Теперь для того, чтобы изучать главную ценность Кузбасса — уголь, не нужно ехать за сотни километров. В Кемерове построят угленаукоград — аналог новосибирского Академгородка. Жить и работать в нем будут не только маститые деятели науки, но и молодые ученые. Эксперты считают, что создание нового научного центра кардинально изменит ситуацию в угольной отрасли.
Идея создания в Кузбассе угленаукограда как подразделения Сибирского отделения РАН впервые прозвучала летом 2010 года на встрече губернатора Амана Тулеева с председателем СО РАН академиком Александром Асеевым и председателем Кемеровского научного центра СО РАН академиком Алексеем Конторовичем.
Сам проект предусматривает строительство научных, вспомогательных, административных зданий, жилья для ученых, гостиницы, выставочного центра. Стоимость всех работ оценивается в 16,5 млрд рублей. На сегодняшний день на средства, выделенные СО РАН, уже построен первый объект — здание Института угля. А теперь создан и Центр коллективного пользования для изучения полезного ископаемого.
Руководитель центра к. ф.-м. н. Сергей Созинов говорит, что похожие центры уже есть в нескольких регионах страны, но по угольной тематике этот центр стал первым.
До сих пор кузбасские научные центры, вузы были вынуждены обращаться в Новосибирск, в Томск и в другие города для проведения детального качественного анализа состава угля и получаемых из него продуктов. В самом регионе просто не было нужных приборов, исследования проводились обычным лабораторным способом. Такое положение вещей не просто увеличивало сроки исследовательских работ, но и в некоторых случаях снижало качество анализа материалов. Теперь все кардинально изменится.
В течение двух лет Кемеровский научный центр совместно с Институтом углехимии и химического материаловедения закупали самое передовое импортное оборудование. На это выделили порядка 120 млн рублей из средств СО РАН. С помощью полутора десятка приборов можно быстро и на самом высоком уровне провести полный анализ состава угля и его продуктов (кокса, смол, битумов и т. д.). Например, атомно-эмиссионный спектрометр с индуктивно связанной плазмой позволит определить элементарный (атомный) состав угля, термоанализатор — анализ изменений угля в процессе горения, а также продуктов горения.
Работать в центре будут не только сотрудники научных учреждений. К исследованиям привлекут и молодое поколение — студентов трех ведущих кузбасских вузов: Кузбасского государственного технического университета, Сибирского государственного индустриального университета и Кемеровского госуниверситета.
Наличие такого центра в регионе, таким образом, решает две задачи — повышение уровня научных исследований и современная подготовка специалистов. И его можно рассматривать как шаг к созданию угленаукограда.
По словам Алексея Конторовича, который первым и ввел в оборот само слово «угленаукоград», этот научный центр стал точкой притяжения и для ведущих, авторитетных ученых, и для талантливой молодежи.
В стране фактически нет угольной науки, и ее необходимо восстанавливать быстро и качественно. В мире происходит угольная революция. Приведу две цифры. В 2000 году Китай добывал 1 млрд т угля, что впятеро больше российского показателя, а в 2006 году — 2,5 млрд! США в 2000 году добыли 800 млн т, а в 2006 году — 1 млрд 200 млн т. А Россия до сих пор не может достичь уровня 1990 года. Исключением является один регион. И этот регион — Кузбасс! Но развитие добычи требует технологической, а значит — научной поддержки, причем и сегодня, и на перспективу. Сегодняшнее оборудование, проекты шахт, системы жизнеобеспечения не соответствуют требованиям XXI века. И сам уголь пора перестать рассматривать только как топливо. Поэтому создание угленаукограда — задача государственной важности.
В ближайшей перспективе оснащение Центра коллективного пользования продолжится. А руководство Кемеровского научного центра намерено еще активнее привлекать внимание угольных компаний к развитию науки.
Видео
«Нано» забыли куда-нибудь прилепить в этом угленаукограде.
Без «наны» нынче успехов не видать.
Ведь «как корабль назовете, так он и поплывет», как известно…
Наше Сколково такое Сколково. Искренне не понимаю, почему все решили, что для того, чтобы заниматься наукой и околонаучными процессами, нужно обязательно что-то построить, вбухав в это огромные деньги? Мы кого поддерживаем — ученых или т. н. девелоперов? Ну привлекайте ученых сейчас, зачем для этого что-то строить. Их прямо посадить некуда и базу развернуть негде. Вон «свечка» стоит на набережной — там они будут жить, вон промзона пустая в 15 минутах ходьбы — там у них будет научно-производственная база. В чем проблема-то?
Сперва все шахты позакрывали, а теперь, наверно, будут восстанавливать, НО по-научному.
Вообще-то академический институт угля в Кемерове есть. Вроде еще дышит — ВостНИИ. Возможно, не вымерли кадры других НИИ, просто разбрелись по вузам. КузГТУ в основе своей угольный — бывший горный институт. Почему бы не появиться угольному академгородку? Тем более на федеральные деньги?
4 комментария к материалу.