В Татарстане почти треть браков заключается между людьми разной национальности. Причем, как отмечают социологи, большинству русских не важна национальность второй половины, а вот татары — более избирательны. SmartNews узнал о трудностях и радостях, возникающих в отношениях русско-татарских семей.
Зарина Гаряева и Игорь Иванов женаты уже 5 лет. У Игоря папа — русский, мама — татарка, принявшая православие. Он окончил духовную семинарию и пел в церковном хоре. Зарина воспитывалась отцом-татарином в традициях ислама, хотя мама ее — русская. Зарина часто ходит на всенощные службы в храм, где поет Игорь. Когда они поженились, то сделали никах (мусульманский обряд венчания). А их дочка пойдет в первый класс в еврейскую школу (просто потому, что школа хорошая) и с первого класса будет учить иврит. И, по мнению молодых, их ситуация — не исключение.
В Казани мало кто на национальность обращает внимание. Все уже привыкли. У нас со всех сторон смешанная семья. Это пример того, что смешанные браки не конфликтуют из-за религии. Каждый из нас остался в своей вере, но для нас нет границ.
Ее слова косвенно подтверждает официальная статистика: в Татарстане каждый пятый брак — межнациональный. И такая тенденция сохраняется в республике с начала 1990-х.
В 2012 году было заключено 6893 межнациональных браков (общее количество браков — 33 172). Причем речь не только о татарах и русских, но и о других народах России. В 2011 году число смешанных браков составляло 22% от общего количества браков (или 7881). И эти 20–2% сохраняются уже с 1990-х годов. Татарстан всегда являлся регионом толерантным, межнациональный мир и согласие присуще нашему народу. Испокон веков у нас смешение. Это уже наша обыденная повседневная жизнь.
Видео
Видео взято у пользователя TatarBozqurd.
Правда, уточняет начальник Управления ЗАГС РТ Эльмира Зарипова, граждане только по желанию указывают свою национальность при вступлении в брак. Поэтому можно поверить и неофициальным данным, которые приводят независимые эксперты на просторах Интернета. По ним 30% союзов в Татарстане — смешанные.
Однако социологи видят свои тонкости в этом вопросе. Одно из последних крупных исследований в этой области было проведено в 2010 году, тогда анализировался Тетюшский район республики — самый колоритный и многонациональный. В нем проживает примерно 24 тыс. человек: 11 тыс. — в городе, и 13 тыс. — на селе. Согласно исследованию «Этно-культурные традиции как основа укрепления семьи на примере Тетюшского района РТ» (авторы: Галиуллина Г.Р., Ильдарханова Ф.А., Галеева Г.И.), русскому человеку неважно, какой национальности его жена или муж. А вот татары наиболее избирательны в этом вопросе: они в 90% случаев женятся на человеке своей национальности. В других случаях — выбирают себе только русскую, с чувашами и мордвинами не вступают в брак.
Справка SmartNews
В Тетюшском районе РТ количество браков между русскими — 73%, между русскими и татарами — 8%, между русскими и чувашами — 4,8%, между русскими и мордвинами — 25%. Чуваши: с чувашами— 76%, с русскими — 5%, с татарами — 1,6%. Мордвины: с мордвинами — 75%, с русскими — 14,6%, с чувашами — 19%.
Ученые изучали, какая национальность обычно доминирует в смешанном браке. Оказалось, дело в гендерном различии. Какую религию исповедует жена — такой религии придерживается и семья в целом. Причем праздники обычно отмечают либо и той, и другой традиции, либо только традиции жены. Дети воспитываются по тому же принципу.
Причем за последние годы, отмечают исследователи, поменялось и отношение общества к смешанным бракам. Хотя молодые люди, вступая в брак, очень редко обращают внимание на мнение родственников и знакомых, общество стало терпимее к их предпочтениям.
Справка SmartNews
По мнению русских, мордвин и чувашей, национальность в браке не имеет значения, а вот большинство татар ответило, что считают брак с человеком другой национальности нежелательным. Опрос: «Как бы вы отнеслись к тому, что кто-то из ближайших родственников вступил в брак с человеком другой национальности?». Ответы: «Считаю этот брак нежелательным» (русские — 10%, татары — 33%, чуваши — 7%, мордва — 12%), «Национальные браки не имеют значения, если они общаются на языке моего народа» (русские — 20%, татары — 13%, чуваши — 26%, мордва — 20%), «Предпочел бы человека своей национальности, но возражать бы не стал» (русские — 16%, татары — 26%, чуваши — 14%, мордва — 31%), «Национальность в браке не имеет значения» (русские — 43%, татары — 24%, чуваши — 52%, мордва — 31%).
— Изначально татарские браки были более крепкими. Русские браки не столь продолжительные. Смешанные браки по продолжительности были в среднем длиннее, чем чисто русские, но короче, чем чисто татарские. Однако в последнее время, когда смешанных браков стало всё больше, статистика показала следующую картину: если дети, рожденные в смешанном браке, заводят чисто татарскую семью, то продолжительность такого брака меньше, чем у детей, рожденных в чисто татарском браке. Повлияла русская картина семьи. Она менее устойчивая.
Казань столь подробно не изучалась: ученые говорят, что выборку в городе-миллионнике придется делать большую. Поэтому стоит делать скидку на то, что в сельских районах традиции значат больше, чем в городе, где они с легкостью размываются. Особенно это касается светских семей, в которых не придерживаются религиозных традиций.
Дарья и Булат Рахматуллины — казанцы, женаты четвертый год. Он — чистокровный татарин, она — русская. По их словам, никаких проблем в отношениях нет. «Родственники мои не смотрели, как и я, на национальность. Его бабушка, которая училась в мусульманском заведении и носит платок, немного косо поглядывала сначала, но потом познакомились, всё стало хорошо», — рассказывает Дарья. В их семье не справляют религиозные праздники — разве что, как все, могут напечь куличи в Пасху, поздравляют дэуэнику («бабушка» по-татарски). Ребенок у них — не крещеный и не мусульманин. Решили, что, когда он вырастет, то сам определится.
У нас всё так просто еще и потому, что у мамы Булата второй муж — русский. Поэтому отношение и к православию, и к мусульманству равное. Ребенка мы назвали Эльдар. Мою свекровь зовут Эльза, а маму — Дарья. И с фамилией хорошо звучит. Ведь с татарской фамилией глупо будет звучать русское имя. Правда, моя мама работала много лет назад в церковной газете, и я с детства бывала в храме. Но я демократично отношусь ко всем традициям. Булат — атеист. Мать его, хотя и татарка, склонна даже больше к православному, мусульманского она ничего не знает. В больших городах смешанные браки — нормальное явление. В деревнях всё-таки немного сложнее, там традиции ценятся больше. Да и деревни у нас в основном либо русские, либо татарские. Смешанных деревень мало. Если в татарскую деревню привезут русскую жену или приедет русский муж, то там будут на них косо смотреть, да и в плане межкультурных коммуникаций будет сложно привыкнуть. Город же универсален с этой точки зрения.
У Татьяны Звонаревой и Ильдара Гайсина другой, печальный опыт. Они живут в Казани и встречаются уже шесть лет. С первого года мама Ильдара была против их отношений, даже отрекалась от сына. «У него мама носит платочек, она верующая. Он мусульманин. Я для них не подхожу. До сих пор не общаемся с родителями. Пытаемся наладить отношения, Ильдар меня защищает, встает горой, за что я ему очень благодарна», — говорит Татьяна. У нее есть опасения, что с возрастом и Ильдару станет важнее религия. «Его папа, бабушка и сестра — светские люди, с ними нормальные отношения. И мама его до 40 лет была обычным человеком, а потом кардинально ушла в религию. Это остальным членам семьи очень мешает жить. У них кошмар дома творится. Им приходится иногда вечером, часов в 10, когда мама ложится спать, доставать из тайного шкафчика шашлык из свинины, колбасу, выпивать. Они так делают, чтобы маму не расстраивать. Но, с другой стороны, — это тоже не жизнь», — считает Татьяна.
Трудности на почве религии возникают и между влюбленными: относительно бракосочетания, религии будущих детей. Однако, уверяет Татьяна, они всё стараются заранее обговорить. Пришли к согласию, что проведут никах, но без родителей. Обрезание сделают ребенку, только если это не будет наносить вреда его здоровью.
Очень важно, чтобы он был на моей стороне, чтобы родители не влезали в наши отношения. Я сама атеистка. У Ильдара брат женат на русской. Она в свое время «прогнулась», сделала никах, платочек одевает, но тайно носит крестик и прячет его. Я же Ильдару сразу говорю: ты берешь в жены русскую, поэтому не надо права качать и перевоспитывать. Почему сразу не берут своей веры? Значит, что-то не нравится. Если берешь замуж меня, то считайся с моей точкой зрения тоже.
По мнению девушек, с которыми общался SmartNews, татарские мужчины отличаются от русских.
Татарский мужчина от русского отличается. Мне есть с чем сравнивать. Мой первый муж был абсолютно русский. Мужчина с татарскими корнями больше в дом смотрит, чем наружу. У него интересы концентрируются на семье, а у русского — на внешних интересах, хобби.
Татарские мужчины отличаются от русских. Это не плюс и минус, это другая культура. Вот если после работы возвращаешься в 7–8 часов вечера, русский мужчина встретит и скажет: «Ладно, ничего страшного, давай пельмешки сварим». С татарским мужчиной такое неприемлемо. Я и в 10 часов приезжала домой и стояла у плиты, и вытирала пыль, и готовила. Но я не считаю, что это очень плохо. Татарин легко может разрешить жене не работать, чтобы только дома было чисто и всё приготовлено. Просто я не люблю дома сидеть.
Родители Руслана Шарафутдинова тоже хотели, чтобы их сын нашел жену своей национальности и веры. Однако чувствам не прикажешь: Руслан встречается с Анной уже 4 года. «Выбирать я не могу, как есть — так есть. И чувства всё перекрыли», — говорит Руслан. Недавно он поступил в аспирантуру, решился вопрос с армией, и в ближайшее время он хочет сделать предложение Анне, и если она согласится — в летний отпуск сыграют свадьбу.
Но вопрос очень серьезный. Моя мама будет рада любому моему счастью. Мой папа всё же против брака, он мусульманин. Наверное, если я женюсь и поставлю его перед фактом, он будет в целом рад, но всё-таки у него камень в душе останется. С папой ее мы находим общий язык. А вот ее мама — очень набожная, православная. И с этим трудно. Девушка не хочет обидеть маму. Всё зависит от Ани, скажет она да или нет.
Самый главный вопрос, порождающий разногласия между влюбленными — кем будут их дети. Руслан согласен был бы не приучать их ни к какой религии, но Анна настаивает на православии. «Мы не набожные. Но каждый из нас хочет чего-нибудь от этого брака. Для нее важно венчание и крещение, для меня — никах. Я пока сам не могу перешагнуть через барьер, мне всё-таки будет не очень приятно видеть у детей крестик. Без ничего — я согласен», — делится своими сомнениями Руслан.
Я лояльно отношусь ко всем религиям, бываю в монастырях, приобщаюсь к культуре, на Крещение купаюсь в проруби. Мусульманские праздники отмечаю, но не яро, и хотя родители наседали, я всё же выбрал свою религию разумом. Поэтому не хочу быть малодушным в этих вопросах и хочу настоять на том, чтобы детей не крестили.
Я бы рекомендовал людям жениться на человеке своей религии — будет проще найти общий язык. Просто у нас, несмотря на любовь, ощущаются какие-то разногласия, а это всё равно когда-либо перерастет в ссору. Я не советовал бы своим детям вступать в смешанный брак. Но если они полюбят человека другой национальности, я не буду против, главное — их счастье.
Есть примеры, когда из-за сильной любви жена или муж готовы принять веру своего избранника. Динара и Денис Дряхловы из Набережных Челнов женаты уже пять лет, у них два сына — Саша и Андрей. Выйдя замуж за Дениса, Динара приняла православие. Их дети — крещеные, они обязательно отмечают православные праздники, ходят в храм.
Каждый человек сам решает, следовать ли ему своему счастью или традициям. Кто-то строго идет вслед за традициями, а кому-то важнее быть рядом с любимым человеком.
Я не была глубокой мусульманской, не посещала мечеть, не читала намаз и Коран. Родственников своих, татар, всегда поздравляю с мусульманскими праздниками, а в семье мы их не отмечаем. Родители хорошо отнеслись к моему решению, потому что если я уже замужем за русским, то естественно, что кто-то должен кому-то уступить. Иначе семья не получится. Все сегодня друг друга стараются понять. В обществе нет никакого осуждения, тем более, что Набережные Челны — город многонациональный, сюда строители со всех регионов приезжали, здесь много смешанных браков.
Молодой человек Муса Шарипов ради любви к русской девушке Екатерине, с которой встречается 2 года, тоже готов принять православие.
Если просто общаться, то никаких проблем не возникает. Если глядеть в будущее, то появляются проблемы. Планы у нас серьезные. Моя девушка воспитана в верующей, православной семье, она постится. Я люблю ее и ради этого готов на всё, на жертвы, чтобы быть с ней. Я, конечно, сомневаюсь, смогу ли я принять православие, но возможно и это. Потому что я такой человек, для меня важны чувства. Мои родные понимают меня, с мамой недавно говорил об этом, она сказала: лишь бы ты был счастлив. Ее родители — не против, мы общались, но они хотят, чтобы наших детей крестили. Я пока не знаю, но готов. Сам я не религиозный, мусульманские праздники не отмечаю, только светские.
В обществе отношение к смешанным бракам хорошее, я считаю. Все зависит от того, как человек воспитан, насколько он терпим.
Представители духовенства выразили свою точку зрения на смешанные браки. По их мнению, главное в таких союзах — уважение к друг к другу.
— Религия не против. В Коране прописано, что мусульманину-мужчине можно жениться на иудейке и христианке. Здесь всё зависит от мудрости молодых и родителей. На никахе девушка подтверждает, что она христианка или иудейка, парень — что он мусульманин. Мы и ему, и ей объясняем, что они должны своей веры придерживаться. Мы говорим невесте: читай Литургию, Новый завет, держи пост. Если они из уважения друг к другу ходят и в храм, и в мечеть, то это мудрость. Многие такие пары и в праздники поздравляют друг друга: она ему во время Уразы готовит кушать, он ей помогает во время Рождества и Пасхи. Советую не откладывать духовное воспитание детей. Некоторые говорят, что ребенок вырастет и сам определится. Но в 20 лет он уже совсем с другим определяется, к сожалению. И когда девушка-христианка замуж за мусульманина выходит, я ее прошу мудро подойти и не стараться тянуть на себя одеяло. Муж — как отец — сначала сам должен заняться духовным воспитанием детей. Он мужчина, глава семьи и за семью ответственен. Сколько лет я в Кул-Шарифе служил, у нас много было официальных делегаций, и все поражаются жизни в Казани. Конфронтаций у нас нет. В обществе к смешанным бракам относятся хорошо. На одном этаже 6 квартир — три татарских, три русских, и все дружно живут. Даже по миру уже нет такого ортодоксального отношения. Муж — араб, супруга — француженка, жена — швейцарка, муж — турок и так далее. Хорошо, что люди в таких семьях живут счастливо. Всё зависит только от нашей мудрости и цивилизованности. Бог — один, по-русски мы его называем Господь Бог, в Коране — Аллах.
— В светском обществе вопрос такой не стоит, он приобретает остроту, если кто-то из супругов религиозен и старается жить в соответствии со своей традицией. Если человек религиозный и для него что-то значит его вера, православие или ислам, то я не буду благословлять такой брак. Потому что рано или поздно у таких людей возникнут противоречия на этой почве — это разница культур и традиций. Если же люди нерелигиозные, то ради Бога. Венчание — это таинство, которое возможно только между православными, потому что смысл венчания в том, что два разных человека становятся единой плотью, единым целым: не может одна его половина исповедовать православие, а другая — ислам. Да, Бог один, но это разные представления о боге, вероучительные истины в христианстве и исламе разные. Просто часто так бывает, когда христианка выходит замуж за мусульманина, для него религия сначала ничего не значит, а с годами он начинает переосмысливать и возникают сложности во взаимоотношениях. Поэтому надо изначально думать, кто будет твой избранник, и лучше выбирать единоверного супруга. Но если твоя вторая половина в другой религии, то ничего не поделаешь, надо жить вместе и строить отношения в духе любви и взаимопонимания.
Большинство войн в истории человечества возникало на почве национальной и религиозной розни. Об этом стоит помнить тем, кто спешит осудить молодых людей, которые, несмотря на традиции своей семьи, пытаются создать счастливую семью. Раньше любовь между людьми разных традиций становилась сюжетом для драмы. Стоит признать, что в современном интегрированном мире тенденция к смешению кровей набирает обороты, несмотря на сотни мелких конфликтов между влюбленными и их родителями.
Видео
Есть мнение, что смешанные браки — самые крепкие.
Ну вообще, обычно люди не смотрят на национальности. Ведь даже межрассовые браки есть. Может хватит уже предубеждений и делений на такие стереотипы?
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе