Молодая художница из Костромы решила помочь незрячим людям и придумала, как можно «увидеть пальцами» шедевры мировой живописи.
Как признается Анастасия Касаткина, все началось со случайной встречи в автобусе. Молодая студентка разговорилась со слепым человеком о живописи и решила попробовать помочь «увидеть» картины.
ЯЯ решила подобрать материалы: ткани разные, может быть, какие-то другие материалы: древесину, ламинированные поверхности ― и попробовать сложить их так, чтобы незрячий человек чувствовал цвет.
Художница начала собирать тактильные копии известных картин. Первый опыт был со знаменитым полотном Николая Рериха «Молния». Грубый драп ― это темное небо, зигзагообразные белые молнии выполнены из белого шелка. Прикоснувшись к такой картине, слепые люди были удивлены не только тем, что молния имеет такую сложную ветвистую форму, но и контрастом темного и светлого, который они чувствовали на ощупь.
Все определяю пальцами. Это река идет, она как бы из-за гор извивается и за горы опять уходит. А вот горы. Это на переднем плане, она поближе и сзади в такой, наверное, дымке, а там еще дальние горы. Оказывается, этому можно научиться.
Справка Smartnews
Сегодня в Костромской области около 2 тыс. инвалидов по зрению. Треть из них — абсолютно слепые люди.
Эти представления складываются у человека с помощью осязательного анализатора. В мозг идет та же информация, что и через глаза, только идет она через руки и через осязательные образы.
Видео
Для того чтобы понять, как слепые ощущают цвет, и выявить закономерности, Анастасия провела десятки исследований. В итоге она узнала, что гладкие ткани незрячие воспринимают как светлые краски, мягкие и пушистые — как теплые оттенки, грубые материалы дают ощущение темных цветов.
Различные по цвету и фактуре ткани — вместо красок. Чтобы незрячие люди научились «видеть» на картинах линию горизонта, перспективу и удаленность предметов, Настя придумала серию специальных упражнений. Сегодня в ее импровизированной художественной мастерской почти ничего общего с живописью. Картины Анастасия собирает по кусочкам, сделанным по лекалам с макетов полотен Рериха, Куинджи, Сёра, Левитана.
Для слепых все картины одинаковые. Для глухих вся музыка одинаковая.А для немых свой голос бесконечно разнообразен.
а еще часто показывают фильмы с переводом для слепых — т.е., голос за кадром описывает все происходящее в картине
Порой, мы пишем картины слепому и поем глухому, где на самом деле, нужно дать то, что ценно для него, а не для тебя.