Особый взгляд. Студентка придумала методику тактильного восприятия цвета

18
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Молодая художница из Костромы решила помочь незрячим людям и придумала, как можно «увидеть пальцами» шедевры мировой живописи.

Как признается Анастасия Касаткина, все началось со случайной встречи в автобусе. Молодая студентка разговорилась со слепым человеком о живописи и решила попробовать помочь «увидеть» картины.

ЯЯ решила подобрать материалы: ткани разные, может быть, какие-то другие материалы: древесину, ламинированные поверхности ― и попробовать сложить их так, чтобы незрячий человек чувствовал цвет. 

Анастасия Касаткина, автор методики, SmartNews

Художница начала собирать тактильные копии известных картин. Первый опыт был со знаменитым полотном Николая Рериха «Молния». Грубый драп ― это темное небо, зигзагообразные белые молнии выполнены из белого шелка. Прикоснувшись к такой картине, слепые люди были удивлены не только тем, что молния имеет такую сложную ветвистую форму, но и контрастом темного и светлого, который они чувствовали на ощупь. 

Все определяю пальцами. Это река идет, она как бы из-за гор извивается и за горы опять уходит. А вот горы. Это на переднем плане, она поближе и сзади в такой, наверное, дымке, а там еще дальние горы. Оказывается, этому можно научиться.

Мария Закалина, инвалид по зрению, SmartNews

Справка Smartnews

Сегодня в Костромской области около 2 тыс. инвалидов по зрению. Треть из них — абсолютно слепые люди. 

Эти представления складываются у человека с помощью осязательного анализатора. В мозг идет та же информация, что и через глаза, только идет она через руки и через осязательные образы.

Екатерина Иванова, кандидат психологических наук

Видео

Для того чтобы понять, как слепые ощущают цвет, и выявить закономерности, Анастасия провела десятки исследований. В итоге она узнала, что гладкие ткани незрячие воспринимают как светлые краски, мягкие и пушистые — как теплые оттенки, грубые материалы дают ощущение темных цветов.

Различные по цвету и фактуре ткани — вместо красок. Чтобы незрячие люди научились «видеть» на картинах линию горизонта, перспективу и удаленность предметов, Настя придумала серию специальных упражнений. Сегодня в ее импровизированной художественной мастерской почти ничего общего с живописью. Картины Анастасия собирает по кусочкам, сделанным по лекалам с макетов полотен Рериха, Куинджи, Сёра, Левитана. 

Для слепых все картины одинаковые. Для глухих вся музыка одинаковая.А для немых свой голос бесконечно разнообразен.

а еще часто показывают фильмы с переводом для слепых — т.е., голос за кадром описывает все происходящее в картине

Порой, мы пишем картины слепому и поем глухому, где на самом деле, нужно дать то, что ценно для него, а не для тебя.

Автор

Светлана Яруллина

Над статьей работала

Ксения Бабич

Новое на сайте