Яхтенный спорт может стать вторым приоритетным туристическим направлением в Краснодарском крае после горнолыжного. Администрация региона обещает построить 10 специализированных яхтенных портов в течение восьми лет.
Проект развития яхтенной инфраструктуры в Краснодарском крае губернатор региона Александр Ткачев лично представил Дмитрию Медведеву во время Сочинского инвестиционного форума. Премьер по традиции посетил кубанский стенд, там-то Ткачев и провел Медведеву экспресс-экскурсию по всему маршруту размещения марин (так называются яхтенные стоянки) ― от Адлера до Анапы, показав места, где будут построены первые базовые порты. Их будет четыре — в Сочи, в Новороссийске, в Анапе и при Имеретинском порту. А к 2020-му количество марин на черноморском побережье планируют увеличить до 11.
Справка SmartNews
На сегодняшний день яхтенные порты Краснодарского края могут вместить не более 600 судов. За счет ускоренного строительства новых марин уже к Олимпиаде количество стояночных мест увеличится почти на тысячу, а к 2020 году — еще на 535. В общей сложности через восемь лет новые порты черноморского побережья смогут принимать более 2 тыс. туристических и спортивных судов.
Создание яхтенной инфраструктуры и соответствующее развитие приморских территорий должны стать приоритетным направлением для привлечения инвестиций из-за рубежа, считает главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин. Особенно важно развитие яхтенного спорта в период Олимпиады, заявил он.
Остальные участники форума, опрошенные корреспондентом SmartNews, также согласились с тем, что «парковок» для яхт в Краснодарском крае катастрофически не хватает.
— На Черном море всего три города имеют места для стоянок яхт — Сочи, Новороссийск и район Большого Утриша. Потребность во много раз больше. Мы теряем туристов, теряем деньги. В Новороссийске теоретически три стоянки для яхт. Теоретически ― потому что две стоянки в дремучем состоянии, а стоянка в Алексино не строится из-за спора хозяйственных субъектов. Все никак не решается вопрос по принадлежности земли. Надеюсь, что внимание, которое вызвал этот вопрос у руководителей государства, как-то сдвинет его с места.
Еще одна проблема, с которой предстоит как-то справиться региональным властям, — это особенности визового режима, установленного для «въезжающих» на территорию России по воде. Из-за сложности таможенных процедур отдых в Краснодарском крае практически недоступен для иностранных яхтсменов.
— Деятельность портов и марин в нашей стране связана с массой ограничений. Любой заход в порт надо согласовывать с рядом инстанций. На данный момент, чтобы впустить в российский порт или выпустить из него яхту, надо работать индивидуально с множеством ведомств, на что уходит около недели! Мы весьма рассчитываем на поправки в действующее законодательство.
— Развитие яхтенного туризма — действительно очень хорошая перспектива для Кубани. Но есть серьезная проблема — таможенный режим. Предложил его упростить. Если будут поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, сможем и этот туризм раскрутить. Сделаем все это — обеспечим бешеную прибыль стране. Россия огромна и прекрасна, турпотенциал у нее — лучший в мире. Надо его реализовывать. Яхтенный туризм — очень перспективная форма туризма. Сегодня наши граждане ежегодно оставляют за границей не менее 200 млн евро только за стоянку и обслуживание своих яхт.
В остальном проект развития яхтенной инфраструктуры в Краснодарском крае полностью готов к запуску. Недавно холдинг «Базэл» в очередной раз подтвердил свои намерения построить к 2014 году марину для мегаяхт в устье реки Мзымта. Порт со звучным названием Olympic Village Marina (Марина Олимпийской деревни) сможет принять от 600 до 700 крупных судов.
А Сочинский морской торговый порт уже принимает заявки на стоянки. Согласно официальному сообщению пресс-службы порта, не позднее ноября 2013 года в эксплуатацию будет введена марина вместимостью до 200 яхт с технической зоной. Проектом предусмотрена не только комфортная стоянка судов, но и возможность пользоваться пресной водой, электричеством и интернетом. Техническая зона будет отведена для мойки, профилактического осмотра, мелкого ремонта и заправки яхт топливом.
Справка SmartNews
Приблизительные тарифы на простой в Сочинском порту называются уже сейчас. Так, за яхту длиной до 12 м владельцу придется платить по 109 рублей в день, 12‒15 м — 112 рублей, 15‒18 м — 123 рубля, от 18 м и более — 130 рублей в сутки.
Место для еще одной марины определили в быстро развивающемся порту на Тонком мысу в Геленджике.
Стоянка будет рассчитана на 100 мест. Также здесь оборудуют два причала для круизных лайнеров. Это станет серьезным шагом вперед к развитию круизного туризма в городе, так как сейчас морские суда не имеют возможности останавливаться в Геленджике. Проект строительства марины включает также гостиничные комплексы и парковки для автомобилей.
Как уверяют в администрации края, строительство всех 11 марин должно завершиться не позднее чем в 2020 году.
Именно из-за стоянки, а скорее, из-за ее отсутствия я вынужден был в этом году свою яхту продать. Прошлой зимой мы оставили ее на стоянке в Черногории, а в этом году опять остались без места в Новороссийске, да и ремонт делать негде. Мы с женой уже люди немолодые, позволить себе нервы трепать не можем. Решили продать. Вот, может, скоро соберемся и купим новую, где-нибудь в Испании. Любимый вид спорта я бросать не собираюсь.
— Краснодарскому краю, омываемому двумя морями, самой природой предначертано иметь сильную школу парусного спорта. Сразу три наших представителя выступали на Олимпиаде в Лондоне. Поверьте, сегодня в крае очень много делается для развития парусного спорта, требующего дорогого и технически сложного оборудования.