Машиностроительный завод Фото: Нелли Шестопалова
Власти города Юрги в Кемеровской области намерены уйти от зависимости от главного местного предприятия — машиностроительного завода. Юрга делает ставку на развитие строительной индустрии. Жители этого моногорода отмечают, что сейчас любое событие на «Юрмаше» сразу же отражается на их занятости и уровне доходов.
Это бывшее крупное оборонное предприятие (профиль — танковые пушки) несколько лет назад дышало на ладан и попало под банкротство. В итоге новый собственник основного предприятия города разделил завод на несколько ООО с разным профилем. Вместо оборонной продукции здесь выпускают горно-шахтное оборудование, грузоподъемную технику. Несколько последних лет ситуация на этих производствах улучшалась, налаживался выпуск и сбыт новой продукции.
Однако зависимость города от завода по-прежнему существенная. Любая нештатная ситуация на заводе оборачивается проблемами для Юрги.
52% всей произведенной продукции в городе — это машзавод. Но самая серьезная зависимость города — от ТЭЦ предприятия. Как только дела на предприятии идут не так, весь город это ощущает. Если возникнет угроза снижения производства на «Юрмаше» процентов на двадцать (а такое уже было), весь город просядет на 10%, уровень безработицы вырастет в два раза. Мы поставили цель уйти от этой зависимости. Наша ставка — развитие стройиндустрии.
Напомним, Юрга более всего известна как «город на осадном положении»: там до последнего времени находился один из крупнейших в регионе полигонов Минобороны для утилизации боеприпасов путем подрыва.
Видео
На сегодняшний день в городе уже действует крупное производство кровельных материалов корпорации «Технониколь». И сейчас это предприятие совместно с властями создает кластер предприятий стройиндустрии.
По словам Елены Сухаревой, для стимулирования прихода в город другого бизнеса власти создали зону экономического благоприятствования. В ее рамках работают 14 предприятий, занятых преимущественно выпуском строительных материалов. А в ближайшее время в зону войдут производство анкерных креплений для шахт, швейная фабрика и центр комплектации строительства.
Заместитель губернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов также отметил, что, наряду с условиями экономического благоприятствования, несомненное преимущество Юрги с точки зрения создания новых производств — это наличие свободных квалифицированных кадров.
В городе машиностроителей много высококвалифицированных кадров, занятых в прошлом на машзаводе. Кроме того, действует Юргинский институт Томского политехнического университета, готовящий специалистов для различных производств.
Областные власти также пообещали помогать городу налоговыми льготами и решением вопросов, связанных с разрешениями на строительство, ликвидацией административных барьеров. Также область будет привлекать федеральные деньги на создание инфраструктуры для нового бизнеса.
На прошлой неделе Юрга представила заявку в рабочую группу правительства России по финансированию моногородов. Ее стоимость — 1,3 млрд рублей. Деньги планируется привлечь на строительство коллектора, дороги и газовой котельной в зоне экономического благоприятствования. Кроме того, предусмотрены деньги на кредитование малого бизнеса и реконструкцию жилья. Заявка, как утверждают местные власти, уже предварительно одобрена.
По прогнозам, к 2015 году в Юрге с населением 80 тыс. человек планируется удвоить количество занятых и объем инвестиций, направляемых на новые проекты. А поступления в бюджеты и во внебюджетные фонды должны почти утроиться. Всего здесь планируется создать не менее 528 новых рабочих мест. Объем инвестиций оценивается в 4,1 млрд рублей.
«В других регионах средства также направлены на ремонт и строительство теплосетей, водопроводов, освещения, дорог». Когда спрашиваешь с монополистов за тарифы, обосновывают дороговизну ремонтом теплосетей и водопроводов. Зачем же им помогать, мы уже за ремонт платим.
Сейчас не решена главная задача — обеспечение новых производств и создание рабочих мест, но зато деньги тратятся на ремонт инфраструктуры. Это очень похоже на вложение денег в перекраску и тюнинг автомобиля, у которого нет двигателя. Правда, чиновники обещают приделать моногородам «двигатель», создав в них так называемые «якорные» предприятия. Вот только зримых очертаний таких проектов пока нет. А деньги на ремонт и желающие их освоить уже есть.
7 комментариев к материалу.