В Кировской области признали провальным эксперимент по замене традиционных школьных учебников электронными ридерами. Комиссия из чиновников, ученых и педагогов пришла к выводу, что использовать их в учебном процессе нецелесообразно. Гаджеты никак не изменили уровень усвоения школьной программы.
Кировская область, известная своим губернатором-блогером Никитой Белых, профинансировала покупку на 2012–2013 учебный год 100 ридеров вместо школьных учебников. Бюджету региона это обошлось в 1,2 млн рублей. 75 электронных книжек были переданы ученикам 7 и 8 классов трех учебных заведений Кирова и Кирово-Чепецка, еще 25 — учителям и руководителям учреждений образования. Был создан специальный координационный совет, который следил за ходом эксперимента.
Цель преследовалась благая: вместо нескольких кило учебников школьнику предложили тонкий и легкий ридер, в который зашито все содержание учебного материала за 7 и 8 классы. Одним движением руки ученик находил нужную страницу по истории или географии, физике или математике.
Справка SmartNews
Ридер PL-100 — электронное устройство с монохромным сенсорным экраном с диагональю 10,7 дюйма. Его основное преимущество перед аналогами состоит в том, что активная матрица изготовлена из полимерных транзисторов на гибкой подложке. Экран нельзя разбить, а потому он безопасен для детей. Школьники не могут удалить или изменить содержание текстов, устанавливать дополнительные программы, или скачивать фильмы, музыку и игры. Идеологи электронного учебника предполагали заложить в него всю школьную программу с 1 по 11 класс. Ридер разработан в Кавендишской лаборатории в Кэмбридже, а его «начинка» подготовлена с учетом всех рекомендаций Минобразования. В январе 2011 года Роснано вложило в разработчика ридера компанию Plastic Logic 150 млн долларов с условием, что она откроет предприятие по производству пластиковых экранов в «российской кремниевой долине» в Зеленограде. Соответственно ридер был представлен главой Роснано Анатолием Чубайсом президенту Путину еще летом 2011 года. Тогда госкомпания совместно с министерством предлагала внедрить «читалку» в младших классах всех школ страны. На проблему монохромоности указывали еще в то время. Проект должен был стартовать в Москве в прошлом году, однако попытка Минобразования, по сути, навязать родителям школьников покупку этих устройств провалилась.
В Лицее естественных наук Кирова в 7 «А» всем выдали ридеры, а в 7 «Б» продолжали заниматься по обычным учебникам. Интересно было сравнить, насколько оторвутся по уровню знаний ученики из класса «А» от товарищей из класса «Б». Но, к огромному разочарованию педагогов, успеваемость в 7 «А» не повысилась.
Более того, не сработал главный фактор, стимулирующий школьников, — интерес к новой электронной игрушке. Как рассказала SmartNews координатор проекта в департаменте образования Кировской области Людмила Золотова, интерес к гаджету у школьников быстро пропал.
Поначалу дети буквально выхватывали гаджеты из рук, чтобы посмотреть, как они работают. Любопытство было необычайным. Но интерес длился недолго — всего две-три недели. Ведь нынешних детей ничем уже и не удивишь. У них и сотовые телефоны, и компьютеры, и интернет! А в электронной книжке — ничего, кроме того, что можно найти в обычном учебнике.
С родителями учеников, которым выдавались ридеры, заключались отдельные договоры. Как заверили SmartNews в департаменте образования, материальной ответственности родителей за утрату или поломку гаджета в них не предусматривалось: иначе многие просто бы отказались брать вещь стоимостью 12 тыс. рублей.
Родителей обрадовало, что их чада не будут таскать на спине тяжелый ранец со стопкой учебников. Но оказалось, что гаджет не может заменить все школьные пособия. Это стало еще одним поводом для расстройства методистов и учителей.
Конечно, большое преимущество ридера — его небольшой вес. Но его экран монохромный, в то время как учебники цветные. В цвете-то все воспринимается иначе. Ридер не интерактивен. На нем нельзя выполнять домашние задания, не почитаешь дополнительной литературы, нет тестов, заданий. Мы ведь не могли все это знать заранее — нас просто поставили перед фактом: будем пробовать учиться по ридерам.
Вердикт педагогов и чиновников оказался противоречивым: устройство удовлетворительное, но использовать нецелесообразно. В результате новейшие устройства для Минобраза решили отправить в школьные библиотеки. А школьникам выдали обычные учебники.
Видео
Мы опрашивали родителей — только треть из них выразили желание приобрести новинку. Но сейчас такое время, все быстро меняется! Изобретут что-то новое — и мы вовсе не откажемся опробовать новый электронный учебник.
Хрень какая-то… «результаты признаны удовлетворительными», но «расширять нецелесообразно»… Суть-то в чем? Что тестировали-то? Конкретный гаджет или саму идею электронных учебников?
Распил очередной. К гадалке не ходи.
Однако неудача кировского эксперимента вовсе не отменяет то, что рано или поздно весь учебный процесс будет переведен в электронную форму. Хотя расходы на школьные пособия необычайно высоки: только в Кировской области школы тратят на приобретение учебников до 50 млн руб. в год.
Противоречивым вердикт скорее всего был из-за того, что учителя не хотели обидеть того, кто с такой инициативой выступил. А может, одному очень известному модернизатору какой-то чиновник хотел показать продвинутым и затеял возню с электронными книгами. Купите детям ноутбуки в школу — и делу конец.
Еще когда М. Горький говорил: «Книга — источник знаний». Современные родители сами не знают, что хотят, хотя в школу ходили, как и все, с учебниками. Я не знаю случая, что бы кто то надорвался. Зато знания получали настоящие, а не «от Чубайса».
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе