой взгляд, деньги — не самый хороший стимул. Деньги всегда создают разногласия, делят людей на какие-то группы. Одним будут платить больше, другим меньше… Привилегия не выведет на качественно другой уровень носителей языка и сам язык.
— Наверное, нужно ставить вопрос шире: насколько сегодня вообще необходимо сохранять, культивировать, поддерживать расовые и национальные различия? Мир изменился, стал интегрированным, и сохранить самость очень сложно, да и не совсем понятно для чего. Национальные особенности находятся на уровне личности человека, проявляются в бытовой жизни (еда, одежда, ритуалы), в особенностях психики и менталитета. Душа же человека таких отличий не знает — ей все равно, какой она национальности. Весь мир идет к тому, чтобы подняться над расовыми и национальными отличиями, мы приобретаем черты единого человечества. Мне кажется, что людей с ярко выраженным национальным самосознанием осталось на самом деле не так уж и много. Татарстан сейчас активно входит в мировое пространство, об этом говорят инициативы по проведению Универсиады, крупных спортивных, культурных, политических и экономических форумов, интенсивное превращение Казани в крупный современный мегаполис. При таких наших амбициях чиновники скорее должны быть международного уровня, чем узконационального.
Сохранить родную культуру — естественное желание каждого уважающего себя народа. Тем более когда речь идет о языке, о котором писал татарский поэт Габдулла Тукай: «И туган тел, и матур тел, ткм-нкмне теле!» («Родной красивый язык, на котором говорили моя мать и мой отец»). Однако важны методы, с помощью которых достигается результат. Если они вызывают в обществе конфликты и раздоры, нужно искать другие, более приемлемые способы поддержки национальной самобытности.
По большому счету, это дискриминация по языковому признаку. Получается, ты можешь быть никаким специалистом, но получать надбавку за знание языка.
Союз развалился отчасти именно из-за языкового вопроса, и то, что русский не должен быть языком приоритетным — это факт, его засилье повсеместно — это прямое нарушение конституции. Но вот надбавка за знание языка — мера очень неоднозначная. Надбавки должны даваться за профессиональные качества, а не за знание языков.
По мне, это странный способ сохранить родную культуру — такой шаг может вызвать только негативную реакцию, ничего больше.
Люди могут возмущаться и дальше, а могут учить язык и получать надбавку, по-моему, очень неплохо придумано, получают же офисные работники со знанием, к примеру, английского языка более высокую зарплату. Вот тут приблизительно та же ситуация.
То-то и оно, что национальный язык — это такой «кирпичик», который можно вложить куда угодно, в стену общего дома и в «Великую Татарскую стену». Всё зависит от замысла строителей
23 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе