В Кузбассе в отношении владельца трех шахт, не платившего зарплату горнякам, возбуждено уголовное дело. Накануне недобросовестного бизнесмена задержали в Москве и доставили в Кемерово. По данным следствия, он задолжал горнякам десятки миллионов рублей, а в дальнейшем намеревался и вовсе ликвидировать шахты.
Предпринимателя Бориса Якубука, владеющего тремя шахтами в городе Прокопьевске: ООО «Шахта “Зенковская”», ООО «Шахта “Коксовая-2”», ООО «Шахта им. Дзержинского», задержали в воскресенье в Москве. Поводом стали долги по зарплате работникам этих предприятий. Однако уголовное дело возбуждено по части 2 статьи 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»).
По обращению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области проведена проверка по фактам невыплаты заработной платы на ООО «Шахта “Зенковская”», ООО «Шахта “Коксовая-2”», ООО «Шахта им. Дзержинского». По результатам проверки в отношении 43-летнего фактического собственника шахт возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 201 УК РФ. По делу Борис Якубук пока проходит как подозреваемый. По версии следствия, он выводил имущество из собственности шахт в подконтрольные ему организации, намереваясь в будущем осуществить ликвидацию шахт, в том числе не удовлетворять требования кредиторов, не осуществлять выдачу заработной платы и иные обязательные выплаты. За последние несколько дней были проведены обыски в подконтрольных предпринимателю организациях. Изъято более десяти тысяч документов, проведены первые допросы. Пока следователи изучают эту информацию.
Сам бизнесмен сейчас недоступен для прессы, а представители областных властей говорят о том, что сейчас все это дело — прерогатива Следственного комитета.
Предприниматель, допустивший задержки по зарплате, выраженные в десятках миллионов рублей, сейчас задержан. Пусть следствие разбирается. Это не наш вопрос. Мы можем только содействовать следствию. Если говорить по существу, то каждый собственник должен нести ответственность за предприятия, за коллективы. Он с этим не справился.
Справка SmartNews
Шахты им. Дзержинского, «Коксовая» и «Зенковская» прежде входили в состав угольной компании «Прокопьевскуголь». Ровно 6 лет назад после того, как Новолипецкий меткомбинат, владевший «Прокопьевскуглем» продал эту компанию за 1 доллар (цена была такой из-за очень высокой убыточности предприятий) администрации города Прокопьевск. После этого часть активов «Прокопьевскугля» была продана кузбасскому холдингу «Сибирский деловой союз». Оставшаяся часть стала основой для ООО «Шахтоуправление “Прокопьевское”», учредителями которого стали терком профсоюза работников угольной промышленности Прокопьевска, а также предприниматели Дмитрий Суслопаров и Сергей Бойко. В состав шахтоуправления входили «Коксовая» и «Зенковская», которые позже были обанкрочены. В ходе банкротства имущество этих предприятий приобрел московский предприниматель Борис Якубук. В прошлом году он купил у «Сибирского делового союза» и шахту им. Дзерзинского. Мощность трех шахт составляет около 2 млн тонн угля в год.
Прокопьевские шахты считаются самыми проблемными в Кузбассе. Здесь сложные горно-геологические условия, высокая себестоимость добычи — следовательно, предприятия планово убыточны. Ежегодно в Кемеровской области поднимается вопрос о закрытии этих предприятий.
Видео
Это съемки в одной из уже закрытых шахт г. Прокопьевска. Видео взято у пользователя Алексей Кудря.
Однако на этот раз городские власти винят во всем самого собственника.
С 1999 года после ликвидации шахт в ходе реструктуризации угольной отрасли, высвобождения людей, социально-экономическая обстановка в городе нормализовалась. Однако высокая себестоимость добычи угля, низкая стоимость топлива на рынке делает их неконкурентоспособными. Поэтому в 2012 году с новым собственником были разработаны мероприятия по нормализации обстановки, по постепенному сокращению добычи. Однако некомпетентность руководства привела к тому, что раньше установленного срока была прекращена добыча на «Коксовой-2». И коллектив остался без работы. А на других предприятиях начались проблемы с выплатой зарплаты.
Работники предприятий в начале этого года начали обращаться к губернатору Аману Тулееву за помощью. Вот типичное письмо.
Уважаемый Аман Гумирович! Обратите, пожалуйста, свое внимание на мое письмо! У меня двое маленьких детей 1 год и 2 годика, муж работает на ООО «Шахта Зенковская» подземным электрослесарем, шахта не выдает зарплату, в январе не было аванса, и зарплату еще не выдали хотя уже сегодня 3 февраля! Как мы должны жить и на что кормить своих детей? Пожалуйста, посодействуйте в этом вопросе, нам больше не к кому обратиться. С уважением к вам!
Общая задолженность по зарплате в середине марта превысила 35 млн рублей. Речь шла о более чем 4 тыс. человек, выплаты которым составляли не более 27 тыс. рублей на человека.
Сам Борис Якубук объяснял все исключительно экономическими причинами, а также высокой изношенностью основных фондов предприятий. При себестоимости добычи одной тонны угля в среднем в 3 тыс. рублей уголь продается по 2 тыс. рублей.
Учитывая низкую цену на уголь и маленькие объемы добычи, не хватает средств от реализации угля на выплату зарплаты и другим платежам по шахтам. Необходимо повысить качество угля и увеличить объемы добычи. Однако изношенность горношахтного оборудования не позволяет выйти на рентабельный уровень добычи.
После совещания в обладминистрации в марте этого года, в ходе которого рассматривалась ситуация на шахтах, в теркоме Росуглепрофсоюза г. Прокопьевска SmartNews рассказали, что дело все же сдвинулось с мертвой точки.
Февральская зарплата была погашена. Однако на сегодня уже пришло время выплаты мартовской зарплаты. Это 85 млн рублей. Особый разговор о шахте «Коксовая-2». Сейчас она ликвидируется. Но прежде чем закрывать предприятие, надо было подумать о решении социальных вопросов. А сегодня же более 500 шахтеров встали на биржу труда. Мы рассчитываем, что совместными усилиями властей и правоохранительных органов можно будет что-то изменить.
На самих предприятиях шахтеры, тем временем, продолжают добывать уголь.
Нам платят частями с начала года. Дают по 3 тыс. рублей. Я работаю на шахте 30 лет. Такого не припомню. Даже в кризис нам платили зарплату. А теперь как эксперимент ставят. Сколько мы так протянем? Хуже 37-го года такое. Но мы уголь даем. Нельзя же работу не делать.
Сейчас в руководстве Зенковской и шахты им. Дзержинского сокращенный рабочий день- в конторе люди бывают до 15:00 или 16:00. А на Коксовой занято порядка 350 человек. Они поддерживают систему жизнеобеспечения ликвидируемой шахты. А в областной администрации ведутся переговоры о привлечении нового собственника на эти прокопьевские шахты.
«По версии следствия, бизнесмен собирался закрыть шахты, не рассчитавшись с кредиторами и работниками.» Жесть. Преступления ещё нет, а дело уже есть! «правовое» государство, чо.
Ну наверняка не просто так версия следствия появилась.
ну зато рабочие места сохранятся… разве не этого многие хотели?
горбатились на одну мафию, будут на другую, какая разница?
как раз недавно Гаранин хвастался, что нашли нового покупателя на Коксовую. Прокопьевск это как нелюбимая вредная жена. В случае развода — все заберет себе. Как с Лисиным.
2 комментария к материалу.