В Кемеровской области скоро некому будет преподавать в институтах и учить в школах. Единственный вуз, который готовит кадры для системы образования, — под угрозой закрытия. Министерство образования сочло Кузбасскую государственную педакадемию неэффективной и нуждающейся в реорганизации. Преподаватели и студенты в растерянности, общественность негодует. За академию вступились педагоги-ветераны.
О судьбе Кузбасской государственной педакадемии (КузГПА), которая в этом году готовилась отпраздновать 75-летний юбилей, заговорили в прошлом году — сразу после публикации рейтинга неэффективных вузов. КузГПА значилась в нем в третьей группе на «несчастливом» 13-м месте — в числе учебных заведений, которые нуждаются в реорганизации (всего таких вузов в стране набралось три десятка). При этом в списке кузбасских высших учебных заведений академия вообще оказалась на последнем месте практически по всем параметрам.
Справка SmartNews
Вуз был создан 1 сентября 1939 года. Тогда он назывался Сталинским учительским институтом. В академию преобразован в 2002 году. Готовит преподавательские кадры для учреждений общего и профессионального образования Кузбасса по 22 специальностям. Заслуги ученых и студентов академии получают признание на региональном, российском и международном уровнях. Академия активно сотрудничает с институтом Гете в Германии а также с учеными-геологами Сербии и Дрезденского технологического университета. В настоящее время в академии обучается 7 тыс. человек, в том числе около 3 тыс. студентов очной формы обучения.
Кузбасская государственная педагогическая академия Фото: frantob.ru
Сейчас судьба вуза остается туманной. Как признался SmartNews начальник департамента образования и науки Кемеровской области Артур Чепкасов, со времени появления «черного списка» и первоначальных комментариев минобра никакой новой информации руководство области не имеет.
Мы знаем ровно столько, сколько и обычные люди. Рейтинг составлен. Педакадемия — единственный вуз, который, согласно рейтингу, подлежит реорганизации. Мы до этого рассматривали несколько вариантов, которые по различным причинам уже отпали.
В частности, основной реорганизационной идеей было объединение академии с Сибирским государственным индустриальным университетом (СибГИУ), не попавшим в список неэффективных вузов. Еще осенью ректор КузГПА Сергей Редлих на заседании ученого совета предупреждал: если объединение не состоится, то это будет означать конец системы высшего педагогического образования в регионе.
Видео
Однако, как отметил Артур Чепкасов, это уже «прошлое дело». Руководству СибГИУ не очень нравилась идея объединения. По словам ректора Сергея Мочалова, СибГИУ «прошел аккредитацию в минобрнауки и уже сейчас является самодостаточным и мощным вузом». Сергей Павлович напомнил о современном тренде на усиление инженерно-технической подготовки специалистов. Он не исключил возможности преобразования учебного заведения в политехнический университет, после чего он займет доминирующие позиции в регионе.
В свою очередь, первый проректор КузГПА Максим Можаров также заявил о неопределенных перспективах академии. По его словам, руководство вуза «знает только то, что вуз, по мнению министерства, нуждается в реорганизации», а также то, что новый закон «Об образовании» предусматривает возможность создания сетевых вузов.
— Мы уже решили, что в этом году будем принимать новых студентов. И мы доучим нынешних студентов. Рассчитываем на поддержку области. И на то, что идея с сетевыми вузами будет реализовываться.
Артур Чепкасов считает это правильным решением.
Кузбасские власти, естественно, заинтересованы в том, чтобы в области было учебное заведение, которое готовит кадры для образовательных учреждений. Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники вуза шли в школы. Поддерживаем молодых специалистов. Будем помогать и вузу. Важно знать позицию министерства и правительства. Только они могут принимать решения.
Тем временем студенты и педагоги – ветераны вуза решили не терять времени и обратились сразу напрямую к министру образования Дмитрию Ливанову. И те, и другие напирают на то, что вуз — единственный в регионе, ориентированный на подготовку педагогических кадров.
Ветераны Кузбасской государственной педагогической академии глубоко огорчены тем, что по результатам оценки вузов по рейтинговой системе Министерства образования и науки Российской Федерации вуз (КузГПА), которому отданы многие годы плодотворного труда, оказался в числе неэффективных и должен быть либо закрытым совсем, либо оказаться в составе другого вуза, потерять свою самостоятельность, свое лицо. Надеемся, что благоразумие органов власти государства и области не допустит разрушения вуза и системы подготовки учительских кадров для средней школы, средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования.
Я студент первого курса. Хочу учиться там, куда поступал. В школе замучили реформами, преобразованиями. А теперь и в вузе все эти реорганизации, реформы. И мне нравится тут учиться. Атмосфера, преподаватели прекрасные. Хочется учиться, а не думать о том, что будет дальше. Именно поэтому мы с друзьями собрались и написали открытое письмо министру.
Позицию ветеранов пояснил председатель совета ветеранов вуза Сергей Иванищев. По его словам, многие критерии оценки эффективности вузов спорны.
К недостаткам относят, в частности, отсутствие в вузе большого количества иностранных студентов. А может ли вуз, осуществляющий подготовку учителей для своего региона, находящегося в центре Сибири, привлечь внимание молодежи многих зарубежных стран?! В вину педагогическим вузам ставится и тот факт, что многие выпускники не идут работать в школу. Вуз ли в этом виноват?! Заработная плата молодого учителя поистине нищенская, на эту зарплату он себя прокормить не сможет, а уж купить одежду, книги, оргтехнику и подавно. Но при этом выпускники нашей академии не стоят на учете на бирже труда, находят применение знаниям, полученным в вузе.
Между тем, по данным Максима Можарова, сейчас в КузГПА на очной и заочной формах обучается порядка 7 тыс. студентов, и более 50% выпускников несмотря ни на что все-таки идут работать в школы. Поэтому на самом деле не все так плохо. Но если академию ликвидируют, в ближайшее время учить детей и молодежь в кузбасских школах и вузах будет попросту некому.
а в Израиле в каждом маленьком городе есть университет, и все довольны
Развитие любого направления зависит от поставленных перед реформаторами целей. Любой предприниматель (не в смысле — бизнесмен, а тот, кто хоть что-то начинает делать в быту) знает, что для достижения цели необходима концентрация усилий именно на задаче. Если поставил задачу пойти почистить зубы, то от этой цели не отказываются по причине «неэффективности» вложений в зубную пасту и щетку. Если же цель — сохранить деньги, сэкономленные на гигиене, то в минусе останется чистота зубов.
Исходя из действий Правительства (очевидно, что это не просто идея Минобраза, будь то Ливанов или Фурсенко), ясно, что ни развитие науки, ни образования целью не являются.
Индустриализация СССР заставила открывать вузы для специалистов металлургов, педагогов, врачей территориально. Сейчас такой задачи нет.
Высшее образование в кризисе, как ни крути. Я не о падении качества, попытках реформ и т. п. Еще в 2003 году был сделан прогноз, который на 100% состоялся, по демографической ситуации. Что через 10 лет поколение 15–20-летних резко сократится числом. Ну так сложится все — это будут дети 90-х, а их мало. Все так и вышло: на «выходе» из школ мало выпускников, и больше их не станет еще лет семь-десять, а на «входе» море разливанное вузов + армия предъявляет свой спрос, что сокращает число поступающих в вузы. В итоге сколько туда приходит? Горстка. «Размазать» ее по всем вузам — в итоге всегда найдутся те, кому достанется мало и не самых лучших. Как КузГПА. И достается таким вузам не лучшее законно, потому что сами вузы не молодцы. Будь спрос на образование высоким, а предложение низким, соглашались бы и на такое образование и такой диплом. А так что по любому, что-то придется делать. Тут вариантов два: либо вузов сократить число, либо число студентов надлежащего качества найти. Первое не требует денег, потому этот вариант и делают приоритетным. Для второго — нужен импорт студентов, но тогда нужно быть конкурентоспособным на мировом рынке высшего образования. А это трудно, хлопотно, денег требует (библиотеки, лаборатории, оборудование), настоящих талантов (ученых и преподавателей) нужно привлекать, и воровать трудно (конкурентоспособность рушит). Так что все получается как в анекдоте про солдатскую смекалку: «Прилетела солдату в окоп граната. Смекалистый солдат смекает: “П….ц!”»