Спустя почти девять лет разбирательств, из которых четыре года ушло на судебные тяжбы, мусульмане в Костроме получили официальное решение на то, чтобы достроить мечеть в центре города. Но оказалось, что проблемы на этом не закончились. Многие местные жители категорически против появления мечети в городе с православными традициями.
Единственную в регионе мечеть начали строить еще в 2004-м. Но денег у мусульманской общины было не так много, и закончить просто-напросто не успели, а в 2009-м истек срок разрешения на строительство. Тогда мусульмане обратились в мэрию за продлением документа. Однако неожиданно вместо этого администрация Костромы подала иск о приостановке строительства, и суд признал его законным.
Строительство мемориальной мечети погибшим в Великой Отечественной войне было начато в 2004 году, в закладке первого камня участвовал ныне покойный губернатор Костромской области Виктор Андреевич Шершунов. Однако после его смерти в 2007 году отношение к нам стало меняться. Несмотря на то что новый губернатор заявил о том, что ничего против строительства не имеет, даже более того, окажет содействие, два года назад нам без объяснения причин не продлили разрешение на строительство. Нам дали понять, что минареты ни к чему в такой православной Костроме.
Справка SmartNews
Мнение имама имело под собой основание. Дело в том, что еще во время начала строительства культового сооружения жители Костромы написали жесткое обращение к властям в местную газету «Северная правда»: «Недавно мы узнали, что подписан проект уничтожения Костромы. Мы нисколько не сгущаем краски, ибо возведение на одной из центральных площадей гигантской мечети, превосходящей по размерам все наши соборы, перечеркнет облик древнего русского города».
Эскиз будущей Мемориальной мечети Костромы. Фото: dumrf.ru
Костромская мусульманская община подала встречный иск. И на протяжении четырех лет, пока шел процесс, не было ясности: быть или не быть костромской мечети. А ведь в строительство уже было вложено более 18 миллионов рублей.
И вот только 1 апреля 2013 года в мусульманскую общину неожиданно поступило разрешение главного архитектора. А перед этим и сити-менеджер Костромы официально дал добро на продолжение работ по возведению минарета.
Разрешенные сроки были просрочены. Сейчас все приведено в соответствие. Организация получила продление на строительство. Есть процедуры, которые должен пройти любой застройщик, независимо от того, объект культуры это или нет. А храмы — всегда оплот толерантности, взаимопонимания и уважения.
Справка SmartNews
Мечеть — место, куда мусульмане приходят для поклонения Всевышнему Аллаху. На арабском языке звучит как «аль-масджид», что в переводе означает «место, где совершаются земные поклоны». Внешне мечеть отличается от других зданий наличием минарета — башни, с которой муэдзин возвещает азан — призыв мусульман на молитву.
Однако далеко не все жители региона положительно встретили решение властей. Костромичи боятся, что строительство мечети станет началом «исламского нашествия». Противников создания минарета больше всего волнует засилье чуждой для православной Костромы религии и место строительства — практически центр города.
Есть такая поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Я против мечети. Ислам — агрессивная и воинственная религия. Сначала мечеть с минаретом, а потом что? Я приведу в школу детей, а у меня спросят, знают ли они арабский?
Пусть строят… но!!! Почему в центре города, почему чуть ли не рядом с православной часовней? Что, мало места в области? Или в Костроме, но на окраине?
Приедут шахидки, объявят тут всем джихад и начнут уничтожать наши храмы? Мне вот страшно…
Нам бы на чужих ошибках учиться, например у Франции. Но нет же, лучше выбрать меньшее зло, остаться толерантными и ждать наплыва исламистов. А лет так через дцать, «граждане» из аулов будут трактовать свои правила, и им будет глубоко плевать на толерантность.
Единого мнения на проблему нет даже у православных священнослужителей.
Понятно все-таки, на ком держится Россия, какая культура и духовная традиция лежит в ее основании. Одно дело, строить мечети в Татарстане или Чечне, другое – в Центральной России, в Москве – православной столице. Какое-то чувство меры все-таки должно быть. Приоритет должен быть у православного русского большинства. Тут и спора никакого быть не должно.
«Ко всякому будь милосерд, избавь его от беды как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных» — так говорил еще преподобный Феодосий Печерский. Но это не значит, что я откажусь от своей православной веры. И прихожанам своим буду рассказывать о христианских заповедях.
Между тем представители мусульманской общины успокаивают: ничего страшного в возведении мечети нет. В частности, недавно назначенный на пост председателя общины депутат областной Думы Флун Гумеров говорит, что одинаково относится ко всем религиям.
Я, безусловно, отношусь с уважением к мудрости всех религий. И да, я рад, что мечеть будет достроена. Ведь это еще и дань памяти тем, кто погиб в ВОВ. Надеюсь, что к юбилею Победы работы успеют завершить. Более того, буду не меньше рад появлению новых православных святынь. Важна толерантность, особенно в вопросах духовной жизни общества.
Мечеть строится мемориальная, памяти татар, которые героически воевали в Великоотечественную. Большинство в общине костромы это сунниты, но в мечети молится немало шиитов, никакой вражды нет и быть не может.
Справка SmartNews
Кстати, есть мнение, что у местных мусульман есть все основания считать костромские земли родными. Именно костромские татары тесно и неразрывно связаны с историей региона. По одной из легенд, знаменитый Ипатьевский монастырь был основан татарским царевичем из Золотой Орды. Родоначальник семьи Годуновых татарин Чет-мурза построил в Костроме православную обитель после того, как крестился и стал носить имя Захария.
Споры вокруг мечети продолжаются. Стихнет ли буря после окончания строительства мечети с минаретом, никто пока предсказать не берется.
Видео
Недавно скандал со строительством мечети разразился в московском районе Митино
6 комментариев к материалу.